Правильная организация учебной работы включает в себя ряд моментов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности. К внешним условиям относятся правильный режим работы, оборудование места для занятий, определение оптимального порядка приготовления уроков на каждый день и на всю неделю. К внутренним условиям можно отнести умение быстро включаться в работу, вести ее не отвлекаясь и в хорошем темпе, привычку садиться за уроки вопреки желанию погулять или поиграть.
Нежелание родителей оказывать помощь своим детям или допускаемые ими ошибки при попытке помочь могут приводить к самым неприятным последствиям, в числе которых одно из главных — появление у ребенка стойкого нежелания учиться. Но существует еще одно направление работы, которое родители не должны упускать из виду, когда речь идет о налаживании учебы у ребенка, недавно поступившего в школу. Оно тоже целиком ложится на семью, потому что школьный учитель может тут помочь разве что советом. Это выработка привычки к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Какая бы ни была хорошая погода, какая бы интересная передача ни шла по телевидению, чей бы день рождения ни отмечался сегодня, какой бы фильм ни шел в соседнем кинотеатре, какие бы хорошие гости ни нагрянули с визитом, короче говоря, что бы ни случилось — уроки должны
быть всегда сделаны, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть — это необходимо дать понять маленькому школьнику с первых его шагов на поприще учебы.
Правильно поступают те родители, которые дают понять ребенку, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьезными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было дел, которые родители не могли бы прервать по собственному усмотрению. Пошел ли он гулять во двор — его могут в любой момент позвать с прогулки; начал ли он игру — ее всегда могут
прекратить и позвать обедать. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое ни папа, ни мама практически никогда не прерывают! Естественно, что у этого дела (точнее, у этой деятельности) появляется совсем особый статус в глазах ребенка. Если его занятия нельзя прервать подобно тому, как нельзя мешать папе или маме, когда они работают, если старшие стараются его не тревожить и не шуметь и не позволяют (пусть с извинениями) делать это даже гостям, значит, уроки столь же важны,
как работа, которую выполняют взрослые.
Очень важным моментом в деле выработки привычки к неукоснительности занятий является четкое установление времени для них. Занятия всегда должны начинаться в одно и то же время. Только какие-то чрезвычайные обстоятельства могут быть причиной смещения времени занятий.
Здесь необходимо иметь в виду следующее. Для подавляющего большинства детей при необходимости заниматься каким-то малоприятным, скучным или трудным, но в то же время необходимым делом наиболее тяжелым оказывается начальный пери- Од — период включения в работу. Заставить себя приняться за нее, а затем заставить себя работать с полной отдачей бывает не так просто даже для взрослого. Как часто случается, что мы начинаем тянуть время, находя себе всяческие
якобы нужные дела, лишь бы отдалить момент начала неприятной работы. Как часто, приступив наконец к ней, мы испытываем внутреннее раздражение и тратим свои силы не столько на саму работу, сколько на преодоление этого раздражения. И в то же время все мы хорошо знаем, что, как бы ни была неприятна работа, по мере того, как мы продолжаем делать ее, преодолевая свое недовольство, это раздражение постепенно угасает. Мы, что называется, втягиваемся в работу и далее выполняем ее
уже без всякого принуждения, без насилия над собой, зачастую даже с пробудившимся интересом.
Сказанное вполне справедливо и по отношению к школьнику. Для него тоже самым трудным и неприятным является начальный период работы. Так вот, постоянство времени, отводимого для занятий, в очень значительной мере способствует тому, чтобы период включения в работу был максимально коротким и облегченным. Специально проведенные исследования показали, что у школьников, имеющих фиксированное время для занятий, к соответствующему
часу возникает состояние особой предрасположенности к умственной работе. У них проходит желание продолжать игры или прогулки, появляется что-то вроде легкого беспокойства и не слишком сильного, но все же вполне отчетливого ощущения: «Пора браться за уроки». Вступает в действие то, что на языке психологии именуется выработанной установкой. При таком настрое ребенку практически не приходится преодолевать или принуждать себя, принимаясь за уроки. Сформированная установка
позволяет свести почти до нуля особо мучительный период втягивания в работу.
Другой момент, столь же важный для выработки привычки к неукоснительному приготовлению заданий, состоит в следующем. Необходимо, чтобы у школьника было постоянное место для выполнения уроков.
Но почему так важно для маленького школьника иметь постоянное место для занятий? Не все ли равно, где ему готовить уроки, — было бы удобно сидеть, и никто не мешал бы работать. Такое рассуждение совершенно ошибочно. Дело в том, что у всякого человека, а у младшего школьника особенно в силу возрастных особенностей, обязательно вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определенное место для работы.
Когда она стала прочной, то бывает достаточно усесться за привычный стол, как возникает желание приступить к работе.
Подробнее о развитии ребенка, воспитании ребенка на сайте Наши Дети