В Как все начиналось? Мы начинали, как и все рекрутинговые компании, с подбора постоянного персонала. И поворотным моментом для нас стал дефолт 1998 года. Именно тогда впервые возникла нужда в заемном труде. Кстати, само понятие заемного труда введено в России совсем недавно. До сих пор использовались и используются различные, принятые на Западе термины (аутстаффинг, аутсорсинг, лизинг
персонала), что нередко приводит к путанице. В 1998 году многие западные компании, работавшие в России, получили указания резко сократить свои затраты при проведении операций на территории РФ. Самая затратная часть сех операций – это зарплата с налогами на нее. То есть компании получили указания сократить фонд заработной платы в разы, а это означало, что необходимо уволить большую часть сотрудников, хорошо подготовленных, преданных фирме, что очевидно невыгодно со стратегической
точки зрения. Мы предложили своим партнерам, а это были западные фармацевтические компании, по-своему «лукавое» решение. Мы принимаем к себе «лишних» работников, заключив с ними трудовые договоры, и они работают в рамках этих договоров, выполняя задания специалистов фармацевтических предприятий. При этом мы полностью взяли на себя все кадровое делопроизводство, ответственность за своевременную выплату зарплаты, организацию командировок, сопровождение рабочего цикла любого сотрудника на предприятии. Наши партнеры получили возможность сообщить акционерам, что люди уволены, расходы на зарплату сокращены, а расчеты с нами проходили по статье развитие бизнеса. Дефолт закончился. Нас поблагодарили за сохранение кадров, мы вернули сотрудников в «родные» фирмы. Но некоторым компаниям так понравилось бесхлопотное существование, что они решили продолжить сотрудничество. Это стало первым шагом на пути к сегодняшним нашим достижениям по применению заемного труда. Вначале
мы удовлетворяли потребность предприятий в рабочей силе. Например, нас просили предоставить определенное количество человек на тот или иной участок работы, и мы выполняли эти требования. Со временем мы перешли уже на другой уровень обслуживания компаний и другой уровень взаимоотношения с ними. Теперь нам сообщают о производственных задачах, которые стоят перед предприятием. Например, нужно выпустить 200 тонн продукции, за это предприятие готово заплатить нам определенную сумму. Исходя из этого мы сами решаем,
как организовать работу, сколько человек использовать. Мы начали применять систему оплаты труда и стимулирования, разработанную нашими специалистами для конкретных заказчиков, перешли к сложным функциональным отношениям с клиентами. Как только мы втянулись в этот процесс, он начал рождать новые взаимосвязи с клиентами, о которых мы и не подозревали в начале. Самое сложное – это, конечно, работа с людьми.
ПЗ Чужой среди своих Среди
наших клиентов есть такие предприятия, на которых мы управляем полутора тысячами работников. При этом отвечаем за все, вплоть до выдачи спецодежды и молока, которое им полагается за работу во вредных условиях. За прошлый год мы затратили на охрану труда, социальные нужды, выплату материальной помощи около 12 млн рублей. Мы вынуждены решать социальные вопросы, поскольку без этого не сможем работать. Очень широко пользуются заемным трудом в сфере обслуживания IT-техники. Это понятно:
содержать на постоянной работе таких дорогих специалистов накладно. Но наша технология должна быть востребована и на промышленных предприятиях, которые выпускают товары народного потребления. Почему? Сегодня такие предприятия зависят от конъюнктуры. Вдруг может обнаружиться высокий спрос на какой-либо товар, а спустя какое-то время интерес к нему падает, соответственно падают и продажи, исчезает потребность в производстве. Современные предприятия по выпуску товаров народного потребления оснащены автоматическими
линиями, и объем производства может варьироваться в очень широком диапазоне. Жизнь таких предприятий во многом зависит от грамотного использования трудовых ресурсов. Если конвейер остановлен, то куда девать людей, которые на нем работают? Оплачивать вынужденный простой? Накладные расходы в случае увольнения? Все это скажется на бюджете и ценах для потребителей, которые неизбежно будут увеличены. Аутсорсинг позволяет грамотно решать эту проблему, не нарушая законов. Сфера применения заемного труда может быть
самой разной: мы имеем опыт успешного сотрудничества с предприятиями химической индустрии, пищевой промышленности, с заводами по производству строительных материалов. Спектр очень широкий. Самое главное – мы нащупали технологию, которая позволяет унифицировать подходы и обеспечивать оптимальные взаимоотношения между нами, клиентом и работником.
ПЗ Кандидаты на аутсорсинг На каждом предприятии есть специалисты, от которых
зависит и качество, и объемы выпускаемой продукции, штучные специалисты – это достояние компании. Эти сотрудники должны быть под ее управлением и контролем. Работников не очень высокой квалификации – людей, которые обслуживают автоматические линии: следят за упаковкой, разбраковкой и т.д., вполне можно «отдать» на аутсорсинг. У нас работают разные специалисты: операторы, обслуживающие автоматические линии, электрокарщики, складские работники, которые обеспечивают комплектование
грузов и учет и т.д., в основном работники от низшего до среднего уровня. У нас есть представительства в Прибалтике, Белоруссии, на Украине и в Казахстане. Вообще, частные агентства занятости могут стать в ближайшее время регуляторами рынка труда, они обладают большей мобильностью, чем государственные структуры. Зная реальные потребности в специалистах и фактическое положение дел на местах, агентства могут оперативно решать вопросы регулирования потоков рабочей силы внутри РФ,
используя для этого в том числе и свободные трудовые ресурсы, имеющиеся в странах СНГ. Перспективы у заемного труда в России грандиозные. По существу, мы еще в начале пути. Мы максимально автоматизируем работу нашего офиса: внедрили специальное программное обеспечение, сделанное по спецзаказу под наши нужды. Вести кадровое делопроизводство на несколько тысяч человек в соответствии с действующими в РФ нормативами тяжело и затратно. А мы справляемся с этой работой вполне успешно.
У нас автоматизированы административная система, бухгалтерия, бизнес-система; завершаем создание интегрированной системы управления, которая позволяет с минимумом трудовых затрат решать максимум задач. И собираемся наращивать мощности в дальнейшем.
ПЗ Работа с людьми – самое трудное в нашем деле В работе с предприятиями проблем очень много. От неграмотной организации работ может пострадать и специалист, и клиент, и компания.
Очень много нюансов, тонкостей, которые связаны с отсутствием законов, регулирующих процессы использования заемного труда. Мы принимаем на работу человека, становимся его работодателем, но фактически он работает совершенно в другом месте. Кто должен им командовать? Как должна делиться ответственность в вопросах охраны труда, техники безопасности, выплаты пособий и т.д. между нашей компанией и компанией-клиентом? Как осуществлять медицинское обслуживание, проводить повышение квалификации, переподготовку? Решение
этих вопросов не может быть формальным. Мы имеем дело с сотнями и тысячами людей, любая ошибка может привести к судебному разбирательству, а то и к массовому протесту. Потребовалось немало сил, чтобы создать такие отношения с клиентами, которые минимизируют риски возникновения конфликтов. Наш единственный ресурс – люди, которых мы нашли и обучили. Если они увольняются, это становится для нас большой проблемой. Для нас это означает поиск новых сотрудников, расходы на рекламу,
трату времени на обучение и т.д. Дешевле и проще следить за положением вещей и предупреждать опасные ситуации. Если не правы мы, стараемся исправить просчеты. Если не правы сотрудники, наглядно объясняем, в чем их ошибка. Случается, что претензии сотрудников правомерны, но мы не можем их удовлетворить именно сейчас. Тогда намечаем алгоритм исправления ситуации и следуем ему. Такой подход очень продуктивен, хотя его реализация требует больших усилий: по существу мы принимаем на себя функции профсоюзов и даже
отчасти конкурируем с ними.
ПЗ «Грязные» технологии К сожалению, некоторые российские компании используют технологию аутсорсинга в целях, ничего общего с аутсорсингом не имеющих. Предположим, на предприятии есть избыток персонала. Просто так их взять и уволить достаточно сложно. Что в этих случаях делают? Создают отдельную структуру, в которую переводят «лишних» работников. Через некоторое время эта структура банкротится,
и все люди оказываются за воротами. Так дискредитируется сама идея аутсорсинга. К нам обращались с подобными предложениями, но мы всегда категорически отказывали: имя дороже. Иногда возникают проблемы с теми компаниями, где существует определенная корпоративная культура, к которой нужно адаптироваться. Мы стараемся приспособиться к заданным обстоятельствам и условиям. Поскольку мы несем ответственность за людей, мы никогда не допустим их к работе
без аттестации рабочих мест. Компания должна знать, что происходит на предприятии клиента. Почему? Потому что в противном случае может пострадать работник. Например, человек работает на вредном производстве. Ему полагается досрочная пенсия, но, когда он пойдет ее оформлять, может получиться так, что ему в этом откажут, поскольку в его трудовой книжке местом работы значится рекрутинговое агентство, не имеющее вредных условий труда производства. Так бывает, если базовые отношения между рекрутинговым агентством
и предприятием, которое воспользовалось аутсорсингом, были оформлены неграмотно. Именно поэтому нужно хорошо представлять себе, что происходит на предприятии, которое стало клиентом компании.
ПЗ Нет такого закона В России до сих пор нет законов, которые бы регламентировали такую деятельность, кроме одной статьи в Налоговом кодексе, где говорится, что предприниматели могут использовать заемный труд, чтоб решать свои задачи.
Ни в трудовом праве, ни в гражданском об этом ни слова. Мы потратили немало времени, чтобы выработать юридическую схему, позволяющую работать в нашем законодательном пространстве, не нарушая действующих законов. И сейчас мы обладаем технологиями, которые нам позволяют применять аутсорсинг на практике. На Западе аутсорсинг также не сразу нашел приверженцев. Поначалу эта технология вызвала ожесточенный протест и критику профсоюзов, государственных структур, общества. Но когда
стало очевидно, что это не выдумка рекрутинговых агентств, которые готовы получать деньги любыми путями, а живая потребность рынка, аутсорсинг приняли и законодательно оформили. Думаю, мы также придем к этому в недалеком будущем, и для этого есть все основания. Наша компания с 2003 года принимает самое активное участие в работе группы специалистов при комитете Государственной думы по труду и социальной политике по разработке концепции закона, регламентирующего заемный труд. Опубликованный в 2006 году проект
федерального закона «О защите прав работников, нанимаемых частным агентством занятости с целью предоставления их труда третьим лицам» проходит в настоящее время широкое обсуждение, и есть большие шансы, что уже в этом году он будет внесен на рассмотрение в Государственной думы. График 1 Распределение заемного персонала по видам деятельности Офисный персонал – 7,83% Персонал для банков и страховых компаний – 34,72% Персонал для IT и телекоммуникаций – 5,19% Персонал для фармацевтических компаний – 5,16% Промышленный персонал – 34,18% Управленческий персонал – 12,92% Источник: исследование компании Manpower, 2007
График
2 Распределение заемного персонала по сегментам рынка Автомобильный рынок – 0,06% Банковский сектор – 38,84% Промышленность – 35,34% IT и телекоммуникации – 10,77% Товары народного потребления – 9,50% Бытовая техника – 0,06% Страхование
– 0,27% Фармацевтический – 4,55% Торговля – 0,12% Другое – 0,45% Источник: исследование компании Manpower, 2007
Таблица 3 Преимущества использование заемного труда для клиента
Повышение конкурентоспособности
Возможность быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка за счет увеличения и сокращения объема привлекаемого заемного труда. Компании не требуется держать в штате лишних сотрудников
Сокращение затрат на содержание вспомогательных (обслуживающих) служб
Происходит сокращение численности вспомогательных служб (бухгалтерии, отдела кадров, IT) вследствие передачи части объемов работ этих служб агентству. По этой же причине уменьшаются объемы работы с налоговой инспекцией и различными фондами, СЭС
Обеспечение прозрачности бизнеса
Лизинг изначально был и остается, по сути, одним из самых прозрачных видов бизнеса, где аккуратно платятся предусмотренные законом налоги и отчисления
Улучшение финансовых и экономических показателей
Клиент-заказчик может отнести часть операционных затрат на себестоимость. Происходит рост производительности труда вследствие вывода части персонала за штат. В некоторых случаях возможна минимизация налоговых выплат
Повышение имиджа компании
Сокращаются риски возникновения судебных тяжб с персоналом, снижаются показатели по травматизму, т.к. часть работников является сотрудниками другой компании
Улучшение кадрового состава основного персонала
Появляется возможность отбирать из сотрудников агентства наилучших специалистов для перевода в основной состав, сосредотачивать усилия на развитии основного персонала
Преодоление ограничений штатного расписания
Решение проблем развития бизнеса за счет заказа необходимых услуг у лизингового агентства
Улучшение работы с профсоюзами
Появляется возможность вместе с лизинговым агентством выстроить новую, более гибкую схему отношений с профсоюзами
На диаграмме показаны результаты опроса, проведенного Upjohn Institute for Employment Research среди американских компаний, использующих заемный труд. Большинство компаний в качестве основной причины указывают возможность гибко реагировать на потребности в персонале, вызванные изменениями в бизнесе. Далее идут причины: замена постоянного работника на время его отсутствия и закрытие временной вакансии.
Диаграмма
1 Причины использования заемного труда в США
Неожиданный рост бизнеса – 52% Заполнение вакансий временными кадрами – 47% Заполнение временными кадрами отсутствующих штатных работников – 47% Спецпроекты – 36% Сезонные работы – 28% Работа на период испытательного
срока – 21% Помощь в напряженный период – 14% Экономия средств фонда заработной платы – 12% Выгода от использования труда экспертов – 10%
Источник: исследование компании Manpower, 2007 Таблица 4 Применение технологии аутсорсинга
персонала позволяет менеджменту компании решать следующие задачи
Повышение конкурентоспособности
Возможность быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка за счет увеличения и сокращения объема привлекаемого заемного труда. Компания фокусируется на основной деятельности и может улучшить качество своих продуктов и услуг за счет специализации провайдера, доступа к его знаниям и ресурсам
Сокращение затрат на содержание вспомогательных служб, уменьшение объемов документации для налоговой инспекции, различных фондов, СЭС
Происходит сокращение численности вспомогательных служб вследствие передачи части объемов их работ агентству
Обеспечение прозрачности бизнеса
При аутсорсинге персонала платятся предусмотренные законом налоги и отчисления. Помимо этого клиент получает возможность структурировать затраты, более точно определить ССВ (совокупную стоимость владения)
Улучшение финансовых и экономических показателей
Клиент-заказчик может отнести часть операционных затрат на себестоимость, происходит рост производительности труда вследствие уменьшения численности собственного персонала
Повышение имиджа компании
Сокращаются риски возникновения судебных тяжб с персоналом, снижаются показатели по травматизму
Улучшение кадрового состава основного персонала
Появляется возможность отбирать из сотрудников агентства наилучших специалистов для перевода в основной состав, концентрировать усилия на его развитии
Преодоление ограничений штатного расписания
Решение проблем развития бизнеса за счет заказа необходимых услуг у компании-провайдера
Улучшение работы с профсоюзами
Появляется возможность вместе с компанией-провайдером (агентством) выстроить новую, более гибкую систему отношений с профсоюзами
Диаграмма 2 Причины использования аутсорсинга для компании Инновации – 3% Сохранение капитала – 3% Улучшение качества – 3% Увеличение прибыли – 4% Доступ к навыкам – 9% Гибкая структура затрат – 12% Фокус на основной деятельности – 17% Сокращение издержек – 49%