- Птицеводство. Сельское хозяйство. Информационные материалы. -
Здравствуйте уважаемые подписчики!
Представляем Вашему вниманию, пресс-релиз.
Выпуск 207 (823) 02.11.04 (часть 1)
"Как помирить импортеров и мясопереработчиков с животноводами?"
Вадим Медовиков - Президент Уральского Мясного Союза
В российской мясной промышленности накопилось немало проблем, одной из наиболее острых в последнее время является проблема нехватки мясосырья. Ситуация в целом оценивается как кризисная. Запретив в конце сентября 2004 г. ввоз мяса из Бразилии и Китая – основных стран-экспортеров в РФ, Правительство РФ поставило мясопереработку в сложное положение. Оказавшись в такой ситуации, мясокомбинаты вынуждены снижать объемы производимой продукции и повышать цены.
Ограничение импорта мяса не дало толчка для развития российского животноводства (производство мяса возросло не более чем на 2%, в то время как численность поголовья уменьшилось на 10%). В тоже время появились новые проблемы у мясопереработчиков и потребителей: цены на свинину и говядину выросли более чем на 50%, существенно возросли также цены на готовую продукцию. В птицеводстве объем производства вырос на 16%, несмотря на это, вопрос о дополнительном финансировании важен и для них: многие птицефабрики работают только на уровне самоокупаемости. В конечном счете, за все заплатил потребитель: рост цен на мясо и мясопродукты ощутили на
себе все граждане России.
События последних дней – аукцион по продаже 10% квот, предложение США по определению импортеров, предложения отраслевых союзов по отмене странового принципа и инициатива депутатов Государственной Думы по продаже 100% квот через аукцион дают основание говорить об актуальности поднятой проблемы.
По итогам 2003 и 9 месяцев 2004 года общее потребление мяса всех видов в России составило примерно 7 258 тыс. тонн в год (50 кг на душу населения в год), при этом импорт составил 1,9 млн. тонн или 26,8%. Квоты на 2004 год составили – по птице 1,05 млн. тонн, по свинине 450 тыс. тонн, по говядине 447,5 тыс. тонн. По разным оценкам в 2004 г. импортеры не допоставили от 10 до 30% квотируемого мяса, причина – «страновой» принцип и разделение квоты на охлажденную и замороженную говядину в результате бюджет не дополучил около €180 миллионов.
На сегодняшний день многие эксперты и аналитики пришли к выводу, что, механизм квотирования малоэффективен, носит явно дискриминационный характер, и нуждается в серьезной корректировке, хотя уже сейчас все мощнее звучат призывы к полной его отмене. Очевидно, что половинчатые решения и полумеры не позволят добиться серьезных результатов. Необходимо создать систему, которая комплексно решит большинство проблем.
Государство должно создать условия для обеспечения населения и мясоперерабатывающих предприятий России качественными мясом,по доступным ценам.
Для этого необходимо решить комплекс задач, среди них:
внедрение рыночных механизмов в ценообразование на мясном рынке;
обеспечение равного доступа всех операторов рынка к отечественным и зарубежным мясным ресурсам;
обеспечение притока инвестиций в отрасль;
стимулирование развития животноводства и кормопроизводства в российских регионах; поддержка мясопереработчиков, а также предприятий малого и среднего бизнеса, задействованных в мясной промышленности;
организация централизованного ветеринарно-санитарного контроля и обеспечение безопасности и качества мясосырья и мясопродуктов.
При внесении некоторых корректив система квотирования, совмещенная с системой внутреннего финансирования, способна обеспечить дополнительные инвестиции в отрасль и примирить импортеров и мясопереработчиков с животноводами. Для этого нужно средства, полученные в результате квотирования, целевым образом направлять на развитие животноводства в регионах (пропорционально численности их населения).
Опыт развитых стран подсказывает, что возможно поддерживать отечественного производителя, не выстраивая при этом административных барьеров на внутреннем рынке.
Российская Федерация лежит в разных климатических поясах, входящие в нее Субъекты имеют разный уровень экономического развития; соответственно себестоимость производимой продукции и факторы, влияющие на формирование цены, также существенно различаются в разных регионах. Следовательно, рыночные цены на мясосырье также должны различаться с учетом затрат на его производство и доставку.
На сегодняшний день можно констатировать, что колхозно-совхозная система, долгое время служившая базисом развития мясной отрасли, окончательно разрушена. На смену ей идут фермерские и акционерные хозяйства. Стоит отметить, что поголовье КРС и особенно свиней в фермерских хозяйствах за последние годы существенно возросло. По информации МСХ РФ сегодня в частных руках, и в фермерских хозяйствах находится больше 50% КРС и свиней. Развитие фермерских
хозяйств не требует больших начальных капиталовложений, позволит быстро создать дополнительные рабочие места, развивать инфраструктуру, а также снизить социальную напряженность на селе и в малых городах.
В этой связи предлагается внедрить в Российской Федерации систему опорных пунктов животноводства (ОПЖ), основными задачами которых должны стать поддержка фермерских и акционерных животноводческих хозяйств, предприятий по производству кормов и выращиванию фуражного зерна на определенной территории.
Ключевым звеном ОПЖ станут бойни, прошедшие необходимые процедуры сертификации. Прежде всего, ОПЖ обеспечат убой и гарантированный сбыт мясосырья, станут мясожировым цехом для малых и средних предприятий мясопереработки, не имеющих собственного забоя; обеспечат бесперебойное обеспечение кормами, элитным семенным материалом фермерские и акционерные хозяйства.
Кроме того, специалисты ОПЖ станут консультировать аграриев по широкому кругу технологических, юридических, финансовых и пр. вопросов. Создание системы ОПЖ обеспечит управление качеством и безопасностью продукции животного происхождения, поможет наладить эффективный сельскохозяйственный маркетинг, развить систему распространения и аккумулирования знаний, стимулировать прикладные исследования в области животноводства и мясопереработки, а также позволит оказывать эффективную непосредственную помощь животноводам. Гарантированный сбыт позволит планировать бизнес мелким и средним фермерским и акционерным хозяйствам и за 3 года в 2-3
раза увеличить поголовье скороспелого скота, прежде всего свиней.
Ряд мясокомбинатов полного производственного цикла, от забоя до производства готовой продукции, уже сейчас могут стать основой для создания ОПЖ.
------------------------------------------------ Ведущий рассылки: Ринат Мустаев