В современном мире именно знания обеспечивают лидерство в сфере бизнеса, и, прежде всего знания «топов», деятельность которых непосредственно определяет успех предприятий. Как обмолвился один из самых успешных бизнесменов нашего времени, Билл Гейтс, «самые выгодные вложения – это вложения в образование». По определению, топ-менеджмент управляет бизнесом и обеспечивает стратегические цели компании. Но цели меняются не по дням, а по часам, бизнес-технологии постоянно
усложняются и совершенствуются, поэтому управленец высшего звена обязан доучиваться и переучиваться в режиме non-stop. Все это очевидно.
Учиться всегда пригодится
Существуют ситуации, в которых обучение «топов» приобретает особую актуальность. Прежде всего это ситуация роста компании. В обстоятельствах быстрого агрессивного развития предприятия менеджеру приходится решать все новые и новые задачи, которые
к тому же становятся все более сложными. Именно для того чтобы быть готовым к этому, управленец обязан постоянно повышать свою квалификацию. Другая ситуация, в которой обучение «топов» – хлеб насущный, – это выращивание кадров высшего звена из сотрудников среднего уровня. Таким сотрудникам, благодаря способностям, исполнительности, добросовестности получившим возможность подняться по карьерной лестнице, обычно не хватает теоретических знаний в области управления. Задачи, с которыми
они сталкиваются на новой должности, требуют формирования других навыков, другого кругозора, иногда и другого мышления. Поэтому непрерывное обучение «топов», направленное на освоение новых технологий ведения бизнеса, сейчас вовсе «не роскошь, а средство передвижения», способ уследить за происходящими процессами. Ведь сейчас, как сказано в «Алисе в стране чудес», «если бежать очень быстро, можно остаться здесь, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать в два раза быстрее».
Нельзя не замечать и такую особую проблему российского бизнеса, как недостаточная экономическая подготовка руководителей. В фармацевтике многие «топы» имеют медицинское образование, в самых разных отраслях работают на руководящих должностях инженеры, технари, среди крупных бизнесменом много военных. Всем им, как правило, не хватает экономических знаний. А между тем менеджер, по сути, продавец, и он обязан представлять себе, что такое техника продаж, знать финансы, юридические
аспекты бизнеса.
Как показывают социологические исследования, «топы» не торопятся сесть на ученическую скамью: им мешают психологические барьеры, груз достигнутого, боязнь потерять авторитет. Если же управленцы все же решаются на этот шаг, то предпочитают учиться в престижных заведениях и по престижным программам. 80% гендиректоров и 70% топ-менеджеров ориентируются в выборе учебного курса именно на этот критерий. Владельцы фирм только в 50 случаях из 100 руководствуются
соображениями престижа – для них важнее содержание обучения
Курс насущный
То, что учиться необходимо, очевидно. Но чему учится? Какой курс выбрать? Опросы руководителей, проведенные консалтинговой компанией РКН, показали, что большинство из них нуждается в дополнительной информации по курсу «Управление финансами». Второе место по востребованности занимает общий менеджмент, а вот, например, аудит, бухучет и налогообложение интересует немногих. Конечно, учитывать пожелания студентов-«топов» необходимо, но, как утверждают специалисты, необходима
и предварительная внешняя диагностика, которая выявила бы действительные образовательные пробелы руководителя. В качестве тестера могут быть использованы как электронные программы, например «Портфель директора», которые на входе предлагают клиенту серию заданий, способных выявить их нереализованные возможности и образовательные потребности, так и профессиональные консультанты – коучи. Помимо личных задач, которые необходимо решить «топам», существуют и задачи компании. Естественно,
бизнес-образование, в какой бы форме оно не осуществлялось, не может служить исключительно личным целям отдельных, даже самых высокопоставленных сотрудников. Значит, курс обучения необходимо выбирать с учетом тех проблем, которые стоят перед компанией. Если это финансовые проблемы, значит, здесь необходимо подтянуть персонал высшего звена, если маркетинг – стоит уделить внимание именно этой сфере. Сейчас возникают новые специальности, новые дисциплины –
интернет-маркетинг, например. В вузах таких предметов нет, а для бизнесменов знакомство с ними необходимо, особенно в наше время – эпоху маркетинговых войн. Обучение топ-менеджеров всегда связано с какой-то потребностью, например выходом на новый рынок, или принципиальными изменениями в структуре компании.
Обучение менеджеров обязательно должно быть опытным, практическим. Полученные на тренингах знания должны давать руководителю возможность решать совершенно конкретные задачи. Мало ответить на вопрос «Что такое мотивация?», важно объяснить, как мотивировать обеспеченного сотрудника, работающего «от скуки». Среди общих навыков, которые необходимо развивать в «топах», – способность работать в команде, учитывать роль других подразделений компании.
Очень важно, чтобы руководители научились вести жесткие переговоры так, чтобы их результатом были взаимоприемлемые решения.
Свое и чужое. Что лучше?
По статистике, 40% «топов» отдают предпочтение российским курсам, примерно такое же число – сторонники западного подхода, а остальные принимают оба подхода одинаково охотно. Но и здесь – в выборе российских или западных программ – нужно исходить не из личных предпочтений, а из «диагноза».
Например, компании, во главе которой технари-электронщики, которым проще общаться с компьютером, чем с людьми, конечно же подойдут западные программы – стандартизированные, отчетливо структурированные, с четким пошаговым алгоритмом. Особенность западных программ, в частности, в том, что в них за один тренинг отрабатывается минимальное число идей, ситуаций – одна-две, не больше. Человеку без опыта в какой-либо конкретной сфере это полезно. Людям более подготовленным нужно составлять программу индивидуально, нужен
креативный тренер с гибким мышлением, а западные преподаватели, как правило, жестко привязаны к той программе, которую они читают. Нестандартное мышление отличает именно российских преподавателей бизнес-курсов. Поэтому выбор программы и тренера во многом зависит от характера, типа мышления студентов-руководителей.
Вместе или порознь?
Какие занятия предпочтительнее – групповые или индивидуальные? Специалисты бизнес-образования утверждают,
что российские руководители отличаются особой закрытостью. Боясь обнаружить некомпетентность, они способны промолчать в течение всего тренинг-курса. Преодоление предрассудков и психологических барьеров также можно считать задачей бизнес-образования. Поэтому групповые занятия, причем не только профессионально, но и психологически ориентированные, могут быть весьма полезны. Тренинги по ведению переговоров и совещаний, постановке стратегических задач и контролю, мотивации и формированию команды, управлению изменениями,
развитию лидерских качеств, построению взаимоотношений с собственниками или акционерами особенно популярны в последнее время. Вместе с тем, если задача обучения – личностный рост руководителя, раскрытие его креативных возможностей, следует отдать предпочтение коучингу. Индивидуальное консультирование позволяет взглянуть на процессы в компании, на себя как руководителя со стороны, откорректировать свое поведение, научиться находить нестандартные решения проблем – все то, что
определяет успех в бизнесе.
Вы какую методику предпочитаете?
Топ-менеджеры – люди занятые, отрывать их от участия в производственном процессе невыгодно. Поэтому из представленных сегодня на рынке обучения персонала методик нужно выбрать наименее травматичную и наиболее эффективную. Самообучение привлекательно низкой стоимостью, свободой в выборе места, времени и форм занятий. Большие преимущества имеет очное, или аудиторное, обучение
(classroom). Оно позволяет обмениваться опытом, отрабатывать практические навыки работы. Обучение в процессе работы (on-the-job program) может осуществляться в разных формах: наставничество, развивающие проекты, стажировки, коучинг, рабочая ротация – все это дешевые, не требующие специальных затрат времени методы. Большинство
российских компаний все чаще использует возможности электронного обучения (e-learning). Но в конечном счете наиболее эффективным и одновременно экономным оказывается технология смешанного обучения (blended), при котором интернет-занятия сочетаются с очными, дополняются наставничеством. Использование традиционных форм наряду с новаторскими практически не имеет противопоказаний.