на ясном экономическом пейзаже, - эмпирический закон,
который никто не может объяснить"
Джозеф Штайндль.
Доброго времени суток!
Итак сегодня мы поговорим об одном заниметельном выводе сделанном Джураном в процессе статистического исследования процессов.
Начнем с рассказа о том, как более ста лет назад, итальянский экономист Вильфредо Парето, исследуя распределение богатства и доходов в Англии в конце XIX века нашел математическую закономерность распределения ценностей. Он выяснил, что 80% богатства принадлежит 20% населения. Конечно же ценность его открытия заключалась не в том, что он определил существование неравенства среди населения. Ценность исследования
Парето состояла в том, что проанализировав ситуацию в других странах и других временных рамках он пришел к тому же соотношению - 80/20. Таким образом он определил не просто дисбаланс, но математически предсказуемую дисбалансированность. Надо отметить, что Парето не смог выдвинуть достаточно связную теорию возникновения подобной пропорции и долгое время его исследования воспринимались скорее как статистический афоризм нежели как наблюдение имеющее большие практические последствия.
Справедливости ради надо отметить, что к подобным пропорциям распределений различных данных, связанных с человеческой деятельностью, в своих исследованиях приходили и другие специалисты. Так в 1949 году профессор филологии из Гарварда Джорж К. Зипф опубликовал работу, в которой совершил, по сути, повторное открытие и обоснование закона Парето. Он опубликовал принцип наименьшего усилия, известный под названием
принцип Зипфа, который гласит, что ресурсы, включая людей, время, знания, средства производства,товары и прочее, самоорганизуются с тем чтобы свести к минимуму затраты, таким образом, что приблизительно 20-30% того или иного ресурса производят 70-80% результата, связанного с использованием данного ресурса. При этом Зипф продемонстрировал неизменную повторяемость данной диспропорции на примерах статистики народонаселения, филологии и динамики промышленности. Таким образом, он оправдал наличие
беспорядка на нашем с Вами рабочем столе, утверждая, что вещи находятся на рабочем столе настолько близко от нас, насколько часто мы ими пользуемся, он же подсказал секретаршам всего мира, что часто используемые бумаги подшивать не надо.
Однако, как мы увидим далее, этот закон имеет последствия и посерьезней.
Практическую дорогу данному закону прорубил все же Джуран. В 1951 году вышла его книга «Руководство по контролю за качеством», в которой вывел правило: «Vital few and trivial many» (важного - мало, обычного - много).
Исследуя статистику процессов Джуран сделал вывод, что в 80% случаев в проблемах с качеством виновато 20% причин. Таким образом, Джуран сделал вывод, что в любом процессе, воздействуя лишь на 20% причин, мы можем воздействовать на 80% результата.
Не вдаваясь, сегодня, во все многообразие выводов и следствий, которые можно вывести из данного закона, полагаю, мы еще не раз вернемся к этому позже. Приведу несколько примеров использования этого принципа, не
оставляющих сомнений в его исключительной важности.
Полагаю, немногие знают, что одной из первых американских корпораций осознавших всю важность данного принципа была IBM. В 1963 году, специалисты IBM обнаружили, что примерно 80% компьютерного времени тратится на обработку 20% команд программы. Компания оптимизировала программное обеспечение своих машин таким образом, что бы использовать эти 20% времени наиболее эффективно, несомненно, это стало одним из фактов
успеха голубого гиганта в конкурентной борьбе.
Еще одним примером, является история он-лайн аукциона ebay. Мэг Уитмен, глава компании eBay проанализировав информацию о своих клиентах, пришла к выводу, что 80% оборота компании обеспечивают 20% клиентов. Изучив эти 20%, специалисты компании обнаружили, что подавляющее большинство из них в той или иной степени занимаются коллекционированием. Была разработана и внедрена в действие специальная маркетинговая
программа, направленная на коллекционеров и включающая в себя рекламные акции в специализированных изданиях для коллекционеров, а также дополнительные возможности, для людей, занимающихся коллекционированием. Все это позволило компании преодолеть начавшийся было кризис и остаться на плаву.
Правило Парето широко используется в General Electric. Так в 2000 году, создавая систему реализации своих товаров на основе прямых поставок по заказу через интернет, компания столкнулась с тем, что не в состоянии обеспечить своевременную доставку всем пользователям. Часть из них, проживающая далеко от точек реализации получала товары с задержкой. Проведя анализ факторов, которые считаются у потребителей ключевыми
компания, обнаружила, что наиболее важным потребители считают вежливость персонала, и при определенном уровне вежливости и профессионализма в общении, клиенты готовы простить компании несвоевременность поставок и даже повреждения в процессе доставки. Компания решила не тратить средства на увеличение скорости доставки, но провести дополнительное обучение персонала, с целью повышения культуры общения. Это дало возможность компании грамотно распорядиться ресурсами компании и добиться тех результатов, которые демонстрирует
компания в последние 20 лет.
В следующем выпуске мы рассмотрим некоторые выводы вытекающие из данного закона.