[Digest] Две статьи

Скоро будет и третья.
Предложение: почему бы нам не устроить раздел "Лига выдающихся джентльменов",
где рассказывать о наиболее успешных менеджерах?
Как нарисовать таблицы в письме, я не знаю. Они нормальные только в приложениях,
которые может посмотреть только Аня.
Статья "Система превентивного контроля в антикризисном менеджменте", автор У.Блинова
// Проблемы теории и практики управления, 5, 2006г.
В науке существует несколько трактовок понятия "система контроля".
Л. Артемова считает, что система контроля состоит из комплекса мер по разъяснению
значения и смысла управленческих решений, закрепленных в нормативных документах,
плане и программах; проверки, насколько процесс их реализации соответствует идеям,
которыми руководствовались при их выработке, выяснения, нужна ли дополнительная
работа с персоналом.
С.Шохин рассматривает систему контроля как взаимосвязь субъекта (то есть того,
кто контролирует), объекта (кого контролируют), предмета (что контролируют),
принципов и методов (как контролируют).
Он добавляет сюда технологии, техники, процесс контроля, сбор и обработку данных
для проведения контроля, результаты контроля и затраты на его осуществление,
лицо, принимающее решение по результатам контроля (которое может быть тождественно
субъекту контроля) и принятие решения по результатам контроля.
Исследователи В. Родионова и В. Шлейников повторяют определение С.Шохина, добавляя
в него в качестве элементов сферу деятельности и механизм и исключая затраты
на осуществление.
Автор солидарен с ученым Н. Ефимовой: исследуя систему, необходимо рассмотреть
влияние внешней среды (которое бывает очень значительным), в противном случае
научные изыскания будут неполными.
Любая организация в процессе своего функционирования допускает ошибки, что неблагоприятно
сказывается на ее деятельности. Контроль, вовремя фиксирующий недостатки работы
и помогающий оперативно их исправлять, дает возможность избежать ненужных издержек.
Объект превентивного контроля - формальная организация, хозяйствующий субъект.
Субъект контроля - организация, группа или отдельный исполнитель, осуществляющий
контроль деятельности.
В Российской Федерации внешний контроль осуществляют Федеральная Налоговая Служба,
аудиторские организации и независимые аудиторы. К институтам внутреннего контроля
следует отнести ревизионные комиссии, назначаемые менеджментом, внутренних аудиторов
и группы внутренних аудиторов.
По мнению В. Буркина, можно выделить следующие цели контроля:
a) Сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциала
организации
b) Своевременная адаптация организации к изменениям во внутренней и внешней среде
c) Обеспечение эффективного функционирования организации
d) Обеспечение устойчивости организации и максимального развития в условиях многоплановой
конкуренции
Процесс управления экономикой можно рассматривать как совокупность менеджериальных
циклов. Каждый цикл начинается с постановки целей и задач, а оканчивается их
выполнением, после чего ставится новая цель и начинается новый цикл. Формула
управленческого процесса выглядит так: "Цель- результат - новая цель". Большинство
ученых считают, что управленческий цикл оканчивается контролем, но автор статьи
добавляет, что контроль может быть и началом нового цикла. Более того, контроль
является началом не только нового цикла, но и планового задания (сравнение реального
состояния с планируемым).
В антикризисном менеджменте применение той или иной формы контроля зависит от
стадии кризиса, состояния внешней среды и целей организации.
Общими методами превентивного контроля являются мониторинг, анализ и аудирование.
Мониторинг позволяет предотвратить как случайное, так и умышленное банкротство.
Мониторинг заключается в контроле соблюдения установленных параметров, диагностики
кризисного состояния и оценке полученных результатов.
Анализ бывает перспективный и ретроспективный. В экономической науке основное
внимание уделяется ретроспективному анализу, несмотря на то, что перспективный
анализ позволяет выявить те факторы, которые в перспективе могут привести к кризису.
Аудирование - симбиоз контроля безопасности активов организации, контроля прозрачности
деятельности организации и контроля эффективности управления.
Эти методы должны находиться во взаимозависимости. Информация, получаемая в результате
аудирования, способствует осуществлению анализа и мониторинга; мониторинг
позволяет пренебречь отдельными этапами анализа.
Также превентивный контроль можно классифицировать следующим образом
Признак Вид контроля
Время проведения Фьючерсный, проектный, результативно-целевой, аналитический
Субъект Внешний, внутренний
Объект Финансовый, управленческий
Полнота охвата объектов Общий, объектный
Периодичность Эпизодический, периодический, систематический
Назначение Первичный, повторный
Обязательность Обязательный, инициативный
Степень охвата объектов Сплошной, выборочный
Статья "Проблемы формирования методологических и концептуальных основ антикризисного
управления", автор И.Кислухина // Проблемы теории и практики управления, 6,
2006г.
Антикризисное управление появилось в России в связи с экономическими реформами
и наступлением кризиса, обусловившего массовое банкротство предприятий. Но антикризисное
управление нельзя рассматривать только как временное явление, так как кризисы
- неотъемлемый элемент развития социально-экономических систем.
В экономической науке (в том числе, и российской) не существует четкого общепризнанного
понятия антикризисного управления. Изучение работ, посвященных науке антикризисного
управления, позволяет выделить два полярных подхода, названные автором "узким"
и "широким" и охарактеризованные как неадекватные целям и задачам антикризисного
управления (см. табл.1).
Таблица 1
Характеристики "Узкий" подход "Широкий подход"
Объект Предприятия-банкроты Любые предприятия
Цель Реабилитация предприятий- банкротов, ликвидация хронически неэффективных
предприятий Предотвращение кризиса
Методы Реабилитационные и ликвидационные процедуры арбитражного процесса Методы
менеджмента, способствующие
улучшению финансового и экономического положения предприятия
Субъект Арбитражные управляющие Менеджмент и персонал предприятия, арбитражные
управляющие
Временной интервал Арбитражный процесс Нет временных ограничений, континуум
Так называемый "узкий" подход предопределяет неэффективность антикризисного управления:
она вводится на фактически обанкротившемся предприятии, когда уже поздно предпринимать
меры по выходу предприятия из кризиса и требуется "оживление" или ликвидация.
Недостаток "широкого" подхода заключается в том, что антикризисное управление
фактически отождествляется с обыкновенным менеджментом, что ведет к размыванию
понятия антикризисное управление. Любой менеджмент направлен на улучшение финансового
состояния предприятия и недопущение возникновения кризисов.
По мнению автора, границей между обычным менеджментом и антикризисным управлением
может стать угроза приближения банкротства предприятия.
В кризисной ситуации методы генерального менеджмента совершенно непригодны.
Антикризисное управление серьезно отличается от управления в обычном режиме.
Во время кризиса нужны абсолютно другие подходы к принятию решений, которые могли
бы в кратчайшие сроки изменить события.
Основные отличия обычного менеджмента от антикризисного управления указаны в
Таблице 2.
Таблица 2
Управление в обычном режиме Антикризисное управление
Долгосрочное развитие Приоритет сиюминутной выгодой в ущерб будущему
Краткосрочные цели подчинены общей стратегии Нет стратегических целей, только
краткосрочное планирование
Максимизация прибыли и минимизации убытков Аккумулирование денежных средств
для недопущения банкротства, жертвуют малым во имя большего
Рациональное использование ресурсов, эффективность, качество Жесткая экономия
Меры наступательного характера в стратегических и тактических планах Меры защитного
характера, являющиеся частью антикризисной программы (сокращение HR, производства)
Инвестирование в перспективные проекты Заморозка инвестиционных проектов, закрытие
производств, не приносящих прибыл в данный момент
Активная социальная политика в отношении персонала Только обязательные текущие
выплаты
По мнению автора, процесс антикризисного управления можно разделит на пять этапов:
1. Подготовительный
2. Диагностический
3. Планово-расчетный
4. Реабилитационный
5. Аналитический
На первом этапе руководитель должен предпринять следующие действия:
(1) обратиться в консалтинговую службу, специализирующуюся на антикризисном
управлении;
(2)оповестить стэйкхолдеров о наступлении кризиса и угрозе неплатежеспособности;
(3)отдельно о наступлении кризиса следует информировать партнеров по бизнесу
и кредиторов, попытаться получить отсрочку или рассрочку платежей и помощь;
(4) заручиться внутренней и внешней поддержкой;
(5) сформировать антикризисную команду.
Сущность второго этапа - анализ. Необходимо провести маркетинговый анализ (то
есть диагностику внешней среды), изучить финансовое и экономическое состояние
предприятия, выявить причины кризиса и изыскать скрытые резервы предприятия,
установить его потенциал.
Планово-расчетный этап заключается в разработке антикризисных мер, обосновании
их эффективности, прогнозировании последствий их введения и утверждении антикризисной
программы.
Реабилитационный этап есть реализация антикризисной программы.
Аналитический этап завершает антикризисное управление. На этом этапе совершаются
оценка результата антикризисной программы, выявляются отклонения от
плана, определяются их причины и корректируются действия.
Автор считает, что необходимо принять закон о досудебном финансовом оздоровлении
предприятия, который будет регулировать процедуры финансового оздоровления
вне рамок арбитражного процесса на этапе приближения неплатежеспособности, а
также вменять руководителям в обязанность осуществлять финансовый мониторинг
и вводить антикризисное управление при первых признаках приближения неплатежеспособности.
Автор полагает необходимым обращение менеджмента в консалтинговую службу для
получения квалифицированной помощи. Закон позволит предотвратить банкротство
многих предприятий, повысить ответственность руководителей (несвоевременное введение
антикризисного управления должно будет квалифицироваться как доведение предприятие
до банкротства, что является уголовно наказуемым преступлением) и уменьшить
вероятность ухода от налогов посредством банкротства. С другой стороны, закон
будет обеспечивать защиту предпринимателей в арбитражном суде; заключения аналитиков
из консалтинговой слу
жбы будут служить доказательством того, что менеджмент принял все необходимые
меры для восстановления платежеспособности.
Необходимо различать понятия "антикризисное управление" и "управление кризисом".
Управление кризисом включает в себя прогнозирование, предотвращение и преодоление
кризиса, в то время как антикризисное управление есть просто преодоление кризиса.
Это сообщение номер 131 было разослано для 24 подписчиков
Модератор Anatoliy D. Popko - uncle-tol***@n*****.ru
Правила дискуссионного листа: http://subscribe.ru/catalog/economics.school.spadigest/rules
"Информационный дайджест "Мир управления""