- Птицеводство. Сельское хозяйство. Информационные материалы. -
Здравствуйте уважаемые подписчики!
Представляем Вашему вниманию, пресс-релиз.
Выпуск 208 (824) 03.11.04 (часть 2)
"Как помирить импортеров и мясопереработчиков с животноводами?"
Вадим Медовиков - Президент Уральского Мясного Союза
Важной проблемой для развития отрасли остается недостаток инвестиций. Приток средств в отрасль осуществляется сегодня в основном из трех источников - собственные средства предприятий (мясопереработчики – основные инвесторы), федеральный и региональные бюджеты. Как правило, регионы, в которых возможно наиболее эффективно развивать сельское хозяйство являются дотационными и инвестиционные ожидания у региональных предприятий связаны лишь с дотациями и субвенциями. Необходимо создать рыночные регуляторы для нормального развития мясной промышленности:
1. Отменить страновой и «исторический» принципы распределения квот (ограничения имеет смысл вводить только в результате возникновения эпизоотической опасности) и предоставить возможность импортерам самим выбирать наиболее выгодных поставщиков;
2.Объединить квоту по говядине и предоставить возможность импортерам самим определять, какое мясо ввозить: замороженное или охлажденное;
3.Определять общее количество квот на импорт мяса на основе соглашения отраслевых союзов и Правительства РФ с ежегодным пересмотром и распределять их пропорционально численности населения проживающего в федеральных округах. С учетом структуры потребления за период 2002 - 2004 гг., на 2005 г. предлагается определить объем квот на импорт мяса в размере 2 миллионов тонн в год, из них 1 млн. тонн – птица, 600 тыс. тонн – свинина, 400 тыс. тонн – говядина (см. таблицу). Торги проводить не реже, чем раз в квартал, лотами от 200
до 500 тонн.
4. В административном центре каждого федерального округа организовать биржу, через которую осуществлять торги по продаже квот на импорт мяса, а также по продаже скота, мясосырья (как импортного, так и отечественного), фуражного зерна и прочей продукции, востребованной на мясном рынке;
5.Обеспечить продажу всего объема квот (в том числе и по птице) через региональные биржи, внедрить тем самым нормальные принципы ценообразования, предоставив возможность всем операторам мясного рынка осуществлять внешнеторговую деятельность;
6.Средства, полученные от реализации квот на бирже, и за растаможивание импортного мяса, направить в федеральные округа (пропорционально численности их населения) на прямую поддержку отечественных производителей мяса из расчета 50% в животноводство и 50% в птицеводство, через институт уполномоченных представителей МЭРТ и МСХ РФ в опорные пункты животноводства (ОПЖ).
Таблица 1
Округ
Население
(в млн. чел.)
Доля в общей численности населения РФ (в %)
Потребление мяса
(в тыс. тонн)
Годовая квота на импорт (в тыс. тонн)
Сумма сборов
(в млн.евро)
птица
свинина
говядина
всего
Таможня*
Аукцион**
ЦФО
38,000
26,18
1 900,2
261,8
157,08
104,72
523,6
104,72
209,44
СЗФО
13,974
9,62
698,2
96,2
57,72
38,48
192,4
38,48
76,96
ЮФО
22,907
15,78
1 145,3
157,8
94,68
63,12
315,6
63,12
126,24
ПФО
31,154
21,46
1 557,5
214,6
128,76
85,84
429,2
85,84
171,68
УрФО
12,375
8,53
619,2
85,3
51,18
34,12
170,6
34,12
68,24
СФО
20,063
13,82
1 003,0
138,2
82,92
55,28
276,4
55.28
110,56
ДФО
6,692
4,61
334,6
46,1
27,66
18,44
92.2
18,44
36,88
Россия
145,2
100
7 258
1000,0
600,0
400,0
2000,0
400,00
800,00
* – таможенные платежи включают в себя таможенную пошлину — €200 за 1 тонну; ** – суммы в столбце аукцион взяты из расчета €400 за 1 тонну,
как среднестатистический показатель, полученный на торгах 11.10.2004 г.
7.Результаты торгов, данные о средствах, полученных за растаможивание импортного мяса, а также о средствах, непосредственно направленных на поддержку отечественных производителей мяса, публиковать в средствах массовой информации. Организация биржевой торговли и системы ОПЖ даст возможность предприятиям отрасли получить максимальную цену за свой товар и предложить на рынок мясопродукты по минимальным ценам. Данная схема позволит животноводам самим определить, где и кому продать выращенный скот; органам власти на местах – создавать условия
для привлечения трудовых ресурсов в животноводство, а Правительству РФ эффективно влиять на ценовую ситуацию, осуществляя по мере необходимости интервенции. Правительство через Уполномоченных МЭРТ и МСХ РФ в федеральных округах может использовать средства, полученные от биржевой продажи квот, для поддержки отечественного производителя, в виде субсидий за каждый произведенный килограмм мяса в убойном весе, направляемых через систему ОПЖ отечественным производителям мяса. Предложенная схема позволит привлечь и направить на поддержку отечественного мясопроизводителя по меньшей мере 32 млрд рублей. В случае ее реализации, увеличение импорта мясосырья автоматически приведет к увеличению субсидий и субвенций отечественному производителю. Исчезнет почва для конфликта импортеров и мясопереработчиков с животноводами.
Инициатива Уральского Мясного Союза в настоящее время рассматривается в Министерстве сельского хозяйства РФ, Министерстве экономического развития и торговли РФ, а также отраслевыми союзами, функционирующими на мясном рынке. Корректировка механизма квотирования будет способствовать структурированию мясного рынка, выработке общих правил игры, налаживанию бесперебойного снабжение мясоперерабатывающих предприятий и населения мясом и мясопродуктами, а также поможет развить принципиально новые виды деятельности, востребованные рынком.
------------------------------------------------ Ведущий рассылки: Ринат Мустаев