Рассылка: - Птицеводство. Сельское хозяйство. Информационные материалы. -
Здравствуйте уважаемые подписчики! Представляем Вашему вниманию, информацию с сайта www.agronews.ru Выпуск 226 (842) 30.11.04 “Зерновики пугают урожаем”. Президент Российского Зернового союза Аркадий Злочевский, по сути, вступил в скрытую полемику с министром сельского хозяйства Алексеем Гордеевым. Как заявил г-н Злочевский, высокие урожаи зерна создадут для России лишь одни неприятности, пишет "Российская газета".
"Произвести 100 и более миллионов тонн зерна для страны не проблема, Россия собирала и более 120 млн тонн, но в нынешних условиях большой урожай может создать большие проблемы", - констатировал главный зерновик страны. Безусловно, он имел в виду планы минсельхоза. Там предполагают, что к 2010 г. Россия будет производить порядка 120 млн тонн зерна, как за счет интенсификации производства, так и за счет введения в оборот ныне заброшенных 20 млн га пашни, которые в состоянии дать 30 млн тонн зерна.
Проблемы, по мнению Злочевского, будут заключаться в том, что зерно будет нечем ни убрать, ни перевезти. Инфраструктура хранения зерна создана еще в советские годы, когда элеваторы строили в регионах, потребляющих зерно, тогда как сейчас зерно хранят сами производители, а в житницах-то как раз мощных элеваторов нет. Российские порты, по прикидкам Злочевского,
могут отправить на экспорт 15 млн тонн (именно столько, по планам минсельхоза, страна будет вывозить в 2010 г.), но
доставить товар внутри страны к этим портам окажется практически невозможным: система речных перевозок разрушена, железная же дорога не справится хотя бы потому, что в России за последние 10 лет не построено ни одного вагона-зерновоза.
Вряд ли случайно, что это выступление г-на Злочевского на день опережало речь г-на Гордеева в Госдуме на "правительственном часе", где министр как раз собирался доложить депутатам о новых, грандиозных планах развития зернового производства. Понятно, что минсельхоз рассчитывает к 2010 г. подтянуть и транспортную инфраструктуру, и инфраструктуру хранения, и сельскохозяйственное машиностроение. А поскольку на самом деле зерновики "здесь и сейчас" не в состоянии собрать ни 100, ни 120 млн тонн, сверхидея, вложенная в речь Злочевского, заключается в том, чтобы побудить тех же депутатов к выделению субсидий из бюджета на строительство тех же элеваторов и объектов транспортной инфраструктуры. Обратим внимание и на то, что все вышеизложенные идеи выстроены в полном соответствии с интересами именно экспорта. Так, рекомендуется строительство элеваторов "в зернопроизводящих
регионах", которые почти все, по странной случайности, оказываются возле моря, то есть возле пунктов вывоза зерна
(Краснодарский, Ставропольский края и Ростовская область).
Напомним, что в 2002 г., когда Россия впервые собрала действительно хороший урожай, те же "экспортники" устроили "истерику" по поводу того, что для вывоза не хватает мощности портов. Как показало дальнейшее развитие событий, бизнес быстро сориентировался, и теперь проблем с зерновыми терминалами в наших портах считай, что и нет. Нет и особых сомнений, что к 2010 г., а то и раньше, прибыль, получаемая нашими экспортерами зерна, позволит без труда построить и элеваторы, и транспортные суда с вагонами. Но делать это целиком за счет собственной прибыли трейдеры не очень хотят. Удобнее придать проблеме статус "государственной", и побудить раскошелиться бюджет.