Приглашаем читателей со всего мира на страницах этой рассылки делиться своим опытом на любые темы, интересные молодым родителям. Ваши достижения или ошибки; семейные или национальные традиции; домашнее обучение или детский сад; рецепты детской кухни и об остальном тоже :)
Адрес рассылки
malysh_rastet@rambler.ru
(пожалуйста, не забывайте в письме указывать свою страну (город) и адрес, куда Вам можно ответить)
Выпуск 13
3 Мая 2003 г.
Всем здравствуйте! Сегодня с Вами снова я - Lora, одна из соавторов этой рассылки.
В школе развития, куда я
хожу со своей полуторагодовалой дочерью,
система занятий такая: педагоги задают
общую направленность действий, а каждая
мама со своим ребенком занимается
персонально (рисуют, собирают пазлы, бегают,
ползают, поют, играют и так далее). Среди мам
встречаются там и бабушки. В нашей группе
есть один мальчик (назовем его Вася), с
которым занимается бабушка. Не знаю, как с
Васей общается мама, но бабушкины методы
меня просто удручают. Дети танцуют под
музыку: сначала надо топать, потом прыгать.
Бабушка: «Топай! Нет, не шагай, а топай. Вот
так. Что ты топаешь? Видишь, все уже прыгают?
Надо прыгать, а не бегать! Молодец, прыгай».
Собираем пирамидку, состоящую из
нескольких деревянных штырьков и
разноцветных шариков. Бабушка: «Надевай
красный шарик. Да не зеленый! Нет, не этот.
Красный надевай! Теперь синий давай. Да не
этот! Другой! Да, вот этот. Сюда надо зеленый.
Вон видишь ребята уже собрали? Это желтый, а
надо зеленый…» и так далее. Бабушка
поправляет ребенка практически во всем:
как сесть на стул (ни в коем случае нельзя
на него вставать ногами), как надо
ПРАВИЛЬНО сидеть (ровно, руки на коленях),
как надо ПРАВИЛЬНО стоять (ровненько, не
крутиться), как рисовать… как клеить… как
собирать головоломки… как ползать и как
махать флажком… При всем при этом Вася –
просто удивительный ребенок, в нем прям
таки горит огонек жажды знаний, он ловит
каждое слово педагогов, с готовностью
начинает играть во все игры. Он не
производит впечатление затюканного
ребенка, скорее наоборот – выглядит
довольно прогрессивно. Но лично у меня он
вызывает сострадание, иногда мне его даже
жаль. Какая разница, как он сядет на стул:
сразу попой или сначала встанет на него
ногами? Какая разница, какой надеть шарик:
красный или зеленый? Если задаваться целью
учить цвета, то не путем отбирания «неправильного»
шарика. Если ребенку весело и он под бодрую
музыку не топает, а прыгает – это
смертельно? Бабушка не дает Васе никакой
свободы действий, она постоянно требует от
него выполнения инструкций, у нее все либо
правильно, либо неправильно. В общем, это
тот случай, когда инициатива не поощряется
ни в каком виде. Я не знаю, каким вырастет
Вася. Возможно, ему будет проще жить, ведь
он привык выполнять чьи-то указания, он в
каждой ситуации будет знать, как ПРАВИЛЬНО
поступить и из Васи получится отличный
человек без претензий, без лишних вопросов
и без… инициативы. А в этом случае вполне
вероятно, что Васе будет трудно принимать
решения, брать на себя ответственность,
ведь он привык, что рядом с ним находится
бабушка, которая все за него давным-давно
решила.
На одном из занятий чья-то
мама сказала: «Где бы мне взять такую
бабушку?». И грустно вздохнула. Я тоже
вздохнула. Но по другой причине: слава Богу,
у моей дочери бабушки не такие.
(c) Lora
Родительский опыт
Ольга
(г. Краснодар): Прочитала я
статью "О манипуляциях" (выпуск
10) и решила написать. В аналогичной ситуации, когда моя дочь
запросилась на руки, я поставила сумку на землю, дала дочке попробовать ее поднять и объяснила, что сумка тяжелая. Поскольку сумка тяжелая, то нести их обеих я не могу, хотя я и мама. Поэтому мы будем стоять, пока она не отдохнет и не наберется сил для дальнейшего похода. Стоять, кстати, пришлось недолго. Но и нельзя сказать, чтобы детеныш сразу пошел. Мы успели поговорить на какую-то отвлеченную тему. И потом она довольно долго шла без энтузиазма, пока не увидела цель
– наш подъезд. На момент эксперимента дочке было полтора года.
Всем советую искать формы сотрудничества, а не конфронтации. И не искать для себя неразумных поступков.
Ольга:
Здравствуйте! Пишет вам
бабушка. Так сложилось, что мой внучек целый день у меня. Дочь живёт отдельно, но она учится и работает и зять тоже. Малышу 11месяцев, а я с ним с
двух. Своих детей (сына и дочь) я воспитывала сама и без бабушек и, помню, построже. Родители видят его реже и балуют.
У нас он может долго играть сам в манеже, только чтобы меня видеть или слышать
(так что, я теперь "пою") , или ползает и ходит по комнате . Всё опасное убрали и - полная свобода. Я говорю всем домашним:
" Это уже человек и ему нужна свобода. Слово НЕЛЬЗЯ нужно говорить крайне редко, чтобы оно не утратило силу. Ребёнку нельзя то, что НЕЛЬЗЯ НИКОМУ из взрослых - лизать пол, брать в рот с пола , бросать игрушки, делать не на горшочек, кричать и т.д. Всё другое - можно. А взрослые должны следить и не давать делать то, что ему ПОКА НЕЛЬЗЯ терпеливо и без эмоций. Мы на вас не кричали, не шлёпали, не ругали, а убеждали с пелёнок, как взрослых и старались не запретить, а убедить. "
Вы знаете наших детей, уже потом, нельзя было ничего ЗАСТАВИТЬ , но всегда можно было УБЕДИТЬ.
Они не были идеальными, шалили, как все дети, но как-то мы их убедили и они никогда не врали, а мы за проступки наказывали без унижения
(не били). Они учились хорошо и, хотя отметки бывали разные, умеют УЧИТЬСЯ. Это ведь труд и очень большой. А начиналось всё, я думаю, именно тогда, когда мы говорили МОЖНО, и одновременно
объясняли: можно, но... ты сломаешь, порвёшь, обидишь, сделаешь больно, будешь грязным и некрасивым и т.д.
Если малыш начинает хватает телефон или пульт от TV (как все взрослые), то я его отвлекаю и вообще разговариваю с ним, как со взрослым и не даю плакать. Знаете, он всё понимает.
Наталья:
Хотела бы сказать о закаливании.
Нет, мои дети не обливаются холодной водой и не бегают
босиком по снегу. Но я купаю их в прохладной воде (32 - 33 градуса)
и всегда одеваю их по погоде. Летом дочка уже в с двух недель у меня была в
трусиках и распашонке. Чепчик мы одевали только в сильный ветер. (Гуляя с ней
встречала детей того же возраста в костюмчике, теплой пеленке и еще в покрывале
сверху, а мамы чуть ли не в купальниках). Зимой одевала ползунки или колготки, майка и рубашечка, костюмчик,
чепчик, вязанная шапочка и теплый комбинезон. Так я ее и в
коляску и в санки. (Другие дети в теплом
комбинезоне, полностью закрытой коляске и еще закутанные сверху в одеяло). Каждая
встречная бабушка кричит, что мой ребенок замерз и что я издеваюсь над ребенком.
Но мой ребенок не мерзнет! И не болеет!
Водила еще в бассейн, но просто сил уже не хватило: сына вести в один бассейн,
дочку в другой - для грудничков и в декабре я дочку возить перестала, но потом
обязательно запишу, когда подрастет, в детский бассейн.
Всем удачи и здоровья!
Книга отзывов и предложений находится по адресу _lora_s@rambler.ru
Lora
(часть писем взята из неопубликованного архива рассылки "Малыш растет")
Ваше мнение нам тоже интересно, адрес рассылки: malysh_rastet@rambler.ru
(пожалуйста, не забывайте в письме указывать свою страну (город) и адрес, куда Вам можно ответить)
Перепечатка возможна только с точной ссылкой на рассылку и авторство
На страницах данной рассылки медицинские проблемы заболеваний, тактика их диагностики и лечения не обсуждаются. Просьба подобные вопросы не направлять, а обращаться к специалистам.