Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 11 апреля, понедельние

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

"Привыкайте"

Прогноз МВФ: миру придется еще долго жить в условиях высоких цен на нефть

Мировая экономика стоит на пороге продолжительного нефтяного кризиса, утверждают эксперты Международного валютного фонда. В опубликованном в конце прошлой недели докладе "Обзор мировой экономики" МВФ прогнозирует: в 2010 году нефть будет стоить 34 доллара за баррель в сегодняшних деньгах, а к 2030 году -- до 39-56 долларов за баррель. Комментируя собственные выводы, представители фонда признали, что и скандальный прогноз аналитиков банка Goldman Sachs о росте цены до 105 долл за баррель является вероятным. Доклад о состоянии мировой экономики по традиции выпущен накануне "Весенних встреч" МВФ и Всемирного банка в Вашингтоне, которые пройдут в ближайшие выходные.

В МВФ полагают, что стабильности мировой экономики угрожают два фактора - высокие цены на нефть и глобальные диспропорции, сложившиеся в результате бюджетной политики США (как известно, Америка не прекращает наращивать свой и без того огромный бюджетный дефицит, финансируя его через заимствования у остального мира). Второй фактор, впрочем, вряд ли подвластен МВФ: чрезвычайно сомнительно, чтобы администрация США в экономической политике учитывала мнение фонда или кого бы то ни было еще. Зато нефтяные цены, похоже, станут главной темой дискуссий.

Представляя "Обзор мировой экономики", главный экономист МВФ Рагхурам Раджан заявил: "Мы должны быть готовы к жизни при высоких ценах на нефть". Причины этого, как выразился он, "довольно ясны". Прогноз спроса и поставок нефти показывает, что "в обозримой перспективе" два эти показателя "будут довольно точно соответствовать друг другу". "Это означает, что любые перерывы поставок или неожиданные изменения спроса могут вызывать резкое изменение цен на нефть", -- резюмировал г-н Раджан. Главный экономист МВФ назвал и "виновников" складывающейся ситуации: "Напряженность, которую мы ожидаем, отчасти будет происходить за счет продолжения роста спроса на нефть. По-видимому, это будет происходить благодаря улучшению уровня жизни в развивающихся странах. Например, если опыт Китая применить к сценарию развития в странах с соответствующими показателями экономического роста, то окажется, что для них характерна ситуация, когда спрос на транспортные услуги растет. Все больше людей будут покупать автомобили, а это окажет значительное влияние на растущий спрос на нефть".

Один из сценариев, который просчитали эксперты МВФ - достижение уровня в 80 долл. за баррель. По мнению фонда, такая цена приведет к замедлению роста ВВП в США на 0,8 процентных пункта, в еврозоне - на 0,6 процентных пункта. Между тем, сделанный недавно аналитиками Goldman Sachs прогноз о росте цен до 105 долларов за баррель г-н Раджан не считает чем-то странным: "Ясно, что речь идет (в докладе Goldman Sachs - Ред.) о краткосрочной и среднесрочной перспективах, наши же прогнозы простираются на более длительный срок. Поскольку есть некоторое прерывание поставок, 100 долл. за баррель не выглядит странным. Мы рассматриваем эффект от скачка в 80 долл. за баррель. Таким образом, никто не возьмется сказать, что это странно. Действительно ли это самый вероятный сценарий? Не обязательно. Это зависит от того, как поведет себя рынок".

В МВФ уже обсуждают и первые осторожные рецепты стабилизации нефтяного рынка. Так, странам с запасами нефти, вероятно, будет рекомендовано активнее развивать разведку и добычу. А поскольку это весьма капиталоемкие проекты, то таким странам следует открывать эту сферу для участия международных инвесторов. Другая идея касается в первую очередь стран с регулируемой экономикой и высоким спросом на нефть (ни для кого не секрет, что под такой формулировкой подразумевается Китай): им, возможно, рекомендуют перестать субсидировать внутренние цены на топливо, зажав тем самым спрос, и развивать энергосбережение. Впрочем, давать подобные рекомендации Китаю - дело не более перспективное, чем советовать американской администрации.

Помимо стабилизации нефтяного рынка дискуссия в Вашингтоне, как ожидается, развернется вокруг долгов беднейших стран (Англия, председательствующая сейчас в "большой восьмерке", в очередной раз предлагает списать эти долги в полном объеме и безо всяких условий), а в кулуарах - вокруг смены руководства Всемирного банка. Как известно, 1 мая Джеймс Вулфенсон покинет этот пост, а его место займет бывший замминистра обороны США Пол Вулфовиц. Пока этого не произошло, г-н Вулфовиц использует "весенние встречи" для неофициального знакомства с акционерами Банка. Российскую делегацию в Вашингтоне возглавит министр финансов Алексей Кудрин.

Андрей ДЕНИСОВ

Убыточное будущее

Депутаты отсрочат реформу налога на прибыль

В конце минувшей недели налоговый подкомитет Государственной думы по настоянию Министерства финансов рекомендовал к принятию законопроект, отодвигающий сроки введения обещанных послаблений по налогу на прибыль. Переносить убытки на будущее скорее всего разрешат не со следующего года, как ожидалось, а лишь с 1 января 2007-го.

В ходе серии консультаций правительства с бизнесом по налоговой реформе и улучшению администрирования налогов Министерство финансов среди прочих мер по налогу на прибыль обещало уже со следующего года снять ограничения по переносу предприятиями убытков на будущее. Поправки предлагалось внести в уже подготовленный законопроект, дополняющий и уточняющий нормы главы "налог на прибыль" Налогового кодекса. В свое время эта глава была принята в большой спешке, и ее "подчисткой" Министерство финансов с депутатами занимается уже несколько лет.

После консультаций с бизнесом правительство решило внести в трехсотстраничный документ еще несколько поправок, направленных, как говорилось в материалах Минфина, на "усиление инвестиционной активности и поддержание экономического роста". Кроме возможности переносить на будущее убытки в неограниченном объеме предлагалось, в частности, дать возможность компаниям списывать расходы на научные разработки и ввести "инвестиционную премию" в размере 10% от стоимости основных фондов.

Возможность переноса убытков на будущее была, пожалуй, одной из наиболее необходимых бизнесу правительственных инициатив. Дело в том, что если предприятие несет убытки (к примеру, в связи с закупкой нового оборудования), то по ныне действующим правилам оно может в течение десяти последующих лет уменьшать свою налоговую базу на 30% от понесенного убытка. Такая норма, как признал в своем докладе на посвященном налоговой теме заседании правительства в марте заместитель министра финансов Сергей Шаталов, никак не способствовала переоснащению предприятий и была губительна для малого бизнеса. Поэтому, как это принято практически во всех странах, ограничение на перенос убытков было предложено отменить.

Однако сейчас на заседании налогового подкомитета вдруг выяснилось, что другой заместитель министра финансов, Михаил Моторин, предлагает иное, гораздо более осторожное решение проблемы: с 2006 года увеличить с 30 до 50% сумму разрешенного к переносу убытка и лишь с 2007 года отменить ограничение совсем. Как рассказал чиновник журналистам после заседания комитета, полный перенос убытков моментально создаст в бюджете дыру в 70 млрд рублей.

Любопытно, что депутаты оказались в этом вопросе едва ли не консервативнее Минфина. Расширение возможности переносить убытки подкомитет назвал потенциально опасным с точки зрения появления новых налоговых схем. По словам заместителя председателя бюджетного комитета Думы Сергея Штогрина, предприятия вполне могут начать искусственно раздувать расходы (перечень которых будет открыт), чтобы показать как можно больше убытков. И таким образом уменьшить в будущем налоговую базу по прибыли.

Ирина СКЛЯРОВА

Индустриализация "по Хлопонину"

Красноярский край превращается в Центральную Сибирь

На карте России появилась еще одна точка притяжения многомиллиардных инвестиций. Красноярский край намерен реализовать амбициозную экономическую программу, уже названную в регионе "новой индустриализацией Сибири". На кон поставлено многое: лишь при условии реализации программы станет очевидным эффект от объединения Красноярского края с Таймырским и Эвенкийским автономными округами (референдум по этому вопросу намечен на 17 апреля). В противном случае край-донор не сможет "вытянуть" дотационных соседей: Таймыр и Эвенкия по-прежнему будут нуждаться в значительных дотациях из федерального центра.

Впрочем, губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, возглавлявший в свое время "Норильский никель", а затем Таймырский автономный округ, уверен, что его новый проект -- уже на территории самого крупного края России -- будет успешным, поскольку выгоден и для региона, и для страны в целом. Причем не только с экономической, но и с политической точки зрения. И в инвестициях г-н Хлопонин уверен. Не зря же в конце концов на десятирублевой купюре изображены виды Красноярска. Своеобразная примета для потенциальных инвесторов, желающих "десятки" превратить в миллионы.

О перспективах партнерства с регионом г-н Хлопонин говорил на Красноярском инвестиционном форуме, который состоялся в конце минувшей недели. По его словам, реализация программы развития края позволит региону стать к 2010 году "главным центром экономической активности России". Впрочем, без помощи федерального центра не обойтись. Причем не только в виде административной поддержки и, возможно, инвестиций в инфраструктуру, но и на концептуальном уровне. Губернатор предлагает правительству изменить государственную региональную политику, направленную пока на выравнивание межбюджетных отличий и дотирование слабых регионов за счет перераспределения доходов доноров. По его убеждению, такая система приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств и не дает стимулов к развитию ни регионам-донорам, у которых отнимают часть заработанных денег, ни регионам-реципиентам, у которых просто-напросто отбивается охота к зарабатыванию денег (федеральное правительство автоматически сокращает трансферную поддержку дотационного региона на сумму полученных им самостоятельно дополнительных доходов).

Будущее видится г-ну Хлопонину в формировании регионов-локомотивов, в состав которых могут быть включены дотационные территории. В исследовании аналитического центра "Эксперт" отмечается, что "объединение Красноярского края, Таймыра и Эвенкии через реализацию инвестиционной программы объединенного региона, предложенной Александром Хлопониным, может стать пилотным проектом по реализации этой доктрины". По подсчетам губернатора, объединенный Красноярский край, будучи центром "новой индустриализации Сибири", богатым природными ресурсами, способен дать к 2010 году примерно 55 млрд рублей дополнительных налоговых поступлений. И снять с федерального центра обузу в виде дотирования Таймыра и Эвенкии. Правда, на переходный период, который продлится до 2008 года (реальное объединение предполагается завершить годом раньше), трансферты автономным округам предполагается сохранить.

Согласно расчетам экспертов, превратить автономные округа в полноценные территории-доноры способна реализация двух основных проектов -- разработка Ванкорского нефтяного месторождения (его осваивает "Роснефть", заинтересованность в сотрудничестве проявляет французская Total) и месторождений нефти и газа в Юрубчено-Тохомской зоне (геологоразведку вел ЮКОС, поэтому пока ситуация там неопределенная). Осваивать эти природные кладовые экономически выгоднее как раз в рамках объединенного края -- это позволит снизить административные издержки. Ванкорское месторождение, например, находится на границе Красноярского края и Таймыра (нефтепровод будет проложен до порта Диксон). Поэтому проводить различного рода согласования "Роснефти" пришлось бы с удвоенным количеством чиновников. Нелишне напомнить, что освоение природных богатств Восточной Сибири закреплено в качестве приоритета в энергетической стратегии России. А Красноярский край по величине прогнозных ресурсов нефти (8,2 млрд тонн) и газа (23,6 трлн м.куб.) занимает второе место в России после Тюменской области.

Заместитель гендиректора РУСАЛа Александр Лившиц сообщил на форуме, что практически завершены переговоры с РАО "ЕЭС России" о достройке Богучанской ГЭС и возведении нового алюминиевого завода мощностью 500 тыс. тонн. Предполагается, что и ГЭС, и заводом компании будут владеть на паритетной основе. "В пределах ближайшего месяца с этим вариантом выйдем в правительство", -- сообщил г-н Лившиц. В качестве приоритетного места для строительства завода выбран Кодинск на востоке края. "Но если Красноярский край проложит нам железную дорогу", -- поставил условие г-н Лившиц, оборачиваясь к сидевшему в президиуме Александру Хлопонину. Губернатор промолчал, однако позже уверенно заявил журналистам, что дорога будет.

Между тем, дорога, по которой в регион пойдут инвестиции, уже, похоже, проложена. В рамках форума Внешэкономбанк, одна из основных задач которого заключается в привлечении иностранных инвестиций в реальный сектор экономики, заключил с Красноярским краем соглашение о стратегическом партнерстве. "Нам действительно необходимо иметь надежного консультанта, качественного специалиста в области проектного финансирования, оценки эффективности тех или иных проектов. Этот банк в состоянии привлечь пул других банков для реализации инвестиционных проектов, о многих из которых вы сегодня слышали", -- сказал Александр Хлопонин. По его оценке, совокупный объем инвестиций, необходимых для финансирования проектов, о которых шла речь в рамках форума, оценивается в сумму свыше 200 млрд рублей.

ВЭБ возьмет на себя обязательства представлять интересы края на переговорах с заемщиками и иностранными финансовыми институтами, проводить экспертную оценку предложений иностранных банков, при положительном заключении -- осуществлять финансовое обслуживание проектов. По словам главы ВЭБа Владимира Дмитриева, банк готов оказывать краю весь спектр услуг, предоставляемых инвестиционно-банковскими институтами. Г-н Дмитриев назвал и одного из потенциальных партнеров -- Банк развития Китая. Соглашение о сотрудничестве с этим банком и Корпорацией страхования экспортных кредитов КНР Внешэкономбанк подписал осенью прошлого года в рамках визита в Пекин Владимира Путина. Как отметил г-н Дмитриев, потенциал этого соглашения можно было бы задействовать в отношении не только Красноярского края, но и других промышленных регионов. Среди потенциальных партнеров ВЭБ рассматривает и финансовые организации Японии.

Акцент в Красноярском крае будет сделан на инфраструктуру. "Это та сфера, без которой невозможно дальнейшее экономической развитие края, создание мощного экономического потенциала с учетом объединения территорий. Речь идет о дорогах, мостах, связи, энергетике -- о всем том, что необходимо для освоения новых территорий и открытия новых производств. Это серьезные проекты и по схемам финансирования, и по окупаемости, ведь речь идет о длинных кредитах", -- отметил г-н Дмитриев. По его словам, в этих проектах "может быть задействован инвестиционный потенциал порядка нескольких десятков миллионов долларов".

Эти деньги придутся как нельзя кстати, поскольку, по мнению советника президента по экономическим вопросам Андрея Илларионова, на мощную финансовую поддержку из федерального бюджета красноярских проектов надеяться не стоит. В качестве компенсации он предложил на форуме ввести новое географическое понятие -- Центральная Сибирь и причислить к ней Красноярский край. На это есть, по меньшей мере, три причины. Во-первых, именно в Красноярском крае находится географический центр России, во-вторых, край намерен стать "центром новой индустриализации Сибири", в-третьих, как предположил г-н Илларионов, с точки зрения восприятия инвестора Центральная Сибирь ближе, чем Восточная. В шутке г-на Илларинова, как говорится, есть доля шутки: ведь и Центральная Азия еще совсем недавно называлась совсем по-другому.

Михаил ВОРОБЬЕВ, Красноярск

Лукашенко хочет вторую нитку

"Газпрому" предложат преференции в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко решил побороться за экспортные потоки "Газпрома". На совещании по итогам рабочей поездки в Россию, которая состоялась 4 апреля, белорусский лидер сообщил, что его страна готова предоставить "Газпрому" необходимые преференции для развития на территории республики газотранспортной инфраструктуры. "В этом очевидная обоюдная польза как для россиян, так и для белорусов, -- подчеркнул г-н Лукашенко. -- Белорусское правительство готово взаимодействовать с "Газпромом" в вопросе строительства второй нитки газопровода Ямал--Европа". Что именно подразумевается под преференциями, он не уточнил. А в "Газпроме" говорят, что пока никаких конкретных предложений не получали. И в целом довольно скептически оценивают это направление развития транспортных мощностей.

Газовые отношения России и Белоруссии в последнее время нельзя назвать теплыми. А после того, как Минск выставил неприемлемые для "Газпрома" условия приватизации газотранспортной системы Белоруссии, концерн ввел коммерческое ценообразование (до 2004 года союзники получали газ по внутрироссийским ставкам). Переход на рыночные взаимоотношения был сложен, поскольку обошелся Минску в дополнительные 175 млн долл. в год. Полгода Белоруссия отказывалась подписывать контракт с "Газпромом", перебиваясь краткосрочными соглашениями с независимыми поставщиками. Более того, "Газпром" в связи с попыткой несанкционированного отбора газа из экспортного объема на сутки полностью перекрывал транзит.

Ежегодно "Белтрансгаз" закупает у "Газпрома" 18,5 млрд кубометров газа по 46,68 долл. за тысячу кубометров. По системе "Белтрансгаза" в Литву и Калининградскую область транспортируется около 4 млрд кубометров газа в год. Еще около 20 млрд кубометров экспортируется в Польшу и далее в Германию по первой нитке газопровода Ямал--Европа (находится в собственности "Газпрома"). Сейчас газопровод работает не на полную мощность (которая составляет 32 млрд кубометров в год) в связи с тем, что на территории Польши не достроены компрессорные станции. Вывести первую нитку на проектную мощность планируется к началу следующего года.

Изначально предусматривалась возможность сооружения второй нитки с такой же мощностью. Однако сейчас вероятность такого строительства оценивается крайне низко. Руководство "Газпрома" открыто сделало ставку на Северо-Европейский газопровод (СЕГ), который не связан с политическими рисками транзитных государств. Шанс для альтернативных вариантов -- расширения украинской системы или второй нитки трубы Ямал--Европа -- появится только в случае технического или экономического провала СЕГ. Ввод его в эксплуатацию, как известно, намечен на 2010 год.

Алексей ГРИВАЧ

Шельфовая ниша

ОМК запустила в России производство труб большого диаметра

На Выксунском металлургическом заводе, входящем в состав Объединенной металлургической компании, в минувшую пятницу стартовало производство прямошовных труб большого диаметра для газовой и нефтяной промышленности. За счет нового производства труб с повышенными характеристиками в ОМК рассчитывают "застолбить" одну из самых перспективных ниш -- выпуск продукции для разработки шельфовых проектов, что позволит увеличить долю ОМК на рынке труб большого диаметра с 20 до 30%. Поскольку подобной продукции в России пока нет, бороться за контракты газовиков и нефтяников ОМК рассчитывает с украинскими производителями и поставщиками из Японии, Германии, Италии.

Впрочем, как выяснилось, ОМК пока не заключала контрактов на поставку ТБД. Как сообщил "Времени новостей" исполнительный директор Выксунского метзавода, вице-президент ОМК Александр Исайкин, это будет возможно после завершения аттестации (т.е. в течение месяца). Поставки же, по его словам, начнутся лишь в июне, поэтому о конкретных объемах говорить пока рано. Проектная мощность новой линии позволяет производить 500 тыс. тонн труб всего сортаментного ряда, однако преимущество будет отдано трубам для нефтяников и газовиков диаметром 1220 и 1420 мм. На этот объем производства в ОМК планируют выйти в течение года. По итогам текущего, по словам г-на Исайкина, планируется произвести на новой линии 100 тыс. тонн труб (еще 350--400 тыс. тонн труб будет произведено на уже существующей линии). Очевидно, ориентиром стали предварительные договоренности с основным клиентом: "С "Газпромом" у нас подписано соглашение, предусматривающее поставки в 2005 году не менее 100 тыс. тонн труб, -- пояснил г-н Исайкин. -- В дальнейшем ежегодно потребности "Газпрома" в трубах будут уточняться".

"Трубы с новой линии смогут выдерживать давление до 250 атмосфер, а большинство газопроводов в России работает на давлении не выше 100--120 атмосфер. Наша продукция будет востребована там, где потребуются повышенные толщина и прочность", -- говорит г-н Исайкин. По словам вице-президента ОМК, "цена на такие трубы выше, и их производство более выгодно". "Тенденция смещения нефтегазодобычи с суши в шельфовые зоны усиливается, -- считает он. -- Я думаю, это та ниша, где мы будем себя уверенно чувствовать".

Несмотря на отсутствие гарантий со стороны основного клиента, в ОМК уверены, что места на рынке в дальнейшем хватит на всех. "Протяженность газопроводов по России составляет порядка 153 тыс. км, -- говорит г-н Исайкин. -- При этом только на ремонт "Газпрому" ежегодно требуется порядка 500 тыс. тонн труб. У "Газпрома" на 2005 год запланирована масштабная инвестиционная программа. Продолжается обсуждение проекта Северо-Европейского газопровода. Мы рассчитываем на участие в таких проектах, как Ямал--Торжок, Ямал--Уренгой, Ямал--Ямбург. Кроме того, в ближайшие годы, как мы предполагаем, стартует несколько крупных российских и международных трубопроводных проектов. "Транснефть" завершает ТЭО нефтепровода из Восточной Сибири к Тихому океану протяженностью 4 тыс. км, при строительстве которого планируется использовать трубы с нашей линии. Продолжается расширение Балтийской трубопроводной системы для увеличения поставок нефти в Европу. Помимо нового строительства "Транснефть" в 2005 году планирует увеличить в 1,5 раза затраты на техническое перевооружение и обновление основных фондов -- до 1,5 млрд долл. Обсуждается проект строительства нефтепровода Бургас--Александруполис в обход черноморских проливов".

Кроме того, в ОМК за счет запуска новой линии намерены на 30% увеличить объем экспорта труб (по итогам 2004 года поставки за рубеж составили 150 тыс. тонн).

Яна ГОДОВАНАЯ

Последний шанс ЗИЛа

В Москве готовятся собирать китайские иномарки

Гигант советского автопрома Завод имени Лихачева, так и не оправившийся от финансового и производственного кризиса, намерен собирать китайские грузовики и автобусы. Менеджеры ЗИЛа в конце минувшей неделе подписали соглашение о сотрудничестве с одним из лидеров китайской автомобильной промышленности -- First Automotive Works (FAW). Пока речь идет о производственной кооперации на уровне обмена опытом и технологиями. Следующей ступенью сотрудничества может стать выпуск в России совместного продукта под единым брендом либо сборка китайских грузовиков и автобусов на мощностях ЗИЛа.

Выбор в качестве партнера FAW не случаен. Китайский завод был построен в 1953 году как аналог ЗИЛа, персонал проходил стажировку в СССР, а один из первых продуктов FAW -- грузовик Jeifang -- был прототипом ЗиС-150. Прошло чуть более полувека, и из-за краха системы госзакупок ЗИЛ с проектными мощностями 250 тыс. машин в год стал выпускать в 17 раз меньше грузовиков (в прошлом году объем производства составил 14,8 тыс. машин). FAW же в минувшем году выпустил более миллиона автомобилей. В январе этого года гендиректор ЗИЛа Константин Лаптев официально заявил, что "продукция предприятия (среднетоннажный городской грузовик ЗИЛ-5301 "Бычок") не востребована потребителем и экономически не оправданна". В связи с этим менеджмент принял решение сократить проектные мощности до 50 тыс. (на этот уровень ЗИЛ планирует выйти к 2010 году) и освободившееся площади (около 280 га) продать или сдать в аренду.

Активизировать контакты с китайцами менеджмент решился только после того, как были проведены меры по реструктуризации активов и остановлена тенденция спада производства. Согласно подписанному на днях протоколу сотрудничество пока будет протекать в рамках двух программ: "Восток-агрегат" и "Восток-сборка". В рамках первой предполагается обмен наиболее совершенными автокомпонентами, что позволит сэкономить на разработке новых. На ЗИЛе уже проходят сертификацию силовые агрегаты, созданные на совместном предприятии FAW и компаний Cummins и Perkins, которыми будут оснащаться "Бычки". ЗИЛ, в свою очередь, готов поставлять FAW мосты, коленные валы, некоторые модели коробок передач. Вторая программа предусматривает экспансию китайского бренда на рынки России и стран СНГ. Уже сейчас ведутся работы по адаптации двух моделей грузовиков и двух моделей автобусов FAW к эксплуатации в России. При этом на первом этапе сборка в нашей стране не планируется, машины будут поставлять из Китая (они появятся на российском рынке в начале следующего года).

Впрочем, в самом начале переговоров стороны обсуждали возможность в дальнейшем выйти на более высокий уровень интеграции, а именно -- выпускать совместную модель, причем собирать ее на территории России. Возможно, такое решение будет принято после того, как адаптированные при участии специалистов ЗИЛа китайские машины будут проверены российским рынком.

Китайские автомобили, очевидно, составят конкуренцию продукции предприятий "Руспромавто", подконтрольных Олегу Дерипаске. По своим техническим характеристикам машины, которые сейчас проходят адаптацию, схожи с моделями ГАЗа и ПАЗа (грузовиком ГАЗ-3310 "Валдай" и автобусом ПАЗ-4234). На ЗИЛе не исключают, что импортируемые и тем более собираемые в России аналоги "Газелей" могут обойтись на несколько тысяч долларов дешевле оригинала. Предполагается, что в этом году будет выпушено около сотни машин, в последующие годы -- по 5 тысяч. В "Руспромавто" сочли пока преждевременным оценивать перспективы собранного на ЗИЛе российско-китайского автомобиля.

Яна ГОДОВАНАЯ

Преднамеренное банкротство Виктора Букато

Против бывшего главы Внешагробанка возбуждено уголовное дело

ГУВД Москвы возбудило уголовное дело о преднамеренном банкротстве московского Внешагробанка в отношении его председателя правления, одного из самых знаменитых банкиров докризисной эпохи Виктора Букато. Г-н Букато прославился как президент системообразующего Мосбизнесбанка и влиятельный лоббист (он до сих пор возглавляет контрольно-ревизионную комиссию РСПП), и от его прихода во Внешагробанк трудно было ожидать такого финала. О деле в отношении г-на Букато в минувшую пятницу сообщило Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое является конкурсным управляющим Внешагробанка.

Виктор Букато -- один из представителей советской банковской системы, участвовавший в становлении системы российской. С 1967 года он занимал различные должности в Стройбанке СССР, возглавлял Жилсоцбанк СССР, Соцбанк, а после распада СССР руководил одним из самых крупных российских банков -- Мосбизнесбанком, который, впрочем, не пережил финансового кризиса 1998 года. За два года до кризиса г-н Букато написал книгу "Банки и банковские операции в России" в соавторстве с бывшим замминистра финансов и главой совета директоров Газпромбанка Юрием Львовым, основным владельцем Международного банка Санкт-Петербурга Сергеем Бажановым и рядом других банкиров. Кроме того, г-н Букато был одним из членов совета по банковской деятельности при правительстве России.

В 2002 году, когда Виктор Букато возглавил правление Внешагробанка, тот входил в четвертую сотню кредитных организаций по объему активов. К середине 2004 года позиции банка практически не улучшились, но, по данным Интерфакса, среди его крупнейших клиентов -- АМО "ЗИЛ", "Домодедовские авиалинии", "Союзплодимпорт", "Росхлебопродукт", Бадаевский пивоваренный завод, а также РСПП. Источник в ЦБ утверждает, что именно во Внешагробанке театр-студия Олега Табакова держал деньги, предназначенные для реконструкции сцены. Безусловно, значительную часть клиентуры банк получил благодаря лоббистским и менеджерским талантам Виктора Букато, прежде руководившего крупным банком. Однако этих талантов не хватило, чтобы спасти бизнес небольшой кредитной организации в трудный момент.

Центральный банк отозвал лицензию у Внешагробанка в ноябре прошлого года (в начале нынешнего суд признал его банкротом). По версии Внешагробанка, распространившего заявление для клиентов, его платежеспособность подорвало решение московского арбитражного суда о списании со счетов банка 128,4 млн руб. долга перед авиакомпанией "Внуковские авиалинии". Между тем АСВ выявило "ряд сомнительных сделок, заключенных бывшим руководством банка в ущерб его имущественным интересам и приведших к банкротству".

В постановлении о возбуждении дела, которое цитирует Прайм-ТАСС, говорится, что с помощью банкротства руководство Внешагробанка пыталось уклониться от выплаты задолженности "Внуковским авиалиниям". При этом г-н Букато с 13 сентября по 1 октября 2004 года "создал и увеличил неплатежеспособность банка, то есть совершил преднамеренное банкротство путем вывода активов... в личных интересах и интересах других лиц" на сумму 1,2 млрд рублей. В одной из схем вывода активов участвовал банк "Дисконт", которому банк г-н Букато переуступил права требования по ряду кредитов. В советах директоров и правлении обоих банков присутствуют одни и те же люди. Кроме того, осенью Внешагробанк заменил свои ликвидные активы (в частности, акции "Газпрома") на векселя, "выпущенные более чем 15 организациями, зарегистрированными в разных городах и не имеющими фактических активов".

Получить комментариев в "Дисконте" и АСВ не удалось.

Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться

В избранное