Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 3 ноября, четверг

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Обеление "серых" схем

Россия и Китай пытаются совместить национальные торговые интересы

Судя по всему, Россия и Китай, несмотря на постоянный рост товарооборота и двусторонних инвестиций, не удовлетворены уровнем нынешнего торгово-экономического сотрудничества. Обе огромные соседние страны хотят большего, причем не только увеличения количественных показателей сотрудничества (например, доведения объема товарооборота до 60--80 млрд долл. к 2010 году), но и качественного скачка в его структуре. Иными словами, повышения в торговле доли машин и оборудования. Не забывая, впрочем, и об увеличении поставок сырьевых товаров.

Такой вывод можно сделать из итогов визита в Китай российской делегации во главе с вице-премьером Александром Жуковым и его переговоров с китайской коллегой У И. Без сомнения, аналогичные оценки будут даны экспертами по завершении 10-й, юбилейной встречи глав правительств двух стран -- Михаила Фрадкова и Вэнь Цзябао, которая открывается сегодня в Пекине. Образно говоря, г-н Жуков, в течение трех дней готовивший визит г-на Фрадкова, передаст ему своеобразную эстафетную палочку. "Передача" состоится на встрече двух правительственных чиновников, которая пройдет до начала российско-китайских переговоров.

Александр Жуков расскажет шефу об итогах заседаний двух комиссий -- по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта и по подготовке регулярных встреч глав правительств (на которой рассматривались вопросы торгово-экономического сотрудничества). Если во взаимодействии в гуманитарной сфере серьезных проблем вроде бы нет, то в торгово-экономической их слишком много. Было бы ошибкой объяснить ситуацию нежеланием сторон идти навстречу друг другу. Напротив, подобное стремление отчетливо видно на переговорах. Просто страны решают собственные национальные проблемы, и у каждой из них собственный взгляд на многие вопросы торгово-экономического сотрудничества.

Чуть ли не главный, по крайней мере по количеству упоминаний в прессе, вопрос -- о строительстве нефтепровода из России в Китай, бурно растущая экономика которого требует все большего количества энергоресурсов. В Пекине уже много лет требуют от России как можно скорее определиться с датой начала строительства. Именно на этом акцентировал внимание вчера на встрече Александра Жукова и У И с представителями российских и китайских деловых кругов вице-президент Китайской национальной нефтяной корпорации Чжоу Цзипин.

Россия не намерена отказываться от перспективного рынка. Российское правительство уже приняло решение строить нефтепровод до Тихого океана. Позже будет рассматриваться возможность ответвления на Китай. Однако торопиться, судя по всему, правительство не намерено. Дело в том, что российские власти взяли курс на освоение нефтяных месторождений Восточной Сибири, нефтью с которых и предполагается заполнять нефтепровод. А для этого нужно ни много ни мало 80 млн тонн (предполагается, что Китаю достанется 30 млн тонн). Одним словом, пока не будет нефти, не будет и нефтепровода. Китайцы не могут этого не понимать, однако у них свой интерес -- им нефть нужна уже сейчас. Пока сошлись на поставках по железной дороге. Согласованный на 2006 год объем -- 15 млн тонн.

Впрочем, Россия также требует от Китая многого из того, что он пока обеспечить не может. Например, покончить с многочисленными попытками использования "серых" схем при импорте китайских товаров. По словам Александра Жукова, Россия "очень обеспокоена большим объемом неорганизованной торговли и "серого" импорта". Правда, представитель китайской экспортно-импортной палаты по легкой промышленности утверждала вчера, что причина -- в высоких импортных пошлинах и практике работы на российской таможне.

Между тем глава "Аэрофлота" Валерий Окулов вчера просил китайскую сторону усовершенствовать организацию системы полетов над территорией Китая. По его словам, авиакомпании, в том числе российские, уже в 2007 году столкнутся с ограниченной пропускной способностью китайского воздушного пространства. "Рост перевозок пассажиров российскими компаниями за полтора года вырос на 59%, китайскими -- на 27%. Это не рост, это бум перевозок", -- доказывал он сидящему напротив заместителю руководителя Главного управления гражданской авиации КНР Ян Гоцину. Г-н Окулов предложил китайским авиационным властям ряд мер, которые позволят, по его убеждению, увеличить пропускную способность китайского неба в восемь (!) раз. При этом безопасность полетов только повысится. Выгоду получат не только авиакомпании (за счет сокращения времени полетов), но и бюджеты России и Китая за счет увеличения сборов за аэронавигацию. Ян Гоцин обещал подумать и предложил российской стороне включить эти предложения в повестку дня переговоров соответствующих ведомств.

Он же сообщил приятную для г-на Окулова новость. Как оказалось, именно вчера российская сторона полностью разблокировала счета московского представительства Air China, арестованные еще в прошлом году. Ян Гоцин обещал тут же сообщить об этом китайским ведомствам, которые в качестве ответной меры заблокировали счета пекинского представительства "Аэрофлота". Как предполагается, российская авиакомпания сможет вновь пользоваться своими деньгами уже в самое ближайшее время. "Ни копейки себе не оставим", -- заверил Ян Гоцин.

Впрочем, это было далеко не единственное приятное сообщение, прозвучавшее на встрече вице-премьеров правительств двух стран с представителями деловых кругов России и Китая. Глава "Деловой России" Борис Титов сообщил, что у возглавляемого им с российской стороны российско-китайского делового совета находится в проработке более 150 совместных инвестиционных проектов. Общая сумма инвестиций достигает более 9,5 млрд долл. Эти проекты предполагается реализовывать не только в России (переработка сельхозпродукции, лесопереработка, машиностроение), но и в Китае. Российские компании, например металлургические, предполагают участвовать в реализации китайской программы модернизации северо-востока страны, где в свое время много предприятий было построено при помощи советских специалистов.

Александр Жуков и У И пообещали всестороннюю помощь компаниям, желающим сотрудничать. Они прекрасно понимают, что без такой поддержки вряд ли удастся не только выйти на запланированные объемы товарооборота и инвестиций, но и построить, например, столь нужный дальневосточному соседу России нефтепровод. "Я очень внимательно отметил все вопросы, которые были поставлены. Российское правительство постарается сделать все возможное, чтобы снять проблемы, которые мешают развитию наших торгово-экономических отношений", -- заверил г-н Жуков.

Михаил ВОРОБЬЕВ, Пекин

Греф продал "Аэрофлоту" самолет

Бюджет оплатит проект RRJ до копейки

Министр экономического развития Герман Греф посетил вчера Авиационную холдинговую компанию (АХК) "Сухой" и пообещал, что государство "до копейки" выполнит свои обязательства по поддержке проектируемого этой фирмой регионального самолета RRJ. Визит министра уже сам по себе стал серьезным моральным подспорьем для разработчиков RRJ. Вокруг этого самолета в последнее время сгустились негативные слухи, самый зловещий из которых был про то, что правительство и администрация президента якобы разуверились в целесообразности проекта. "RRJ будет дешевле и по всем параметрам эффективнее, чем самолеты ближайших конкурентов", -- твердо заявил вчера г-н Греф после осмотра предприятия и беседы с генеральным директором АХК Михаилом Погосяном. Он сообщил, что уже в текущем ноябре "Аэрофлот" подпишет контракт на приобретение крупной партии таких самолетов.

Правда, прибывший на АХК в свите г-на Грефа замгендиректора "Аэрофлота" Сергей Харитонов изложил журналистам немного другую версию. По словам г-на Харитонова, в финал тендера по закупке региональных самолетов для "Аэрофлота" вышли две машины: RRJ и Ан-148, спроектированный украинским Авиационным научно-техническим комплексом им. Антонова. Окончательный выбор между двумя этими лайнерами крупнейшая российская авиакомпания еще не сделала, подчеркнул г-н Харитонов. Впрочем, он утверждает, что "Аэрофлот" рассматривает возможность купить 30 машин RRJ.

Глава Федерального агентства по промышленности (ФАП) Борис Алешин, также бывший вчера на АХК, сообщил еще одну отрадную для фирмы новость: скоро у нее появится крупный иностранный инвестор. Сначала г-н Алешин не хотел называть этого инвестора журналистам, но через несколько минут все же сообщил, что речь идет об итальянской группе компаний Finmeccanica.

Руководство АХК изложило г-ну Грефу (а он в свою очередь передал журналистам) планируемый график выпуска RRJ. По словам министра, первый опытный образец регионального самолета будет готов в начале 2007 года. В течение 2007 года АХК должна изготовить шесть машин, которые будут использованы в программе сертификационных испытаний. С 2008 года начнется серийный выпуск самолета и поставка его заказчикам, причем за один только 2008 год планируется произвести 60 машин. Г-н Греф заявил: "Есть все возможности, что в назначенный срок все запланированные этапы создания самолета будут выполнены". Государство, по его словам, в 2006--2008 годах поддержит проект на сумму 8,6 млрд руб., из которых 3,8 млрд запланировано на следующий год.

Впрочем, основной объем финансирования пойдет, как и раньше, из внебюджетных источников, оговорился министр. Один из этих источников назвал вчера Борис Алешин. По его словам, в конце сентября совет директоров итальянской группы Finmeccanica одобрил приобретение не менее 25% акций ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) -- дочерней компании АХК, непосредственно занимающейся разработкой RRJ. "Finmeccanica уже зарезервировала часть денег. Они готовы заплатить аванс за покупку. В настоящий момент идет оценка стоимости этого пакета", -- сказал г-н Алешин. По его личной оценке, 25-процентный пакет акций ГСС должен стоить не меньше 100 млн долл. Протокол о взаимопонимании по поводу купли-продажи пакета акций ГСС (размер которого тогда официально не был назван) подписали 18 августа этого года АХК и компания Alenia Aeronautica, входящая в группу Finmeccanica.

В России крупнейший потенциальный заказчик RRJ -- "Аэрофлот". Суть переговоров с "Аэрофлотом" генеральный директор ГСС Виктор Субботин описал вчера так: "Аэрофлот" чувствует себя стартовым заказчиком, то есть самой нужной для проекта компанией. Поэтому ему важно выжать из нас по максимуму и по цене, и по характеристикам, и по техобслуживанию. На что-то мы можем пойти, а на что-то -- нет. Нащупывание этой грани -- очень сложный процесс".

Михаил КУКУШКИН, Вера СИТНИНА

Время занимать

Сбербанк получил "удвоенный" кредит

Российский госбанки бьют рекорды на рынках заимствований. На прошлой неделе ВТБ разместил самый крупный в отечественной истории корпоративный облигационный рублевый заем под смехотворно низкую ставку -- 6,25% годовых. А вчера Сбербанк сумел привлечь необеспеченный трехлетний синдицированный кредит на 1 млрд долл., что стало беспрецедентным явлением для российских финансовых организаций. Организаторами займа выступили банки ABN Amro и HSBC. В транзакции участвовали 42 банка, среди которых были и новые для российского рынка инвесторы. Привлеченные средства будут использованы для проектов корпоративного финансирования.

В ходе синдикации выяснилось, что слишком много инвесторов хотят прокредитовать крупнейший банк страны. Предложение превысило 1,4 млрд долл., говорится в сообщении организаторов займа. "Сбер" пошел навстречу пожеланиям и увеличил в два раза объем кредита (изначально планировалось привлечь 500 млн долл.). "Неудивительно, что они решили увеличить объем займа, ведь ставка по кредиту очень низкая (LIBOR+0,55%. -- Ред.)", -- отмечает аналитик ИК "Тройка Диалог" Александр Кудрин.

Это размещение еще раз подтверждает тот факт, что иностранные кредиторы считают "Сбер" хорошим заемщиком, полагают аналитики. Кроме того, на удачное размещение, видимо, повлияло недавнее повышение международным агентством Moody`s рейтинга Сбербанка. В результате необеспеченные долговые обязательства банка впервые для российских эмитентов получили рейтинг категории А.

Отметим, что это уже второй кредит Сбербанка, полученный им в нынешнем году. В феврале он впервые в своей истории привлек десятилетний субординированный заем объемом 1 млрд долл., учитываемый при расчете собственного капитала. Сделка стала самой крупной в Центральной и Восточной Европе. Кроме того, в 2003 году банк разместил еврооблигации, тогда ставка составила LIBOR+1,75%.

Примечательно, что несколько лет назад в беседе с журналистами первый зампред "Сбера" Алла Алешкина отмечала, что банк готов занимать деньги на рынке, если для этого будут благоприятные условия. Видимо, время пришло.

Наталья РОМАНОВА

Хакерство по-эстонски

Сотрудников таллинского банка подозревают в мошенничестве на фондовом рынке США

Американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEС) вчера обвинила эстонский инвестиционный банк Lohmus Haavel & LHV Viisemann (LHV) в мошенничестве. Сейчас имущество LHV в США арестовано. Двух сотрудников LHV -- граждан Эстонии Оливера Пика и Кристиана Лепика -- подозревают в краже и распространении еще не обнародованной информации о 360 биржевых событиях, связанных с деятельностью по крайней мере 200 американских компаний. Предполагается, что банк проводил торговые операции на фондовом рынке, располагая материалами релизов, которые еще не были выпущены. Используя эти данные, банк сумел заработать более 7 млрд долл., считают в SEС.

По требованию комиссии окружной суд Южного округа Нью-Йорка издал временный приказ, в соответствии с которым счета обвиняемых должны быть заморожены, а полученные незаконным путем средства возвращены. Кроме того, информация о деяниях банка была представлена для анализа руководству Нью-Йоркской фондовой биржи, торговым площадкам в Филадельфии и Чикаго и в офис NASDAQ. "Этот случай показателен. Он ясно демонстрирует тот факт, что даже в случае применения мошенниками новых способов нарушения закона SEC способна их остановить", -- заявил представитель SEС Дэниэл Хоук. Как сообщает РИА "Новости", пресс-служба банка распространила информацию о начале внутреннего расследования. Подозреваемые отстранены от работы до выяснения всех обстоятельств.

Следствие полагает, что сотрудники эстонского банка добыли информацию нелегальным путем, взломав при помощи специальной программы Spider (паук) интернет-портал Business Wire, где хранилась инсайдерская информация. Известно, что LHV стал клиентом -- подписчиком системы распространения пресс-релизов Business Wire летом 2004 года. В SEC считают, что данная инициатива была предпринята с одной целью -- вскрыть базу данных. "Маклеры использовали запрещенное программное обеспечение для кражи еще не обнародованных сообщений для прессы котирующихся на бирже предприятий", -- говорится в заявлении SEC.

Руководство LHV попыталось спасти репутацию банка, настояв на том, что сотрудники действовали в своих личных интересах. В сообщении инвестиционного банка говорится, что его фонды и счета никак не связаны с фактом мошенничества. По словам председателя правления LHV Райна Тамма, сделки могли быть совершены исключительно по инициативе двух подозреваемых сотрудников.

Денис УВАРОВ


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное