Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Управление и обучение персонала Какой тренинг лучше: корпоративный или открытый?


Как использовать оба учебных формата с максимальной выгодой для своей компании?

Открытый обмен опытом

По словам директора Logist-ICS Игоря Прохина, нельзя однозначно утверждать, что корпоративная система обучения лучше открытой или наоборот. У каждого формата есть свои привлекательные стороны и недостатки. Например, открытые семинары и тренинги позволяют отвлечься от рутины, взглянуть на свой бизнес со стороны, обменяться опытом с представителями других отраслей. А корпоративные тренинги позволяют слушателям детально рассмотреть конкретные ситуации, которые актуальны именно для их бизнеса.

— Первое время, когда я только начинал работать в тренинговом бизнесе, для меня было загадкой, почему люди готовы платить большие деньги за участие в открытом тренинге, — признается директор компании «Эффект-Консалтинг» Вадим Канаев. — На них тренер, по сути, большую часть времени занимается всего лишь организацией процесса общения участников. Потом я понял, что правильное управление группой, совместное обсуждение кейсов и обмен опытом позволяют за сравнительно короткий срок получить огромный объем информации о рынках, продуктах, технологиях. Не случайно формат открытых тренингов используют многие российские и западные школы, обучающие по программам MBA. И это действительно стоит недешево. Есть такая поговорка: «Если у меня есть яблоко и у тебя есть яблоко, то на каждого из нас есть по одному яблоку. Но если у тебя есть идея и у меня есть идея, то на каждого из нас есть по две идеи».

Именно поэтому специалистов творческих профессий — маркетологов, PR-менеджеров — лучше направлять на открытые тренинги. Благодаря большому количеству участников из разных компаний они смогут получить новые идеи и свежие решения.

Обмену опытом способствует и то, что участники открытых тренингов друг с другом не знакомы и в дальнейшем вряд ли будут пересекаться по работе. Поэтому они ведут себя естественно, не боятся показать свою некомпетентность в некоторых вопросах. На корпоративных тренингах люди ведут себя более скованно, хуже отрабатывают навыки, менее активно участвуют в упражнениях, потому что боятся ошибиться и показать себя перед сослуживцами не с лучшей стороны.

Корпоративное понимание

По утверждению тренера компании PRADO R & T Натальи Герасимовой, преимущество корпоративного тренинга перед открытым в том, что участники группы могут говорить о своих насущных проблемах, зная, что их все понимают. Открытый тренинг такой возможности не дает. На корпоративных тренингах отработка тех или иных приемов происходит с учетом принятых в компании корпоративных стандартов. Кроме того, сегодня популярно долгосрочное корпоративное обучение, которое продолжается год или даже больше. Оно дает очень хорошие результаты, потому что все необходимые навыки не только поэтапно осваиваются, но и применяются на практике.

— На корпоративном тренинге собираются люди, объединенные проблемами одной компании, поэтому они работают более сплоченно. Кроме того, на корпоративных тренингах, по сравнению с открытыми, как правило, больше практических заданий, привязанных к проблемам именно этого бизнеса, — считает директор по обучению компании Sales Training International Андрей Родионов. — Отработка полученных знаний и навыков проходит индивидуально с каждым участником группы, и в анализе может принимать участие вся группа, что невозможно при открытом формате.

Кроме того, посттренинговое обслуживание при корпоративном формате более тщательное, чем при открытом. После любого тренинга у сотрудника наблюдается «качественный рывок», но примерно через месяц около 85% полученной информации теряется. Поэтому такое «посттренинговое обслуживание» — это страховка от потери приобретенных навыков.

— При выборе корпоративного формата обучения очень важно обратить внимание на то, чтобы данная тренинговая компания не работала с вашими конкурентами, — предупреждает Вадим Канаев. — Желательно также, чтобы тренер-консультант, который будет вести для вас тренинг, не занимался одновременно какими-то другими проектами и мог уделить вашей компании максимум своего времени.

Выбор формата зависит и от положения сотрудника в компании. Для рядовых сотрудников больше подойдут корпоративные тренинги и семинары — это позволяет доработать программу под бизнес компании, учитывать специфику продукта, отрасли, размеры и положение компании на рынке и, таким образом, максимально содействовать замыслу руководителя. А для топ-менеджеров эффективнее будет посещение открытого мероприятия, где можно обменяться опытом с коллегами из других компаний и получить новые идеи для бизнеса.

Без ущерба для производства

Предположим, компания решила заказать корпоративный тренинг, чтобы его программа была подстроена специально под специфику бизнеса компании. В этом случае возникает целый ряд проблем. Оптимальное количество участников корпоративного тренинга составляет 10-15 человек. А что если тренинг ориентирован на топ-менеджеров, а в компании их всего трое? Тогда удельные издержки на образование менеджеров будут слишком высоки. Даже если тренинг ориентирован на рядовых сотрудников, вряд ли руководитель согласится отрывать от работы ради учебы сразу весь отдел.

По мнению Антона Платова, исполнительного директора PSM-Consulting, открытые бизнес-тренинги удобны тем, что позволяют клиенту обучать именно то число сотрудников, которое необходимо, даже одного человека. Если клиенту требуется обучить много людей, он может сделать это постепенно, не отрывая от работы сразу многих.

— Если собирается группа менее семи человек, то целесообразен открытый тренинг, — поясняет руководитель отдела продаж Asset Training Group Дмитрий Кирченков. — В конечном итоге это будет стоить дешевле для компании-клиента. Кроме того, всегда лучше использовать комплексный подход: мы приглашаем руководителя компании или отдела принять участие в открытом тренинге, чтобы он смог лучше понять, каких результатов компания достигнет после обучения, а также оценить профессионализм тренера, его умение работать с аудиторией. Если его все устраивает, то далее мы рекомендуем корпоративный тренинг. Для руководителя такой вариант полезен еще и тем, что сначала он сам знакомится с определенной технологией, а это значит, что ему будет проще контролировать своих подчиненных.

Цена формата

На выбор формата тренинга в первую очередь влияет платежеспособность и местонахождение компании-клиента. Ведь не каждая организация, особенно из отдаленного региона, может себе позволить одновременно отправлять по пять-семь своих сотрудников на открытый тренинг в другой город. С точки зрения экономии и эффективности в таком случае более уместен корпоративный формат с выездом тренера к заказчику.

Участие в открытых тренингах обходится достаточно дорого. По словам Антона Платова, сейчас в Москве средняя стоимость участия в серьезном тренинге составляет $210-280 на человека в день. Средняя стоимость корпоративного тренинга — $1900-2800 в день. Если в обучении принимает участие, например, 15 сотрудников, то компания заплатит за каждого человека $110-180, что дешевле участия в открытом тренинге.

— Если у вас небольшая компания или вы не можете потратить больших средств на корпоративное обучение своих сотрудников, — говорит Дмитрий Кирченков, — мы рекомендуем своеобразный симбиоз корпоративного и открытого тренинга, когда собираются по несколько человек из двух-трех компаний близких сфер деятельности. При этом не только сохраняется индивидуальный подход к каждому участнику, но и обеспечивается обмен опытом между сотрудниками разных компаний.

Прежде чем выбрать корпоративный или открытый формат тренинга, Антон Платов советует построить модель компетенций для своего персонала: что и в каком объеме должен знать и уметь каждый менеджер: лидерство, ведение переговоров, маркетинговый анализ, управление проектами и т. д. Потом нужно оценить, что сейчас знают и умеют менеджеры.

Сравнение этих двух списков дает приблизительную картину того, каких сотрудников, чему и в каком объеме нужно обучать. Исходя из этого, с помощью консультанта можно определить, какой формат обучения наиболее целесообразен для того или иного сотрудника или целого отдела. Например, крупные компании могут сформировать комплексную программу, сочетающую несколько мощных «ударов» корпоративными тренингами для операционных менеджеров, которым важна отработка новых навыков, и затем «точечную доработку» с помощью участия руководителей в открытых мероприятиях.


В избранное