Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Управление и обучение персонала «Всем говорю: не прятать грязь!»


Владимир Мельников: «Всем говорю: не прятать грязь!»

Владимир Мельников, основатель и генеральный директор корпорации «Глория Джинс», строит бизнес вдали от столиц, в социально напряженном регионе. С ним вместе работает команда иностранных профессионалов, которых для него ищут по всему миру.

Только дерзкие цели, считает он, могут сделать компанию великой: какую высоту выберешь – ту и достигнешь. Поэтому и в партнерстве «Глория» стремится иметь дело с самыми-самыми: если консалтинговая компания – то как минимум McKenzie, если стратегический партнер – то ЕБРР или Levi’s; а если собственные топ-менеджеры – то суперпрофи.
«Мы ставим очень высокую планку для компании. Достигаем какого-то успеха – а планка уже поднята еще выше, - рассказывает Владимир Мельников. – Вот сейчас она в материальном выражении находится на уровне $1 млрд. А в человеческих ресурсах получается, что у нас должно быть 20-28 тыс. работников. Потому что на одного сотрудника компании сегодня приходится порядка $20 тыс дохода; с ростом оборота до миллиарда повысится и производительность – примерно до $28 тыс дохода. Значит, нам понадобится в 3-4 раза больше людей, чем сейчас».

Школа «Глории»
В июле «Глория Джинс» провела в Москве для столичных и иностранных журналистов презентацию своей новой коллекции «Back to School». По словам Владимира Мельникова, компания не имеет конкурентов в России (в стране нет больше ни одного предприятия, специализирующегося на пошиве джинсовой одежды). Но тратит миллионы долларов на популяризацию своего товара в общенациональном масштабе. Усилия увенчались успехом: по данным исследовательской компании Comcon, узнаваемость марок продукции «Глории Джинс» среди школьников составляет 92%, среди их родителей – чуть меньше, 72%.
«Глория», шьющая одежду для школьников, сама по себе представляет своего рода школу, где и учат, и учатся. На стажировку в «Глорию» отправляли своих специалистов компания Levi Strauss, модельер Вячеслав Зайцев. Но гораздо важнее то, как компания учится сама.
Освоение международного опыта ведения бизнеса – именно такова цель и приглашения в компанию многочисленных менеджеров-экспатов, и их частой замены. С каждым из них работает группа местных специалистов, перенимая опыт и особенности. Потом приглашенный уезжает, на смену прибывает другой, и та же самая группа «прикрепляется» к очередному «учителю». В результате команда специалистов компании приобретает навыки работы и европейской школы, например, маркетинга или дизайна, и американской, и азиатской. Таким образом компания готовит собственных управленцев, получающих уникальные знания «без отрыва от производства». Они и формируют ядро компании.
«Профессионалы-наемники очень важны. Но они делают свое дело и уходят, - говорит Владимир Мельников. – Остаются те, у кого глаза горят, у кого цели сопоставимы с целями «Глории Джинс», кто лоялен компании, кто видит так же, как видит компания. Все остальные приходят и уходят».
Но в самом начале методы и новшества приглашенных западников встретили сопротивление со стороны сотрудников «Глории». Рассказывают, что в компании даже возник некий тихий заговор, участники которого пытались тормозить введение «новых порядков». А возглавила этот заговор «правая рука» и собственная дочь генерального директора. Когда Мельников понял, что действия дочери причиняют вред компании, он ее уволил.
За давностью лет Мельников не любит вспоминать этот инцидент. «Я предложил ей пойти поучиться. Отправил в Америку, - лаконичен он. – Сейчас я с ней советуюсь – она же в семье, а семья является главным акционером. Но она не работает в компании, участвует в ней как член семьи, но не как сотрудник».

О природе удачи
Подготовка себе замены из числа местных специалистов входит в обязанности приглашенных менеджеров. Сейчас Владимир Мельников подчеркивает, что в компании уже не видят особой разницы между иностранными и российскими специалистами: «Неправда, что мы отдаем предпочтение иностранцам, - говорит он. - Мы приглашаем тех, кто нужен компании, кто ей выгоден. Если такого специалиста нет в нашем городе – приглашаем из соседнего. Нет в соседнем городе – приглашаем из соседней страны или из любой точки мира. Сейчас, например, у нас будет работать японец – директором по качеству. Мы приглашаем людей и берем их опыт. И когда они доводят компанию до определенного уровня, и мы видим, что из учителей они превращаются в учеников, что мы растем быстрее, чем наши учителя, - мы их меняем».
Так в корпорации сменились команды турецких, итальянских управляющих; сейчас на смену последним пришли американцы. Экспаты возглавляют в компании направления по развитию продукта, по производству, финансам; главный дизайнер и директор по персоналу – тоже иностранцы. В управлении корпорацией в разное время участвовали экс-менеджеры компаний Levi’s, Arthur Andersen, Brummel, Gues. Стоит напомнить, что «Глория» находится в городке, расположенном в сотне километров от Ростова-на-Дону. В шахтерском регионе, где уровень безработицы высок, в отличие от уровня жизни. «Во-первых, это хороший вызов, - объясняет Владимир Мельников мотивы, по которым профессионалам интересно поработать в провинции. - Мы говорим, что станем компанией, чей брэнд будет продаваться по всему миру. Это не смелое, это просчитанное заявление. И как только они понимают ту картину, которую мы им показываем, - они приходят.
Во-вторых – хороший компенсационный пакет. У нас менеджеры получают зарплату, сопоставимую с мировой, и даже на 15-30% больше.
Денег – знаете, все время жалко. Когда ко мне пришел первый иностранный менеджер, очень сильный, и попросил зарплату в $120 тыс в год – я сказал, что лучше отрублю себе руку. Через год я сам за ним бегал – но он уже не пошел, он работает сейчас в Levi’s.
Это очень важно – собрать лучших людей в мире. Думая не о том, сколько за это придется заплатить, а о том, какой результат в итоге получишь. Только так можно построить компанию. Мы и из своих ребят растим менеджеров, и сегодня есть уже наши, русские парни, которые могут в своем таланте и силе поспорить со многими менеджерами со всего мира, но их еще недостаточно. Мы ведь совсем недавно «вышли в свет» – менее 15 лет назад».
Об умении управленцев «Глории» распознавать таланты свидетельствует карьера, которую многие из простых работников сделали внутри компании. Например, когда-то рядовая швея сейчас является директором по производству головной – Новошахтинской – фабрики, помощник Мельникова стала исполнительным директором. Шахтер, пришедший на Шахтинскую фабрику после сокращений в угольной промышленности, возглавил ее через полтора года, а сейчас занимает один из ключевых постов в корпорации. А когда-то скромная переводчица теперь развивает в «Глории» направление маркетинга.
О природе такого умения Мельников рассуждает философски: «В мире нет случайностей. Все исключения подтверждают правило, и все случайности тоже. Случай может быть только в движении. Поэтому случай – это производная движения. А удача – производная случая. Поэтому удача никогда не упразднит случая, а случай никогда не упразднит движения. Вот примерно такая получается связка: удача – случай – движение. Только у того, кто двигается вперед, бывают подходящие случаи, и только у того, кто использует случаи, бывает удача. А все это вместе называется очень, очень глубокий и громадный труд».
Примерно год назад, когда «Глория» искала директора по персоналу, в объявлении о вакансии среди прочих требований к претенденту значилась готовность работать 24 часа в сутки. «Сейчас, когда у нас уже другой директор, такое требование снято с повестки дня, к сожалению, - комментирует Владимир Мельников. - Но я, наверное, опять вернусь к этому. Потому что в компаниях, которые достигали успеха, люди не смотрели на часы. Они могли работать и по 5 часов в день. Но для них время, проведенное на работе, не являлось каким-то показателем. Для человека не должно быть мерой, сколько времени он проводит на работе: столько, сколько надо».

Основа большого пути
В этом году, по словам Владимира Мельникова, компания завершила первый, основополагающий этап своего развития – создание продукта массового спроса. «Мы прошли этап индустриализации продукта, создав промышленный фундамент, - говорит он. – Вот точные данные: среди компаний, начинавших бизнес 10 лет назад, тех, кто строил промышленный фундамент, сейчас в 20 раз больше, чем тех, кто этого не делал. Хотя строивших было очень мало. Но из не имевших промышленного фундамента 95% исчезло. Мы индустриализовали нашу идею, и теперь нас убить очень тяжело. Теперь предстоит второй этап – обеспечить сервис продукта, его репутацию, продвижение.
Ведь «Глория» же начинала абсолютно классически. Мы проходим тот путь, который прошли компании Benetton, Zara, сначала индустриализовавшиеся в провинции».
Реализация второго этапа и намечающееся сотрудничество с компанией Levi’s позволит корпорации решить, как говорит Мельников, одну из самых грандиозных задач: «Это сотрудничество даст «Глории» возможность придти в мировую лигу. И стать там худшими из лучших. Это одна из самых грандиозных задач – перейти от лучшего из худших к худшему из лучших. Вот то, чем мы сейчас заняты. Levi’s – это мировой стандарт. Стать его партнером – это синоним гарантированного успеха бизнеса. Если взять все компании, которые Levi’s брал в свои партнеры, - 90% из них достигли колоссальных успехов. Некоторые становились даже больше, чем сам Levi’s – например, GAP. Когда у Levi’s в 1998 году упал оборот, все обрадовались. И только года через два поняли: нам нужно лелеять Levi’s, он не может умереть. Потому что Levi’s – это тот, кто толкает».
Постоянно ставить перед собой новые великие задачи – еще одно условие успешного развития. «Надо все время менять свою шкуру, одну, другую, - уверен он. - Это непрерывный процесс. Просто этапные изменения видны со стороны. А должны быть еще внутренние - постоянная работа над собой. Когда этого нет, компания останавливается».
Так же, как отсутствие промышленной основы, бизнес губит быстрый рост: по мнению Мельникова, компания, чья рентабельность выше 30%, - обречена. «Потому что она обгоняет возможности своего партнера по бизнесу – покупателя, - объясняет он. – Эти сверхприбыли он очень хорошо чувствует и уходит. Он чувствует, как вы эксплуатируете его доходы, и перестает вам доверять.
Я летаю эконом-классом – по одной простой причине: я знаю, что 7 тысяч человек пристально за мной смотрят, за каждым моим шагом. Я сейчас не имею права ругаться матом – а я ругался – потому что я должен показывать пример всем в своей компании. Поэтому я должен ходить в той одежде, которую мы шьем, поэтому я должен быть скромным, должен быть худым и стройным. Потому что сотрудники за мной смотрят. И точно так же за нами смотрят наши покупатели – эти миллионы человек. Нам только кажется, что они нас не видят – они каждый шаг наш просчитывают: что мы сказали, что сделали, какую продукцию выпустили, по какой цене ее продаем – я это чувствую своим нутром. И как только я их оскорбляю – они перестают приходить и тратить деньги, покупая нашу продукцию. Все!».

Попытка демократии
В 1998 году «Глория Джинс» ввела корпоративное управление. «Я не знаю, что такое управлять корпоративно; для меня корпоративное управление заключается в том, что каждый сотрудник должен видеть те цели, которые видит компания, - поясняет глава корпорации. - Это достигается через делегирование полномочий, через принятие решений каждым в сфере своего оперативного пространства. И даже больше. Но только тогда, когда человек сделал все, что находится в зоне его ответственности, он может предлагать какие-то новые идеи, которые находятся вне общего русла компании. Мы очень сильно наказываем, когда человек знает свою ответственность, знает стратегию компании, но не выполняет свои задачи, а приходит и говорит: я сделал по-другому, потому что вы все там дураки. Мы готовы признать, что мы дураки. Но сначала сделай как мы, а потом сделай лучше.
Такие люди – они все похожи на Джордано Бруно. Приходят и говорят: земля вертится! Хорошо. А как это совместить с жизнью десятков миллионов людей, которые живут в понимании, что земля не вертится? Если мы скажем им, что земля вертится, то мы полностью изменим представление людей о жизни, мы поломаем всю их веру, всю их культуру, все, что было построено до этого. Поэтому – да, мы, может быть, знаем, что земля вертится, но давайте выстроим цепочку от вашего взгляда к нашему, и если ваша цепочка соединится с последним звеном наших взглядов – то о’кей, мы будем только аплодировать вам и примем ваше новое видение к построению всей компании. Потому что иначе все пойдут строить свое. А есть еще компания «Глория Джинс». И есть ее приоритеты. И если мы их заявили, то должны достигать их все вместе, как одно целое».
Приоритеты и стратегия компании доносятся до сотрудников путем информационной открытости компании – как вне, так и внутри. Что такое прозрачный бизнес – «Глория» впервые поняла, когда ее со-акционером стал Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР), который приобрел 20% акций компании. Акции «Глория» вскоре у ЕБРР выкупила обратно, но и идея открытости осталась.
«В компании «Глория Джинс» нет закрытых тем вообще. Особенно негативных. Всем говорю: не прятать грязь. Вся грязь должна быть на столе, мы должны ее видеть. Только тогда сможем что-то улучшить и изменить», - убежден Владимир Мельников.
Одно из естественных следствий такой политики – всякие жалобы друг на друга и ябедничество. «Это поощряется, - говорит Мельников. – Потому что мы открыты. Если бы мы были закрыты, это вело бы к ссорам, конфликтам, а когда мы открыты – это дружба. Мой сын пошел учиться в американскую школу, и как всякий ленивый русский просыпал занятия, не ходил на завтрак и т.п., а там есть порядки. И он в свое время удивился, что многие друзья пишут на него жалобы учителям, наставникам. Он возмутился: «Вы же мои друзья, что же вы предаете!» А ему ответили: «Ваня, поэтому мы и твои друзья, что мы это делаем, если бы не были твоими друзьями, нам было бы безразлично». Это может быть только в открытом обществе. А в закрытой организации подобные вещи называются сексотством, потому что экстраполируются на индивидуум. У нас же это всеобщее. Мы все одинаковы. Единственное, сотрудники боятся на меня жаловаться, это мы никак не можем искоренить. Это плохо. Я думаю, просто у ребят еще остался страх от того управления компанией, которое было 6-7 лет назад. Ну понятно же, как начиналось управление. Но оно все-таки меняется. Я думаю, одно из самых больших достижений нашей компании в том, что мы все время меняемся. Мы недовольны всем, что делаем».
В компании сформирован Совет директоров, одна из задач которого – ограничивать роль и контролировать деятельность первого лица компании. Перед этим Мельников прослушал специальный курс в Мичиганской бизнес-школе о создании подобного органа управления и о контроле им генерального директора.
Правда, Совет есть де-факто, юридически он не закреплен. Мельников имеет славу авторитарного, харизматического лидера, а таким людям расставаться с властью обычно тяжело, даже частично. Но из опасений «сорваться» необходим некий противовес.
Совет директоров регулярно не рекомендует российскому джинсовому королю делать из своей фамилии торговую марку, о чем Мельников с такой же регулярностью мечтает. «Все время этого хочу, и все время меня останавливают умные люди, - рассказывает он. - В этом на самом деле очень много тщеславия. Оно многих убивало. На определенных этапах оно полезно, но в целом тщеславие мешает строить громадный, великий бизнес».

      Компания «Глория Джинс» основана в 1989г. В 1997г. образовано ЗАО «Корпорация «Глория Джинс», учредителями которого стали ОАО «Глория Джинс» и Европейский банк реконструкции и развития. Позже компания выкупила пакет акций у ЕБРР.
      Продукция компании реализуется под двумя марками: Gloria Jeans и Gee Jay. По данным исследовательской компании Comcon, продукция «Глории» занимает 32% российского рынка джинсовой одежды для детей и молодежи(2002г.).
      В корпорацию входят 6 фабрик, расположенных в Ростовской области. «Глория Джинс» имеет более 30 представительств в России и за рубежом (Казахстан, Украина, Турция, Китай). Общее число торговых точек, реализующих продукцию компании, - около 9000; сеть фирменных магазинов представлена 25 торговыми точками.
      Количество сотрудников – 7200 человек. Годовой оборот – более $100 млн.


В избранное