Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Птицеводство. Сельское хозяйство. Информационные материалы.


Информационный Канал Subscribe.Ru


Рассылка:

- Птицеводство. Сельское хозяйство. Информационные материалы. -

 

Здравствуйте уважаемые подписчики!

Представляем Вашему вниманию, пресс-релиз.


Выпуск 207 (823)  02.11.04 (часть 1)

"Как помирить импортеров и мясопереработчиков с животноводами?"  

Вадим Медовиков - Президент Уральского Мясного Союза

 

В российской мясной промышленности накопилось немало проблем, одной из наиболее острых в последнее время является проблема нехватки мясосырья. Ситуация в целом оценивается как кризисная. Запретив в конце сентября 2004 г. ввоз мяса из Бразилии и Китая – основных стран-экспортеров в РФ, Правительство РФ поставило мясопереработку в сложное положение. Оказавшись в такой ситуации, мясокомбинаты вынуждены снижать объемы производимой продукции и повышать цены.

Ограничение импорта мяса не дало толчка для развития российского животноводства (производство мяса возросло не более чем на 2%, в то время как численность поголовья уменьшилось на 10%). В тоже время появились новые проблемы у мясопереработчиков и потребителей: цены на свинину и говядину выросли более чем на 50%, существенно возросли также цены на готовую продукцию. В птицеводстве объем производства вырос на 16%, несмотря на это, вопрос о дополнительном финансировании важен и для них: многие птицефабрики работают только на уровне самоокупаемости. В конечном счете, за все заплатил потребитель: рост цен на мясо и мясопродукты ощутили на себе все граждане России.

События последних дней – аукцион по продаже 10% квот, предложение США по определению импортеров, предложения отраслевых союзов по отмене странового принципа и инициатива депутатов Государственной Думы по продаже 100% квот через аукцион дают основание говорить об актуальности поднятой проблемы.

По итогам 2003 и 9 месяцев 2004 года общее потребление мяса всех видов в России составило примерно 7 258 тыс. тонн в год (50 кг на душу населения в год), при этом импорт составил 1,9 млн. тонн или 26,8%. Квоты на 2004 год составили – по птице 1,05 млн. тонн, по свинине 450 тыс. тонн, по говядине 447,5 тыс. тонн. По разным оценкам в 2004 г. импортеры не допоставили от 10 до 30% квотируемого мяса, причина – «страновой» принцип и разделение квоты на охлажденную и замороженную говядину в результате бюджет не дополучил около €180 миллионов.

На сегодняшний день многие эксперты и аналитики пришли к выводу, что, механизм квотирования малоэффективен, носит явно дискриминационный характер, и нуждается в серьезной корректировке, хотя уже сейчас все мощнее звучат призывы к полной его отмене. Очевидно, что половинчатые решения и полумеры не позволят добиться серьезных результатов. Необходимо создать систему, которая комплексно решит большинство проблем.

Государство должно создать условия для обеспечения населения и мясоперерабатывающих предприятий России качественными мясом,  по доступным ценам.

Для этого необходимо решить комплекс задач, среди них:

внедрение рыночных механизмов в ценообразование на мясном рынке;

обеспечение равного доступа всех операторов рынка к отечественным и зарубежным мясным ресурсам;

обеспечение притока инвестиций в отрасль;

стимулирование развития животноводства и кормопроизводства в российских регионах;
поддержка мясопереработчиков, а также предприятий малого и среднего бизнеса, задействованных в мясной промышленности;

организация централизованного ветеринарно-санитарного контроля и обеспечение безопасности и качества мясосырья и мясопродуктов.

При внесении некоторых корректив система квотирования, совмещенная с системой внутреннего финансирования, способна обеспечить дополнительные инвестиции в отрасль и примирить импортеров и мясопереработчиков с животноводами. Для этого нужно средства, полученные в результате квотирования, целевым образом направлять на развитие животноводства в регионах (пропорционально численности их населения).

Опыт развитых стран подсказывает, что возможно поддерживать отечественного производителя, не выстраивая при этом административных барьеров на внутреннем рынке.

Российская Федерация лежит в разных климатических поясах, входящие в нее Субъекты имеют разный уровень экономического развития; соответственно себестоимость производимой продукции и факторы, влияющие на формирование цены, также существенно различаются в разных регионах. Следовательно, рыночные цены на мясосырье также должны различаться с учетом затрат на его производство и доставку.

На сегодняшний день можно констатировать, что колхозно-совхозная система, долгое время служившая базисом развития мясной отрасли, окончательно разрушена. На смену ей идут фермерские и акционерные хозяйства. Стоит отметить, что поголовье КРС и особенно свиней в фермерских хозяйствах за последние годы существенно возросло. По информации МСХ РФ сегодня в частных руках, и в фермерских хозяйствах находится больше 50% КРС и свиней. Развитие фермерских хозяйств не требует больших начальных капиталовложений, позволит быстро создать дополнительные рабочие места, развивать инфраструктуру, а также снизить социальную напряженность на селе и в малых городах.

В этой связи предлагается внедрить в Российской Федерации систему опорных пунктов животноводства (ОПЖ), основными задачами которых должны стать поддержка фермерских и акционерных животноводческих хозяйств, предприятий по производству кормов и выращиванию фуражного зерна на определенной территории.

Ключевым звеном ОПЖ станут бойни, прошедшие необходимые процедуры сертификации. Прежде всего, ОПЖ обеспечат убой и гарантированный сбыт мясосырья, станут мясожировым цехом для малых и средних предприятий мясопереработки, не имеющих собственного забоя; обеспечат бесперебойное обеспечение кормами, элитным семенным материалом фермерские и акционерные хозяйства.

Кроме того, специалисты ОПЖ станут консультировать аграриев по широкому кругу технологических, юридических, финансовых и пр. вопросов. Создание системы ОПЖ обеспечит управление качеством и безопасностью продукции животного происхождения, поможет наладить эффективный сельскохозяйственный маркетинг, развить систему распространения и аккумулирования знаний, стимулировать прикладные исследования в области животноводства и мясопереработки, а также позволит оказывать эффективную непосредственную помощь животноводам. Гарантированный сбыт позволит планировать бизнес мелким и средним фермерским и акционерным хозяйствам и за 3 года в 2-3 раза увеличить поголовье скороспелого скота, прежде всего свиней.

Ряд мясокомбинатов полного производственного цикла, от забоя до производства готовой продукции, уже сейчас могут стать основой для создания ОПЖ.

------------------------------------------------
Ведущий рассылки: Ринат Мустаев

Телефон:        +7 3422 196174

E-mail:         rinat@permonline.ru

Дополнительная информация: http://ptizevod.narod.ru

 

 

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: food.ptizevod2002
Отписаться

В избранное