Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 29 апреля, пятница

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Кризис жанра

Правительство выдает желаемое за действительное

Признаваемый всеми отток капитала из России (оценка Мифина - 4,9 млрд долларов за прошлый год, МЭРТ - 7,9 млрд) вынудил власти обратить внимание на действие своих правоохранительных и фискальных органов. Исполняя поручение президента, правительство вовсю старается как-то отрегулировать налоговое законодательство и правоприменительную практику, чтобы положить конец "налоговому террору". Только ему не очень это удается. Исполнительные органы не могут полюбовно договориться не только с бизнесом, но и между собой. У чиновников получается так, что государственные интересы все время вступают в противоречие с интересами экономического развития.

Вчерашнее обсуждение на заседании кабинета министров налоговых новаций, призванных облегчить жизнь бизнесу, не стало исключением. Как и предполагалось, сенсации не случилось. Идей, как обустроить налоговую амнистию и сократить срок давности по приватизационным сделкам, так и не прозвучало. Не было сказано даже, что у правительства такие законодательные изменения на подходе или где-то стоят в плане. Обсудили, правда, такую долгоиграющую вещь, как налоговое администрирование. Точнее, его совершенствование: речь, в первую очередь, идет о частоте и сроках налоговых проверок.

Первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов, преподнес новации, как компромисс между фискалами и бизнесом. Он сообщил, что, пожалуй, только один пункт остался не согласованным - это повторные проверки. Кто принимает по ним решение? Бизнес требует, чтобы суд или, в крайнем случае, Минфин или совет при Минфине. Чиновники хотят оставить эту функцию за налоговой службой, при участии Минфина. Минфин, видимо, не хочет ссориться с ФНС, а потому самоустранился. Бизнес же боится оставаться один на один с налоговиками. Министр финансов Алексей Кудрин признал, что на сегодняшний день проблема только в принятии решений по повторным проверкам. "Обострилось ощущение того, что ряд таких проверок может быть предвзятым", - сказал он и попросил время до 14 мая на окончательную утряску документа, в том числе и с бизнесом. Вице-премьер Александр Жуков со своей стороны заметил, что повторные проверки, как правило, касаются крупных компаний, и проводятся довольно редко. Хотя при этом очень сильно негативно влияют на фондовый рынок. А потому можно было бы пойти бизнесу навстречу и создать комиссию "по повторным проверкам" во главе с министром финансов, в состав которой входили бы представители МЭРТ и налоговиков. Столь однозначная трактовка полномочий в пользу г-на Кудрина не устроила премьера. "Я не хотел бы забегать вперед, - сказал он. - Надо бы министру финансов и главе ФНС согласовать этот вопрос. Посоветуйтесь, под чьим руководством. Не следует лишать налоговиков достаточных рычагов, без которых они не смогут исполнять свои обязанности". Получилось так, что большинство членов кабинета не готово к тому, что фискальные органы перестанут заниматься политикой и будут просто исполнять закон. А имеющий репутацию либерала министр финансов не хочет брать на себя ответственность по надзору за правоприменением.

Правда в отношении другой проблемы - повышения акцизов на алкоголь и табак - г-н Кудрин готов был взять на себя всю ответственность. Когда коллеги усомнились в правильности повышения акцизов, главный финансист заявил: "Вопрос серьезный и требует решения сейчас" и рассказал, что некоторые налоговые начальники через голову профильного министра пишут всякие записки президенту и требуют решения. В итоге в администрации президента прошло совещание по акцизам, на котором позиция Минфина в отношении повышения акцизов была одобрена. Однако ссылка на Кремль не смутила премьера. Он пояснил, что совещания совещаниями, а поскольку проблема непростая, имеющая серьезные социальные последствия, то решать её будет правительство на специальном заседании в мае - между праздниками.

А в заключение всех порадовал глава МЭРТ Герман Греф, который сообщил о том, что они с г-ном Кудрином пришли к согласию по инвестфонду, который составит 200 млн долларов. И предложил профильным министрам приносить перспективные проекты.

Вера Кузнецова

Жак Ширак торгует "Миражами"

Бразилия выбирает истребитель подешевле

Бразилия склоняется к покупке подержанных современных истребителей для замены своего устаревшего флота боевых самолетов, который должен быть снят с вооружения уже к концу текущего года. Как стало известно вчера на проходящей в Рио-де-Жанейро международной выставке боевой техники LAAD-2005, французские ВВС предлагают крупнейшей стране Латинской Америке используемые ими сейчас 12 истребителей Mirage 2000. По сути, эта коммерческая оферта совпадет с предложением компании "Рособоронэкспорт", которая готова продать Бразилии самолеты Су-27СК из наличия российских ВВС (см. вчерашний номер газеты "Время новостей").

Как пишет бразильская пресса, в ближайшие две недели президент Франции Жак Ширак лично сделает официальное предложение о сделке бразильскому президенту Луле да Силве. Однако основные параметры предполагаемого контракта уже просочились в печать из анонимных источников, близких к командованию бразильских ВВС. По этим сведениям, французы просят за всю партию подержанных самолетов 60 млн долл. Это на порядок меньше, чем стоило бы такое же количество новых машин. Фирма Dassault -- производитель Mirage 2000 -- ранее вела с Бразилией переговоры о соответствующем контракте, имея в виду сумму 700 млн долларов.

По сообщению газеты Jornal do Brasil, некоторые высшие чины бразильских ВВС находят новую французскую цену "чрезвычайно привлекательной", хотя и не скрывают, что приобретение подержанных самолетов может быть только временной мерой -- до тех пор, пока бюджет страны не сможет позволить себе покупку новой техники.

Впрочем, гражданское руководство страны не исключает, что в качестве "временной меры" Бразилия может немного пожить вообще без истребителей. В своем выступлении на открытии LAAD-2005 вице-президент Бразилии Жозе Аленкар заявил, что состоящие на вооружении страны истребители Mirage III будут списаны до декабря текущего года, однако немедленной покупки других самолетов за этим может и не последовать. "Мы подождем, пока сформируются новые технологии, внедряемые в истребители нового поколения, и тогда сделаем выбор", -- заявил он. Г-н Аленкар также сказал, что 80% техники, состоящей на вооружении бразильских ВВС, уже сейчас производится в Бразилии и он желал бы, чтобы доля национального производства в этом секторе достигла 100%.

Впрочем, тяжелых истребителей это пожелание не касается. Их в Бразилии не делают и в обозримом будущем делать не будут. Отвечая на вопросы журналистов, г-н Аленкар высказался резко против принятия законодательных квот на поставку национальной техники для бразильской армии. Поэтому главными игроками в конкурентной борьбе за бразильский заказ на истребители, очевидно, останутся французские и российские авиастроители. А главным противником и для тех и для других -- скудость бразильского оборонного бюджета.

Михаил КУКУШКИН, Рио-де-Жанейро

Норвежские смотрины

"Газпром" продолжает кастинг претендентов на Штокмановский проект

Руководство "Газпрома" демонстрирует своим потенциальным контрагентам, что не торопится с реализацией Штокмановского проекта. "Механизм определения партнеров в этом проекте не предусматривает конкурсного отбора, и нет никакого конкретного дня, когда мы примем решение", -- заявил вчера глава концерна Алексей Миллер после встречи в Норвегии с президентом компании Statoil Хельге Лундом. Он отметил, что решение будет принято во второй половине 2005 года, хотя, "уточнил" он, "может быть, раньше, может быть, позже". Сегодня делегация "Газпрома" проведет переговоры с другим настойчивым норвежским претендентом на штокмановский газ -- с компанией Hydro. Вчера г-н Миллер сделал ни к чему не обязывающий дипломатический реверанс в сторону гостеприимных хозяев, заявив, что у обеих компаний "есть реальные шансы участия в проекте". Хотя очевидно, что в роли главного партнера менеджмент "Газпрома" видит крупнейшие нефтегазовые корпорации, имеющие позиции на рынке сбыта в США.

Гигантское Штокмановское газоконденсатное месторождение расположено на шельфе Баренцева моря. Доказанные запасы газа составляют 3,2 трлн кубометров. Проектная мощность добычи может составить 60--90 млрд кубометров газа в год. Однако на первом этапе освоения, для которого сейчас формируется консорциум, планируется добыча 30 млрд кубометров газа в год. Этот объем планируется транспортировать по морскому газопроводу на завод по сжижению газа, который будет построен рядом с незамерзающим Мурманским портом. Мощность завода должна составить около 20 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) в год. Стоимость первого этапа освоения оценивается в 10--12 млрд долл. Сжиженный газ предполагается продавать по долгосрочным договорам в США и, возможно, на рынок стран северной Европы.

На долю в первом этапе освоения месторождения помимо норвежцев претендуют американские ConocoPhilips, ExxonMobil и ChevronTexaco, англо-голландская Royal Dutch/Shell, британская ВР. Алексей Миллер вчера сообщил, что уже в ближайший месяц все потенциальные партнеры представят "Газпрому" свои предложения по освоению месторождения. "Уже некоторые предложения поступили (ConocoPhilips и Royal Dutch/Shell. -- Ред.), -- заявил он. -- Statoil планирует представить свои предложения в мае. В течение определенного времени мы изучим предложения и к концу июня составим полную картину".

По информации "Времени новостей", главными переговорными условиями "Газпрома" являются сохранение за ним контрольного пакета акций на стадии добычи газа и производства СПГ, а также получение доли в предприятии по сбыту газа в США, пропорциональной участию иностранных партнеров в разработке Штокмановского месторождения.

Statoil в отличие от Hydro имеет некоторый задел на американском рынке -- она является оператором мощностей на 2,4 млрд кубометров газа в год на регазификационном терминале Cove Point, а после модернизации к 2010 году возможности норвежской компании увеличатся до 10 млрд кубометров. Тем не менее значительная часть этих мощностей будет задействована под поставки с норвежского месторождения Snovit (6,7 млрд кубометров в год), оператором которого является также Statoil. В связи с этим обе норвежские компании пытаются заинтересовать "Газпром" участием в своих проектах по добыче газа и продаже СПГ. Statoil предлагает долю в проекте Snovit, а Hydro -- в освоении месторождения Ormen Lange. Правда, при этом сами просят 15--20% в Штокмановском проекте. Учитывая, что на долю всех иностранных партнеров "Газпром" пока готов выделить менее 50%, участие в проекте сразу обеих норвежских компаний исключено. Да и одной из них придется, по-видимому, довольствоваться совсем миноритарной долей.

Алексей ГРИВАЧ

Ложка дегтя в бочке бензина

ТНК-ВР предпочла продать запасы топлива на Украине по государственным ценам

ТНК-ВР с 1 мая собиралась вернуться к рыночному ценообразованию на своих украинских заправках. Об этом исполнительный директор компании Герман Хан договорился с премьером Юлией Тимошенко на прошлой неделе (президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов обещал ей работать по низким госценам до 1 июня). Однако официальные представители ТНК-ВР вчера заявили "Времени новостей", что компания не намерена с 1 мая увеличивать стоимость нефтепродуктов на своих АЗС, а будет торговать по регулируемым государством ценам до тех пор, пока не закончатся "остатки, сохранившиеся с февраля и марта". Затем на Украине может грянуть дефицит бензина: с начала апреля "Лисичанскнефтеоргсинтез" (ЛИНОС), на 78% принадлежащий российско-британской компании, закрыт на ремонт, который планируется завершить "не ранее" 14 мая. Каков объем "остатков" бензина, в ТНК-ВР не говорят. Также в компании не сообщают, намерены ли ее руководители в ближайшее время встречаться с премьером Юлией Тимошенко или президентом Виктором Ющенко. Однако очевидно, что точка в споре российских нефтяников и украинских властей еще не поставлена: из Киева продолжают поступать сообщения о намерениях деприватизировать ЛИНОС.

Как заявил в среду глава госкомпании "Нафтогаз Украины" Алексей Ивченко, он намерен требовать возвращения государству пакетов акций двух крупнейших нефтеперерабатывающих заводов страны -- Кременчугского (контролируется "Татнефтью") и ЛИНОСа. По мнению г-на Ивченко, акции ЛИНОСа были "фактически украдены у государства", поскольку 70% завода было продано за 9 млн гривен (1,8 млн долл.), тогда как стоимость предприятия на момент продажи составляла 1,5 млрд гривен (299 млн долларов).

Однако глава Фонда госимущества Украины (ФГИ) Валентина Семенюк после заявления г-на Ивченко сказала Интерфаксу: "Ситуация с приватизацией ЛИНОСа вообще не в компетенции "Нафтогаза Украины", поэтому заявления такого рода как минимум непонятны". Но за ночь г-жа Семенюк кардинально пересмотрела свою точку зрения. Она отметила, что ФГИ пока не принял решение относительно необходимости пересмотра итогов конкурса по продаже акций завода, однако посчитала необходимым напомнить, что принадлежащими государству активами в нефтегазовых предприятиях управляет "Нафтогаз Украины". "Объект относится к управлению "Нафтогаза Украины", поэтому все вопросы -- к нему", -- "прояснила" ситуацию г-жа Семенюк.

По словам главы "ТНК-ВР-Украина" Александра Городецкого, в заявлениях главы "Нафтогаза Украины" для компании нет "ничего нового или неожиданного". "Таким образом, нам вновь продемонстрировали нежелание строить партнерские, конструктивные отношения с крупным бизнесом", -- сказал он. При этом он указал, что подобные высказывания расходятся с позицией, задекларированной г-ном Ющенко. "На всех уровнях и встречах с международным сообществом, иностранными инвесторами, в том числе с представителями российского бизнеса, лидер украинского государства неоднократно говорил о совсем иной политике. В частности, речь шла о желании построить диалог между властью и бизнесменами, создать благоприятные условия для притока и развития иностранного капитала, о невозможности массовых реприватизационных процессов", -- подчеркнул г-н Городецкий.

В ТНК-ВР заявляют, что выполнили свои обещания перед правительством: заморозили цены и теперь ждут от чиновников выполнения их обещаний -- создания рабочей группы из представителей власти и бизнеса, которая согласует модели ценообразования в будущем и разработает политику развития топливного рынка Украины. "Пока шагов по созданию такого органа мы не видим", -- констатирует официальный представитель холдинга.

У ТНК-ВР всего 51 собственная АЗС на Украине, но под ее брендом на Украине работает более тысячи заправок, обязанных покупать сырье на ЛИНОСе. После введения регулируемых цен российские нефтяники обратились за поддержкой к российскому премьеру Михаилу Фрадкову, кроме того, ситуацию по телефону обсуждали президенты Владимир Путин и Виктор Ющенко (подробности их диалога не сообщались). Российские власти со своими украинскими коллегами пока не полемизируют. Более того, весьма оригинально на бензиновую тему высказался вчера посол России на Украине Виктор Черномырдин: он заявил информагентствам, что снижение цен на бензин не повлияет на интересы России и российских нефтетрейдеров, поскольку является внутренним делом Украины и касается украинских компаний.

Денис РЕБРОВ

Пехота пересядет на трактора

СИБУР продал контрольный пакет акций "Курганмашзавода"

СИБУР вчера продал 50,63% акций ведущего предприятия оборонного комплекса России по производству боевых машин пехоты -- "Курганмашзавода" (КМЗ). Победителем аукциона стал крупнейший в России производитель тракторов концерн "Тракторные заводы" (управляется ЗАО "МОСТ", на 90% принадлежащим Михаилу Болотину), предложивший 1,122 млрд руб. (40,3 млн долл.). Олег Дерипаска, которого и силовики, и региональные власти прочили в собственники оборонного хозяйства газовиков, отстал от победителя примерно на 2 млн долларов.

СИБУР приобрел акции КМЗ в 2001 году с целью создать на его базе машиностроительный холдинг для поставок оборудования "Газпрому". Однако эта идея вскоре провалилась. Во время банкротства нефтехимического холдинга обсуждалась даже возможность передачи контрольного пакета КМЗ государству в лице "Рособоронэкспорта". А минувшей осенью губернатор Курганской области Олег Богомолов, для которого обремененный долгами КМЗ был "головной болью", сообщил, что интерес к активу проявляет г-н Дерипаска. "Решение руководства группы (г-на Дерипаски. -- Ред.) по этому поводу есть, и в настоящий момент идут переговоры по цене за пакет", -- заявлял тогда он. Г-на Богомолова поддержал министр обороны Сергей Иванов, посчитавший, что для холдинга "Руспромавто", подконтрольного г-ну Дерипаске, покупка КМЗ -- "это логичный выбор, поскольку "Руспромавто" уже производит военные грузовики и бронетранспортеры". В "Базовом элементе" (управляет активами олигарха) на эту тему предпочитали не распространяться.

В феврале этого года совет директоров "Газпрома" одобрил продажу СИБУРом контрольного пакета КМЗ и установил минимальную цену сделки на уровне 30 млн долл. (в итоге стартовая цена была не намного выше этой планки -- 973 млн рублей).

"Тракторные заводы" между тем свой интерес к КМЗ не скрывали и в итоге предложили за пакет больше, чем структура "Руспромавто", лишь на 73 млн руб. Пресс-секретарь "Руспромавто" Владимир Торин пояснил вчера "Времени новостей", что компания перестала торговаться потому, что ее не устроила цена вопроса: "Наши менеджеры составили бизнес-модель, как сделать КМЗ рентабельным и рабочим, согласно которой была выведена и цена, платить выше которой было экономически нецелесообразно". А источник, близкий к менеджменту "Руспромавто", сообщил, что в компании "долго не могли понять, нужен этот актив вообще или нет, поскольку он находился в жутком состоянии".

Нельзя также исключать, что г-на Дерипаску не устроили условия, выставленные к будущему собственнику КМЗ со стороны силовиков. Источник, близкий к сделке, сообщил "Времени новостей", что в протоколе купли-продажи никаких обязательств не прописано, однако "на неформальном уровне заинтересованные в активе профильные структуры провели с участниками торгов предварительные консультации". В ходе которых, по его словам, "учитывалась готовность потенциального владельца как минимум сохранить оборонное производство на прежнем уровне и как максимум -- его развитие".

Между тем эксперты инвесткомпаний сомневаются, что концерн "Тракторные заводы", объединяющий Онежский, Чебоксарский, Владимирский и Липецкий тракторные заводы, будет озабочен производством БМП.

Впрочем, согласно условиям аукциона, если в течение 14 рабочих дней после сделки "Тракторные заводы" не перечислят деньги за акции КМЗ, пакет будет выставлен на повторную продажу.

Яна ГОДОВАНАЯ

Пыль в глазах ЦБ

К требованиям системы страхования вкладов некоторые банки подошли формально

Зампред Банка России Геннадий Меликьян вчера заявил, что отбор банков в систему страхования вкладов помог повысить устойчивость банковской системы. "Сами банкиры говорят, что они проделали огромную работу (для того, чтобы соответствовать критериям отбора. -- Ред.)", -- цитирует чиновника Интерфакс. Однако, чтобы рапортовать о реальном прогрессе в банковской системе, регулятору надо заставить банки выполнять свои требования не только формально. Ибо Институт внутренних аудиторов и компания ФБК, опросив осенью 31 российский банк в рамках исследования систем внутреннего контроля (результаты исследования были представлены на днях в Ассоциации российских банков), нашли участника системы страхования вкладов, который заявил, что не соблюдает все требования ЦБ в этой сфере. Еще шесть банков (также участники системы) сообщили, что собираются устранить ряд "недоработок" в организации внутреннего контроля.

Вице-президент ФБК Алексей Терехов отмечает, что чаще всего банки не соблюдают принцип независимости службы внутреннего контроля, который провозглашается в соответствующем положении Центробанка: "В ряде кредитных организаций речь идет о прямой зависимости службы от руководства". Согласно исследованию, в двух опрошенных банках служба внутреннего контроля подчиняется правлению, в десяти -- председателю правления, в четырех -- административно правлению, а функционально -- аудиторскому комитету совета директоров.

Соблюдение соответствующих требований не всегда отслеживается проверяющими из ЦБ, отмечает один из московских банкиров. Кроме того, по его словам, надзорный блок регулятора не всегда может выявить несоответствие реальной банковской практики формально заявленным процедурам, что дает возможность "пускать пыль в глаза" при проверке качества управления кредитными и другими рисками.

Впрочем, в руководстве Центробанка знают о проблеме. В частности, г-н Меликьян отметил, что ряд банков могут обманывать ЦБ при раскрытии структуры собственности, которое также обязательно для вступления в систему страхования: "Порой за конечными бенифициарами -- физическими лицами, показанными банками в качестве реальных владельцев, мы понимаем, что стоит кто-то еще".

"Мы прекрасно понимаем, что банки подходят к соблюдению многих требований с нечестных позиций, -- говорит высокопоставленный собеседник "Времени новостей" на Неглинной, -- со временем мы займемся и такими банками. Сейчас же необходимо завершить отбор в систему страхования вкладов". По словам г-на Меликьяна, в ЦБ поступило 206 повторных ходатайств о вхождении в систему, а по 65 из них уже ведутся инспекционные проверки.

Георгий ШТОЛЬЦ


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться

В избранное