Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 8 ноября, вторник

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

"Проблемы ЕС -- наши проблемы"

Доллар и рубль почтили беспорядки во Франции вставанием

Если российские власти пока весьма деликатно предупреждают граждан о беспорядках во Франции, то валютный рынок без всяких сантиментов выразил недоверие евро. Вчера на торгах ММВБ европейская валюта установила рекорд по падению ее котировок по отношению к рублю. Евро подешевел за день почти на 50 коп. -- до 33,94 руб. Доллар тоже установил рекорд -- но с обратным знаком. На торгах был зафиксирован рекордный за последние четыре года рост курса доллара к рублю -- на 0,7%. Американская валюта подорожала на 20 коп. до отметки в 28,75 рубля.

"С тех пор как ЦБ привязал рубль к корзине "евро--доллар", мы живем жизнью мировых валютных рынков. Узнав итоги западных торгов в пятницу (4 ноября евро по отношению к доллару упал сразу на 0,9%. -- Ред.), можно с помощью математической формулы рассчитать, какой курс рубля будет в понедельник", -- отмечает вице-президент Газпромбанка Алексей Хавин. "Дело не в том, что курс рубля упал к доллару, а в том, что евро подешевел по отношению к американской валюте. Внутренних факторов, которые могли бы повлиять на падение рубля (к доллару -- Ред.), сейчас нет. Другое дело, что за счет введения бивалютной корзины теперь котировки рубля очень сильно зависимы от внешних рынков. И теперь проблемы ЕС -- это наши проблемы", -- добавляет трейдер МДМ-банка Петр Неймышев.

Впрочем, на обвал евро повлияла не только кризисная ситуация во Франции, но и другие факторы -- в частности, принятое в прошлый четверг решение Европейского центрального банка (ЕЦБ) не менять ставку рефинансирования, оставив ее на уровне 2%. Глава ЕЦБ Жан-Клод Трише заявил тогда, что "ставка в еврозоне находится на должном уровне".

Слова Трише инвесторы расценили как шаг назад в вопросе о начале повышения ставки, ожидавшегося многими наблюдателями уже в декабре. "В связи с этим и в условиях повышения учетной ставки США международные инвесторы переводят свои активы в американскую валюту", -- поясняет управляющий активами инвестиционной компании "Финам" Алексей Бутенко.

Еще один фактор со знаком "плюс" для доллара -- публикация в пятницу, 4 ноября, данных по снижению безработицы в США, говорит аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Елена Хрупова. Согласно статистике, количество созданных рабочих мест в октябре повысилось на 56 тыс. против снижения на 35 тыс. в сентябре. Кроме того, в США активизировалась репатриация капиталов в рамках проводимой властями страны программы, которая, по предварительным данным, должна "вернуть" на внутренний рынок до 100 млрд долл. к концу этого года.

По прогнозам аналитиков, курс доллара будет на достигнутом высоком уровне по крайней мере до четверга, когда будут опубликованы данные по торговому балансу США. На ослабление котировок американской валюты может повлиять окончание беспорядков во Франции. "К концу недели курс евро/долл., вероятно, остановится вблизи уровня 1,185--1,19 долл. на рынке FOREX, -- отмечает г-жа Хрупова. -- Следуя за мировыми тенденциями, доллар в России может укрепиться к концу недели до 28,8 руб., потолком укрепления доллара на этой неделе видится уровень 29 рублей".

Опрошенные "Временем новостей" аналитики полагают, что в долгосрочной перспективе евро будет дешеветь. "Следовательно, американская валюта подорожает и в России, -- отмечает главный аналитик отдела казначейства ВТБ Николай Кащеев. -- Впрочем, я не исключаю, что временами будут небольшие "откаты" в сторону евро".

Если негативная тенденция для евро сохранится еще недели две, то возможно, что европейская валюта будет стоить менее 1,17 долл. "Сейчас уровень в 1,15 долл. за евро кажется фантастикой, однако и эту отметку рынок может преодолеть всего за несколько дней", -- полагает г-н Кащеев.

Несмотря на "завязку" рубля на динамику мировых валют, не стоит забывать еще о самом главном игроке российского рынка -- Банке России. "Несмотря на наличие бивалютной корзины, у ЦБ есть немало ресурсов для того, чтобы корректировать курс рубля по отношению к доллару", -- замечает г-н Кащеев. И если вчера ЦБ особо не вмешивался в ход торгов, это вовсе не означает, что и в дальнейшем регулятор допустит сильные колебания на рынке в будущем.

Гюзель ГУБЕЙДУЛЛИНА, Наталья РОМАНОВА

Нажал на тормоза

Владимир Путин до выборов приостановил реформирование естественных монополий

Реформы естественных монополий в России де-факто приостановлены. И эта остановка, судя по всему, затянется как минимум до президентских выборов 2008 года. Вчера на встрече с руководством и членами правительства Владимир Путин фактически потребовал отложить преобразования в железнодорожной отрасли в связи с тем, что не предусмотрены средства на финансирование убыточных пассажирских предприятий, которые, согласно плану реформы, должны выделиться из состава ОАО "Российские железные дороги" в средине -- конце 2007 года. Кроме того, в очередной раз заморожена реформа электроэнергетики: как стало известно "Времени новостей", Анатолий Чубайс недавно на одном из закрытых совещаний в РАО "ЕЭС России" фактически объявил, что ликвидация РАО как итог преобразований -- ошибка, и этого не произойдет. Это, очевидно, означает, что не будет либерализации рынка, равно как не будет продажи крупных активов из-за необходимости гарантировать надежность энергоснабжения. Эксперты полагают, что государство абсолютно правильно делает, что публично указывает на приостановку реформ: ведь двух-трехлетнее затягивание решения ключевых вопросов не лучшим образом сказывается на инвестиционном климате в стране.

Владимир Путин объяснил вчера свои действия необходимостью защитить кошельки простых граждан, пользующихся услугами монополий. Ведь все негативные последствия железнодорожной и электроэнергетической реформ как раз пришлись бы на конец 2007 года -- начало 2008-го, т.е. оказали бы непосредственное влияние на президентскую предвыборную кампанию. "Меня беспокоят планы создания отдельной компании, отделенной от ОАО "РЖД", которая будет связана с пассажирскими перевозками, -- заявил президент. -- В бюджете следующего года необходимые субсидии, финансовая помощь со стороны Федерации не предусмотрена. Что это будет означать для пассажиров? Или нужно корректировать этот план, либо выделять туда деньги. Денег, как я понимаю, уже не может быть выделено - значит, план нужно корректировать... Считаю недопустимым входить в эту (железнодорожную. -- Ред.) реформу, не обеспечив ее соответствующими финансами. Если правительство не готово это сделать сегодня, значит, сроки должны быть скорректированы. Мы не должны перекладывать на пассажиров те вопросы, которые мы в состоянии и должны решить своевременно сами".

В пресс-службе указывают, что в прошлом году убытки от пассажирских перевозок составили 62 млрд руб., за 9 месяцев этого года -- 37 млрд. Сейчас эта проблема решается за счет прибыли от грузовых перевозок. И железнодорожники считают хорошим знаком, что президент страны обратил внимание правительства на то, что получится после отделения пассажирской компании от РЖД.

По большому же счету, ни железнодорожная, ни электроэнергетическая реформы в стране так и не начались, считает эксперт Центра стратегических разработок при Минэкономразвития, президент Института энергетической политики Владимир Милов. В первом случае произошли лишь структурные преобразования Министерства путей сообщения в ОАО. Во втором случае до либерализации дело также не дошло, хотя при напоре Анатолия Чубайса началось разделение отрасли по видам бизнеса. Однако несколько лет назад, когда обе реформы только оформлялись на бумаге, правительство колебалось в оценке необходимости проводить либерализацию, а потому оставило себе возможность для маневра. Дело в том, что в 1999--2000 гг. доходы госбюджета от нефтегазовых компаний были далеко не на таком уровне, как сейчас, а средства для развития отраслей требовались в больших объемах. И правительственные экономисты посчитали, что путем проведения реформ -- отделения конкурентных бизнесов от монополий и дальнейшей их продажи -- можно будет привлечь зарубежные инвестиции.

Сейчас ситуация изменилась. Также изменилось и отношение к экспансии иностранного бизнеса в российскую экономику -- история с отказом немецкому концерну Siemens в приобретении "Силовых машин" и в крупном контракте с железнодорожниками яркое тому подтверждение. РЖД же стали крупным и действительно коммерческим агентом, и как монополист противодействующим либерализации отрасли, утверждает г-н Милов. Конечно, отделить убыточный пассажирский бизнес монополисту хотелось бы, однако в этом случае РЖД попросту переложили бы социальную нагрузку на бюджет, а государственная политика в последние годы демонстрирует обратные принципы. Поэтому, как сказал вчера министр экономразвития Герман Греф, пассажирская компания сначала будет существовать как филиал РЖД, "затем как дочернее предприятие, а затем, на третьем этапе по мере готовности уже можно будет ее выделять". На что Владимир Путин ответил: "Согласен с этим". Слова "по мере готовности" и означают, что пока не пройдут выборы, никакого движения в реформе не будет.

Но если в железнодорожной отрасли ситуация более-менее понятная и в принципе преобразования могут быть заморожены на несколько лет, то в электроэнергетике ситуация коренным образом отличается. После того, как почти три года назад магистральные сети и диспетчеризация были выделены в отдельные дочерние общества РАО "ЕЭС" на переходный период, никаких серьезных действий с этими видами бизнеса не происходило. Сложилась ситуация, когда фактически за модернизацию сетевого оборудования и диспетчерского управления государство, которое согласно плану реформы станет их собственником, еще не отвечает, а энергокомпании, готовые от них избавиться, уже не отвечают. Эксперты уверены, что из-за этого и случилась майская авария в столичной энергосистеме. И если государство продолжит закрывать глаза на работу Федеральной сетевой компании и Системного оператора, то подобные аварии могут разразиться где угодно и когда угодно.

"Правительство всегда считало, что состояние, когда сетевая и диспетчерская компания будут 100-процентными "дочками" РАО, будет переходным, а потому никогда не анализировало, что будет, если оно затянется, -- говорит г-н Милов. -- И что теперь с этим делать, власти не знают. У государства есть иллюзия, что если оставить централизованное управление (т.е. не ликвидировать РАО "ЕЭС". -- Ред.), то все проблемы будут решаться. Но это лишь иллюзия". Нужна серьезная государственная политика в электроэнергетике, утверждает он, а пока лишь государственные директивы по управлению энергохолдингом пишут люди, которые "не работали в энергетике даже уборщицей".

Бывший замминистра энергетики Виктор Кудрявый, который яростно критиковал план реформирования отрасли, вчера заявил "Времени новостей", что оставлять электроэнергетику в сегодняшнем состоянии опасно. Первое, что нужно сделать, считает он, это "хотя бы на корпоративном уровне принять решение о взаимодействии диспетчерских управлений" -- центрального, региональных, и более низкого уровня. Ведь сейчас, пока еще не наступили сильные холода, нужно срочно решить огромную проблему принципов загрузки тепловых электростанций. По нынешним правилам Системный оператор выдает задания только на выработку электроэнергии, а на ТЭЦ электричество является "побочным" продуктом от производства тепловой. Следовательно, получается, что приоритеты расставлены абсолютно неправильно и велик риск, что зимой из-за ошибок будут перебои с выработкой теплоэнергии (за это система РАО, выходит, де-факто не отвечает), говорит г-н Кудрявый.

Еще одной экстренной мерой, по его словам, должна стать организация в Москве, где сложилась сложная ситуация с энергоснабжением, новой вертикально-интегрированной энергокомпании. Причем параллельной структурам, выделившимся из "Мосэнерго", -- на базе энергоактивов, принадлежащих правительству Москву и вырабатывающих уже более 40% теплоэнергии в регионе, и некоторых активов "Мосэнерго" (которые планируется передать в управление новой структуре, принадлежащей на паритетной основе властям столицы и РАО "ЕЭС" согласно договоренностям между Юрием Лужковым и Анатолием Чубайсом).

В долгосрочном же плане, считает г-н Кудрявый, в стране нужно создать пять--семь крупных вертикально-интегрированных энергокомпаний (может даже по Федеральным округам), которые будут входить в подконтрольное государству РАО "ЕЭС". Кроме того, нужно перенять опыт Америки, которая после блэкаута двухлетней давности создала девять независимых ни от кого (в том числе от государства) центров по надежности, которые дорожат своей репутацией и разрабатывают механизмы развития электроэнергетики в том или ином регионе. В сочетании в России получилась бы серьезная система, считает бывший замминистра, которая могла бы дать ответы на вопросы о том, что и где нужно строить, электростанции какого типа нужны в том или ином регионе, между какими регионами нужны объемные перетоки энергии, а между какими нет, и т.д. А так как энергокомпании будут крупными, то они смогут привлекать средства для инвестиций (в том числе и в России) и развивать энергетику.

Возможны, конечно, говорит г-н Кудрявый, и другие варианты, но все-таки основой российской электроэнергетики должны быть крупные вертикально-интегрированные компании, выполняющие государственные задачи.

Кстати, Владимир Путин вчера также связал интересы государства с развитием электроэнергетических мощностей. Он выразил сомнение в необходимости активизации переговоров об экспорте электроэнергии, вырабатываемой на электростанциях Дальнего Востока (резерв мощности, по оценкам экспертов, там уже превышает 70% -- прежде всего из-за ввода Бурейской ГЭС). "Конечно, правильно нам изучить возможность экспорта, в том числе электроэнергии, но мы договаривались, что прежде всего мы подумаем над тем, как использовать растущие энергетические возможности Дальнего Востока для развития национальной экономики, создания там новых собственных производственных мощностей. Мы говорили об этом и с РАО "ЕЭС", и с правительством. Я бы попросил руководство правительства вернуться к этому вопросу еще раз".

Таким образом, можно констатировать, что государственная политика в отношении естественных монополий говорит по крайней мере о ненужности срочной либерализации. А также о необходимости достижения некоторой стабильности в развитии отраслей и приоритетном ориентировании на производственную деятельность. В то же время перед правительством стоит серьезная задача не остановиться и отдать ситуацию на откуп тем же РАО "ЕЭС" и РЖД, а срочно искать более качественные пути развития монополий, которые бы отвечали интересам страны не только на текущий момент.

Николай ГОРЕЛОВ

"Стройтрансгазу" приглянулась Сирия

Компания может построить в стране два завода

Российский "Стройтрансгаз" выиграл тендер на строительство в Сирии газоперерабатывающего завода (ГПЗ), сообщила вчера "Времени новостей" пресс-секретарь компании Валентина Смирнова, однако раскрыть подробности пока отказалась. Сирийский министр энергетики Ибрагим Хаддад, на которого ссылается Reuters, заявляет, что компания предложила также построить в стране нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) стоимостью 2 млрд долл. Правда, в "Стройтрансгазе" слова министра не подтверждают, отмечая, что в последнее время компания победила в Сирии лишь в двух тендерах: на сооружение газопровода и ГПЗ.

"Стройтрансгаз" -- предприятие, специализирующееся на проектировании и строительстве трубопроводных систем, объектов нефтегазодобычи и хранилищ газа.

"Учитывая объем доказанных запасов и энергетических ресурсов, компания старается укрепить свои позиции на рынке подрядных работ в Сирии. Однако пока мы можем говорить только о том, что в октябре выиграли тендер на строительство трубопровода и ГПЗ", -- заявила "Времени новостей" г-жа Смирнова, добавив, что "потенциальные возможности позволяют думать и о других перспективах".

Ранее сообщалось, что Сирийская газовая компания объявила "Стройтрансгаз" победителем тендера на реализацию проекта строительства газопровода общей протяженностью 324 км, который будет проходить от иордано-сирийской границы до сборной газовой станции Al Rayan в районе города Хомс. Проект осуществляется на условиях EPC (проектирование, строительство, поставки, в том числе труб). Общий срок реализации -- 22 месяца. О деталях тендера на строительство ГПЗ в компании обещают рассказать в ближайшее время.

Впрочем, как сообщают информационные агентства, "дочка" компании -- Stroytransgaz Oil Progress -- предложила Сирии построить НПЗ мощностью 140 тыс. баррелей сырья в сутки (около 7 млн тонн в год). По словам г-на Хаддада, Stroytransgaz проведет анализ технической осуществимости и экономической целесообразности сооружения предприятия. "Министерство энергетики отреагировало на это предложение и обещало сделать все необходимое для запуска проекта в Сирии", -- заявил глава ведомства, отметив также, что страна будет продавать нефть новому НПЗ и выкупать его продукцию по международным ценам.

Правда, к возможности строительства НПЗ в стране эксперты относятся скептически. В первую очередь они обращают внимание на то, что против Сирии могут быть введены международные санкции, на чем сейчас настаивают американцы.

Кроме того, в стране уже есть два НПЗ, принадлежащих государству, общей мощностью 250 тыс. баррелей в сутки (около 12,5 млн тонн нефти в год). Аналитики оценивают добычу Сирии в 400 тыс. баррелей в сутки, а экспорт (в том числе нефтепродуктов) -- в 250 тыс. баррелей. По данным Международного валютного фонда, страна через несколько лет может превратиться в импортера сырья, а еще через 20 лет известные сегодня запасы нефти в Сирии полностью истощатся. Чтобы избежать этого, нужны значительные инвестиции в разведку и добычу, которые невозможны без экономических реформ. Сейчас в стране работают Shell, Total, PetroCanada, американские компании ушли из Сирии под давлением своего правительства. Будет ли в страну поступать иракская нефть, как это происходило ранее, также неизвестно. "В условиях неопределенности с поставками сырья строить новый НПЗ нецелесообразно", -- считает аналитик Argus Наталья Борцова.

Денис РЕБРОВ

Начальник Штокмана

Юрий Комаров возглавил "Севморнефтегаз"

Как стало известно "Времени новостей", бывший зампред правления "Газпрома" Юрий Комаров, отвечавший за экспортную стратегию, получил новую должность в структуре концерна. С 31 октября он занимает кресло генерального директора ЗАО "Севморнефтегаз", которому принадлежат лицензии на разработку двух месторождений на шельфе Баренцева моря -- крупного нефтяного (Приразломное) и гигантского газоконденсатного (Штокмановское). Правда, по информации "Времени новостей", весьма вероятна передача лицензии на разработку Приразломного "Сибнефти", которая станет центром добычи жидких углеводородов в группе "Газпром". Ранее возглавлявший "Севморнефтегаз" Иван Чернов скорее всего вернется в "Роснефть", выходцем из которой он собственно и является.

Назначение г-на Комарова в "Севморнефтегаз", по видимому, означает, что проект создания единого оператора проектов по производству и экспорту сжиженного природного газа -- "Газпром-СПГ" -- провалился. В то же время очевидно, что теперь у преемника г-на Комарова на посту экспортного зампреда в "Газпроме" Александра Медведева появился серьезный конкурент в борьбе за право продавать российский сжиженный газ в США. Вряд ли Юрий Комаров согласился бы вернуться в концерн на производственную должность, которая не предполагает работы по его прямой специальности -- маркетинга газа на зарубежных рынках. Тем более что г-н Комаров в свое время был главным противником диверсификации бизнеса "Газпрома" за счет проектов по производству СПГ.

Кадровые изменения в "Севморнефтегазе" давно назрели. До декабря прошлого года это было совместное предприятие "Газпрома" и "Роснефти" (50 на 50), и по давней взаимной договоренности его возглавлял назначенец нефтяной компании. Однако в рамках поиска финансирования под покупку "Юганскнефтегаза" "Роснефть" уступила половину "Севморнефтегаза" структурам газового концерна за 1,7 млрд долл. В этих условиях смена гендиректора была предопределена. Тот факт, что г-н Чернов (до 2002 года возглавлял департамент по новым и морским месторождениям в "Роснефти") покинул свой пост совсем недавно, объясняется тяжелым процессом поиска нового главы. А назначение именно г-на Комарова выглядит компромиссом во внутригазпромовской борьбе за контроль над новым многомиллиардным бизнес-направлением.

Сразу после отставки Юрия Комарова с поста зампреда правления "Газпрома" в апреле нынешнего года источники "Времени новостей" утверждали, что самый опытный экспортер российского газа не совсем уходит из монополии. В рамках программы реструктуризации управления в концерне прорабатывали вариант создания компании "Газпром-СПГ", которая получила бы эксклюзивные права представлять интересы группы во всех проектах, связанных со сжижением природного газа. Сейчас "Газпром" не участвует в этом бизнесе, однако планирует к середине будущего года получить блокирующий пакет в "Сахалине-2" (по долгосрочным контрактам продано более 70% СПГ), в 2009 году запустить небольшой собственный завод мощностью 5 млн тонн СПГ в Ленинградской области, а в 2010--2012 годах начать производство и экспорт сжиженного газа с Штокмановского месторождения. Кроме того, компания интересуется подобными проектами в других странах (например, в Иране или Венесуэле). Однако все это перспективное хозяйство г-ну Комарову не дали. Правда, при этом ему достался самый лакомый кусок -- Штокман, в рамках первой фазы которого планируется производить и экспортировать в США 15 млн тонн СПГ в год.

Напомним, что "Газпром" уже составил и объявил короткий список потенциальных партнеров для реализации проекта. В него вошли американские Chevron и ConocoPhillips, норвежские Statoil и Hydro, а также французская Total. Сейчас идет активный процесс коммерческих переговоров с этими корпорациями, который завершится будущей весной выбором двух-трех иностранных участников консорциума.

Появление Юрия Комарова в цепочке по принятию решений на определяющем этапе выбора партнеров весьма показательно. Учитывая, что самостоятельный экспорт газа в США "Газпрому" практически не светит (только в тесном взаимодействии с американским партнером), выстраивание взаимоотношений с будущими участниками консорциума является стратегической задачей.

Алексей ГРИВАЧ


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное