В наше нелегкое время, чуть ли не самой главной добродетелью наемного рабочего принято считать инициативность и предприимчивость на рабочем месте. Работодатель все чаще ждет от своих работников "нестандартных" решений в рабочем процессе. В то же время, люди постарше наверное вспомнят времена, когда все делалось строго по инструкции - шаг вправо, шаг влево… так сказать.
Давайте попробуем разобраться, так ли уж безнадежна «устаревшая» система.
Полагаю, ни для кого не секрет, что любой работодатель желает, что бы работа на его предприятии выполнялась как можно лучше. Вероятно, каждому вновь пребывшему в коллектив сотруднику объясняют, что он должен делать и каких результатов от него ждут. Иногда, также принято объяснять ни только что от него ждут, но и как он должен этого добиться, чаще работодатель полагает, что профессионал сам должен решить как
ему лучше выполнять свою работу.
Таким образом, мы имеем, с одной стороны, искреннее желание сделать, как лучше, с другой уверенность в том, что вновь прибывший специалист сделает все лучше, чем было до него. Что можно сказать о руководстве в данном случае, очевидно, во-первых, оно плохо представляет себе как же надо добиваться успеха в том деле, которое оно поручило сотруднику; во вторых, видимо, оно настолько не уверено в себе, что не решается
указать на тот, известный, ему путь решения проблемы, полагая, что человек, пришедший в компанию со стороны, разберется в ее проблемах лучше, чем те, кто проработал в ней, возможно, много лет.
Стоит ли удивляться тому, что зачастую вновь пришедший специалист перекраивает весь рабочий процесс под себя, часто даже не задумываясь о том, почему же раньше было иначе. Итог подобной перестройки удачен далеко не всегда.
Что же мы все же получаем, если эксперимент удался? В отсутствии стандартизированного процесса, единственным обладателем ноу-хау оказывается конкретный сотрудник. Зачастую, даже коллеги по одному и тому же виду деятельности, достигают своих рабочих целей разными путями. Один из них владеет одним «финтом ушами» - другой другим. Один делает чуть больше – другой чуть меньше. Чем не причина для конфликта? Причем, будьте уверены, что конфликт
возникнет не зависимо от того каким образом вы будете строить систему поощрений данных сотрудников. Сил то они тратят одинаково – а выход разный – вот вам и проблема на рабочем месте. К сожалению, сотрудник, владеющий более продвинутым финтом, скорее всего, не будет кричать о нем на каждом углу – а ведь цель каждого руководителя добиться оптимального выполнения поставленной задачи. Приходиться констатировать, что в отсутствии стандартизации процесса добиться оптимальности не удастся – действительно, если кто-то
делает это лучше, то должен же кто-то делать хуже.
Более того, наилучший финт, скорее всего, покинет компанию и переберется к конкурентам, ведь всегда найдутся конкуренты готовые перекупить лучшего работника у соседа, не так ли? Аппроксимируя идею дальше, легко видеть, что подобный способ видения дел есть самый надежный путь собрать у себя наихудших сотрудников. И каждый раз, когда ситуация будет становиться настолько критичной, что вы будете решать нанять таки нового специалиста, который
наконец решит все проблемы, вы будете вынуждены заставить его начинать с нуля, без какой либо гарантии, что он улучшит положение дел.
Где же выход? Неужели отказаться от инноваций сотрудников и не использовать их «финты». Нет, вовсе нет. Просто стандартизируйте процессы в своей компании. Добейтесь того, что бы каждый сотрудник выполнял поставленные перед ним задачи наилучшим известным в вашей компании образом. Тщательно рассматривайте любые предложения по улучшению процессов, выбирайте действительно улучшающие дело, откидывайте тормозящие и стандартизируй вновь. Пусть в
вашей компании все работают настолько оптимальным способом, насколько это возможно, и каждый вновь пребывший, сначала, изучит весь тот опыт инноваций, который был накоплен вашим коллективом за годы успешной работы, и только потом будет предлагать решения, действительно способные усилить работу вашей компании.