Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 11 ноября, пятница

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Дорожный чек

Инвестиционную программу ОАО "РЖД" оплатят пассажиры

Дискуссия об инвестиционной программе ОАО "Российские железные дороги" на вчерашнем заседании правительства получилась неожиданно бурной. В конце концов министры тоже иногда бывают пассажирами поездов.

Премьер Михаил Фрадков, похоже, искренне не понимает, "где телега, а где лошадь" в деле реформирования отечественных железных дорог. То ли издержки снижать, то ли деньги из бюджета выделять, чтобы реформа вновь зашагала вперед. Ответственные за "скорость движения" -- министр транспорта Игорь Левитин и глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин в один голос уверяли членов правительства, что перенос создания независимой пассажирской компании с 2005 года на 2007--2008-й ничего не значит. "Это не значит, что реформа остановилась, -- твердил г-н Левитин. -- Просто мы по ходу делаем другие шаги".

Глава МЧС Сергей Шойгу отреагировал, как ему и положено, немедленно: "Проще не просить, а получить по голове! (имелась в виду понедельничная выволочка президента правительству. -- Ред.)". Министр финансов Алексей Кудрин, которого считали главным противником выделения средств из бюджета на дотирование пассажирской компании и самих пассажирских перевозок, заявил, что не видел никаких запросов на сей счет. Г-н Левитин было попытался приструнить главного финансиста: мол, мы все цифры представляли на заседании бюджетной комиссии под председательством премьера, а вы ответили отказом. "Не было, -- сказал г-н Кудрин. -- Я не помню. В рамках трехлетнего финансового плана мы такого не рассматривали".

На самом деле г-н Кудрин оказался не противником, а сторонником дотирования пассажирских перевозок. И готов предусмотреть уже в 2007--2008 годах такие расходы в бюджете. "Я считаю это эффективным вложением бюджетных средств. Оно адекватно снижению налогов", -- подчеркнул главный финансист. Ему жаль, что в будущем году навстречу пассажирам пойти все-таки не удастся. Поскольку непроцентные расходы и без того выросли на небывалую величину -- 700 млрд руб. Поэтому требуемые на новую пассажирскую компанию 37 млрд руб. кажутся главному финансисту перебором.

Выяснилось также, что и глава Минпромэнерго Виктор Христенко не видел и не согласовывал с Минтрансом многих из представленных важнейших документов финансового плана и инвестиционной программы РЖД на 2006--2008 годы. "Я надеюсь, нас все-таки на следующем этапе доработки допустят к режиму согласования и рассмотрения", -- не без иронии заметил г-н Христенко.

Премьер по ходу действия лишь удивлялся: "Что, есть какие-то противопоказания по участию Минпромэнерго?" Г-н Левитин указал на то, что не обязан согласовывать данные документы ни с кем, кроме МЭРТ и Федеральной таможенной службы. "Невовлечение Минпромэнерго неоправданно. Не надо слепо следовать инструкции, -- отрезал г-н Фрадков и добавил в сердцах: -- А я теперь понимаю, почему президент дает такие поручения: лично разобраться, взять под личную ответственность!"

Зов про личную ответственность тут же нашел отклик. На трибуну вышел глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин. "Мы не тормозим, -- поклялся г-н Якунин. -- Нет никаких сомнений ни в сроках, ни в темпах реформирования". "Мы обеспечиваем рост! -- продолжал главный железнодорожник. -- Ни РЖД, ни министр не делают попыток переложить затраты на бюджет".

Премьер несколько приободрился: "После ваших слов кажется, что отсутствует и видимость шантажа, выколачивания денег под якобы ускорение реформы". Но тут г-н Фрадков, видимо, опять вспомнил про действительность: "Но риски перекладывания убытков на население существуют". Даже сегодня при наличии перекрестного субсидирования они значительны. Рост пассажирских тарифов в 2006 году запланирован на уровне 12%, тарифов для пользователей СВ и купе -- 22%, для пригородного транспорта -- 15%. Все эти цифры с лихвой превышают прогноз по инфляции и по росту реальных доходов населения. Но никто из членов кабинета так и не решился потребовать снижения этих цифр. Ведь денег в бюджете-2006 на дотации железнодорожникам не выделено. А потому платить будет население. Собственно, как платит и сейчас. Несмотря на то, что окупает только 60% от якобы настоящего тарифа.

Вера КУЗНЕЦОВА

Пришвартовались

НЛМК получил полный контроль над Морским портом "Санкт-Петербург"

Структуры Новолипецкого меткомбината купили вчера на аукционе 48,79% акций ОАО "Морской порт "Санкт-Петербург" (20% из них были в федеральной собственности, а 28,79% принадлежали питерскому комитету по управлению госимуществом). И хотя заявки на участие в аукционе подали три компании -- кипрская Chupit Limited, датская Jysk Staalindustri и российская Независимая транспортная компания, лот бы продан кипрскому претенденту по начальной цене 802,5 млн руб. Это связано с тем, что все три участника были так или иначе между собой аффилированны. Таким образом, теперь НЛМК будет контролировать 98,8% акций порта -- 50,01% акций Владимир Лисин купил три года назад.

Еще один потенциальный участник торгов -- РУСАЛ, который транспортирует через порт Санкт-Петербурга значительный объем своей экспортной продукции, -- накануне проведения аукциона отказался от участия в нем. "Ознакомившись с документами по этому активу и его состоянием -- право на это нам было предоставлено после внесения залога участника, мы поняли, что этот актив нам неинтересен", -- объяснили "Времени новостей" в пресс-службе РУСАЛа свое решение.

Хотя на вчерашнем аукционе цена консолидированного пакета не превысила начальную, Российский фонд федерального имущества (РФФИ) остался удовлетворен итогами. Первый зампред фонда Алексей Коробов объявил после торгов журналистам, что, по оценкам РФФИ, пакет был продан по текущей рыночной цене. Г-н Коробов не смутился тем, что первоначальная цена актива не поднялась, а участники могли быть в сговоре. "У РФФИ не было задачи определять, был сговор участников аукциона или не было", -- заявил он, сославшись на то, что разбираться в правомочности консолидации пакета морпорта в одних руках -- дело антимонопольной службы. "Порядок состязательности был соблюден", -- подытожил он. РФФИ намерен в ближайшие пять дней заключить договор купли-продажи с победителем аукциона и получить от него средства за актив, после чего компании будут переведены акции порта, проданные на торгах.

Вместе с тем, по данным "Времени новостей", само ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" не контролировало работающие активы порта. Все терминалы и портовое оборудование находились под контролем четырех стивидорных компаний, через которые и осуществлялись грузовые операции. Впрочем, более 80% акций этих компаний также находятся под контролем НЛМК. Так что теперь фактически компания г-на Лисина получила порт в полное распоряжение. В пресс-службе НЛМК вчера отказались комментировать итоги аукциона и планы относительно этого актива.

Порт является крупнейшим транспортным узлом на Северо-Западе России. В 2004 году он обработал 14,62 млн тонн грузов.

Анна ЛАНДЕР, Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург

Торговлю не застрахуешь

"Ингосстрах" и РОСНО ждут взрывного роста российского экспорта

Объем торгового оборота российских компаний, застрахованного в этом году в "Ингосстрахе", может достичь 1 млрд долл., а к 2008 году планируется увеличить эту цифру до 5 млрд долл. Об этом вчера сообщил журналистам руководитель управления торговых кредитов "Ингосстраха" Виктор Климов. За десять месяцев этого года "Ингосстрах" собрал 6,6 млн долл. по страхованию торговых кредитов. Кроме "Ингосстраха" в России на этом рынке работает еще РОСНО, которая оценивает свои сборы в аналогичную сумму. Объем же мировых премий по страхованию торговых кредитов составляет 5--5,5 млрд долл., в Европе страхуется примерно 70% всего торгового оборота. В России этот показатель пока составляет 0,0015%. Емкость всего отечественного рынка страхования торговых кредитов (т.е. торговый оборот страны), по различным экспертным оценкам, составляет 400--700 млрд долларов.

Неразвитость национального рынка страхования торговых кредитов объясняется несколькими причинами. Во-первых, низким спросом на услугу. Такое страхование отличается от классического, поясняет Андрей Федоров из центра комплексного страхования финансовых рисков РОСНО, и далеко не все предприятия пока понимают, что без такого страхования их бизнес просто не будет развиваться. По его словам, ни один акционер с инвестиционным западным капиталом не будет работать без страховой защиты своих финансовых рисков. Второй причиной является неготовность российских страховщиков предоставлять эту услугу. Это объясняется низкой перестраховочной емкостью российского рынка, низким кредитным рейтингом национальных страховщиков и их недостаточной капитализацией. "Этот вид страхования характеризуется огромными объемами покрытия, -- говорит г-н Федоров. -- Одна поставка товара крупной компании может равняться четверти капитала страховщика. Единицы компаний могут принять на страхование такой риск".

Еще одной причиной является несовершенство налогового законодательства, согласно которому расходы по страхованию торговых кредитов не могут относиться на себестоимость. Кроме того, есть сложности в оценке рисков, т.к. российский бизнес еще не совсем прозрачен.

Однако эксперты прогнозируют увеличение рынка страхования торговых кредитов. По мнению г-на Климова, с развитием товарного рынка в России и увеличением конкуренции на нем будет расти спрос на страхование торговых кредитов, поскольку защита дебиторской задолженности позволяет расширять число партнеров и начать работу с новыми предприятиями. "Ингосстрах" ожидает, что вслед за насыщением внутреннего российского рынка товарами к 2007--2008 годам на рынке будет наблюдаться взрывной рост экспортных поставок, а следовательно, увеличится спрос на страхование экспортных кредитов. "Рынок вырастет в разы после вступления России в ВТО, -- говорит г-н Федоров. -- Также его развитие может быть простимулировано приходом крупного иностранного игрока, который будет развивать этот вид страхования".

Страхование торговых кредитов является высокоспециализированным видом бизнеса во всем мире, им занимается узкий круг компаний, и в России число таких страховщиков вряд ли превысит три--пять в ближайшие годы, говорит г-н Климов. В Европе лидерами по страхованию товарных кредитов являются французская компания Unistrat COFACE и немецкие страховщики Atradius и Euler Hermes. Из них партнерами "Ингосстраха" являются первые две компании, а Euler Hermes в августе открыла представительство в офисе РОСНО.

Гюзель ГУБЕЙДУЛЛИНА

Земля в обмен на спокойствие

Строительные компании предлагают Москве решить проблему обманутых соинвесторов

Избежать массовых акций протеста горожан, пострадавших от деятельности недобросовестных строительных компаний, и тем самым избежать увеличения протестного электората накануне выборов в Мосгордуму столичные власти смогут, пожертвовав частью дорогой московской земли. Выступающему на выборах в качестве политического "паровоза" для кандидатов от "Единой России" Юрию Лужкову, который на днях публично пообещал взять на себя обязательства не рассчитавшихся с клиентами строительных компаний, скорее всего, придется пойти на уступки сильным игрокам рынка, входящим в Ассоциацию строителей России. Руководители АСР утверждают, что в состоянии быстро решить проблему обманутых соинвесторов, но добиваются в обмен определенных льгот при выделении земельных участков. Договариваться с ними придется специальной комиссии при столичном правительстве. Как сообщил вчера "Времени новостей" глава комплекса архитектуры и строительства Москвы Владимир Ресин, она будет создана в ближайшие дни и разработает схему, позволяющую отстоять интересы граждан, инвестировавших свои деньги в строительство жилья, но так не получивших вожделенных квадратных метров.

Предполагается, что "спасительную" комиссию возглавит сам г-н Ресин, а ответственным за ее экономический блок станет глава комплекса экономической политики мэрии Юрий Росляк. Пока, правда, никакой конкретной схемы компенсации ущерба обманутым соинвесторам у мэрии нет. Отвечая на вопрос корреспондента "Времени новостей", г-н Ресин лишь подчеркнул, что достраивать дома проштрафившихся компаний предполагается не за городской счет. "Никакого "городского счета" у Москвы нет. Есть бюджет города на 2006 год, и подобное строительство в нем не предусмотрено. Придется искать нетрадиционные решения, но все должно быть сделано только на инвестиционной основе", -- сказал Владимир Ресин.

Напомним, что только в октябре на Горбатом мосту у Белого Дома прошло два митинга обманутых соинвесторов. Люди, доверившие свои деньги строительным компаниям, требовали не только компенсировать понесенный ущерб. Они добивались вмешательства властей и даже лично президента Путина в ситуацию на строительном рынке, предупреждая его об угрозе появления в обществе нового социально ожесточенного слоя граждан - обманутых соинвесторов, которые станут преемниками обманутых вкладчиков финансовых пирамид середины 90-х.

Но если федеральные чиновники на становившиеся раз от раза все более многолюдными митинги недовольных соинвесторов не отреагировали, то для мэра Москвы, покровительствующего стройкомплексу, обвинения в адрес столичных строителей могли стать ударом по репутации. Поэтому Юрий Лужков не стал ждать новых массовых акций и передал в прокуратуру список строительных компаний, демонстрирующих "признаки наличия финансовых пирамид". Прокуратура Москвы пожелания мэра приняла как руководство к действию, и уже активно ведет проверку деятельности ЗАО "Стройметресурс", ООО "Пластбау-М", ООО "Инвестпроект", ЗАО "Центр развития Град", ООО "Уют-компания", ООО "МИТА -- 2000", ООО "Мастерок".

Одновременно подсчет проблемных стройплощадок велся и в мэрии, куда продолжают поступать жалобы от обманутых горожан. Как сообщил вчера Владимир Ресин, в столице строительные компании не выполнили взятые на себя обязательства по 25 объектам. По словам главы столичного стройкомплекса, наибольшее число претензий выдвигается к ООО "Мастерок", но серьезные вопросы есть и к другим фирмам. Если же к столичным "долгостроям" добавить незавершенное строительство в Московской области, то речь пойдет уже о десятках тысяч пострадавших.

Делегировав право разбираться с виновными правоохранительным органам, сами градоначальники обещали решить проблемы пострадавших. На прошлой неделе в эфире телеканала ТВЦ Юрий Лужков пообещал, что столичное правительство защитит интересы москвичей, вложивших деньги в строительство жилья, и найдет механизмы и возможность рассчитаться по обязательствам частных компаний. Однако пока этих механизмов г-н Лужков не раскрыл.

Со своей стороны строительные компании, действующие на московском рынке, тоже пытаются защитить честь мундира и ищут варианты выгодного для всех решения проблемы обманутых соинвесторов. Как пояснил вчера в беседе с корреспондентом "Времени новостей" вице-президент Ассоциации строителей России Владимир Пономарев, завершить строительство объектов "проштрафившихся" компаний готовы многие члены Ассоциации. Но брать на себя обязательства перед чужими клиентами компании, входящие в АСР, будут лишь при условии, что в качестве компенсации правительство Москвы предоставит им под застройку земельные участки на льготных условиях. "Льготы должны покрывать издержки, -- это наши предложения, и мы считаем, что они разумны", -- заявил г-н Пономарев, отметив при этом, что до окончательного утверждения бартерной схемы взаиморасчетов с городом еще далеко.

Сами участники долевого строительства, ставшие жертвой мошенничества или нерасторопности строительных компаний, приветствуют инициативы московских властей, но требуют твердых гарантий. Как заявил "Времени новостей" член инициативной группы соинвесторов, пострадавших от деятельности ООО "Компания Стройиндустрия" Сергей Силантьев, "мы рады, что власти наконец приступили к решению наших проблем, но нам нужна уверенность". "Нам все время что-то обещают, но одних обещаний мало, нужны конкретные документы", -- говорят обманутые соинвесторы.

Александр ГУДКОВ


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное