Еще не так давно, всего лет десять-пятнадцать назад, многие столичные детские сады закрывались за ненадобностью. Теперь же родители с трудом могут устроить ребенка в дошкольное учреждение, поскольку несмотря на все удручающие прогнозы в стране начался «беби-бум», и с местами в садиках стало туго. О том, как в Москве решаются эти и другие проблемы, «Няне» рассказала заместитель начальника управления дошкольного и общего среднего образования Департамента образования г. Москвы Мария Михайловна ЦАПЕНКО
?- Мария Михайловна, до последнего времени для того, чтобы устроить ребенка в детский сад, родителям нужно было обращаться непосредственно к заведующему. Какая ситуация сегодня?
- С первого августа 2006 года в Москве введен новый порядок комплектования детских садов. Для того чтобы устроить малыша в дошкольное учебное учреждение, москвичам необходимо обратиться в одну из 136 комиссий по комплектованию, которые созданы во всех районах города. Они располагаются либо в помещении детского сада, либо в здании школы, либо во дворцах творчества. Адреса комиссий можно найти непосредственно в детских садах, поликлиниках, в окружных управлениях образования или на сайте Департамента образования.
Когда родители приходят в комиссию, они могут назвать три садика, куда бы им хотелось отдать своего малыша. Специалисты комиссии, ведущие прием, регистрируют детей в единой базе учета района и выдают путевки в дошкольные учреждения. С полученным документом кто-то из родственников может идти в указанный в нем детский сад к заведующему, который обязан принять ребенка. Эта система хоть и достаточно новая, но уже зарекомендовала себя хорошо. Во многом такой подход облегчил проблему поиска места в садах, поскольку
родителям теперь не надо обходить по пять-шесть учреждений, чтобы выяснить, куда можно пристроить ребенка. Мама или папа просто приходят в комиссию и получают путевку в конкретный сад.
?- Помогло ли создание комиссий уменьшить очередь в детские дошкольные учреждения?
- Да, дело в том, что в Москве в одних районах есть очереди, а в других - нет. Это связано с тем, что в первых 15-20 лет назад находились преимущественно ведомственные детские сады, которые в начале 90-х годов были переформированы в другие учреждения. Большим плюсом новой системы является то, что ребенка можно отдать в детский сад в соседнем районе. Поэтому, когда специалисты регистрируют малыша, они смотрят, есть ли в районных садах места, и, если их нет, родителям могут выдать путевки в детский сад,
расположенный в другом районе. Конечно, сад стараются подобрать так, чтобы как можно меньше уходило времени на дорогу. Благодаря новой системе удалось сформировать полную базу информации по всем садам Москвы и оперативно с ней работать. В ближайшее время мы собираемся комплектовать детские сады на новый учебный 2007-2008 год. Теперь это стало намного проще, поскольку мы четко знаем, сколько детей какого возраста стоят на очереди, в каких дошкольных учреждениях какие группы надо открыть.
?- В столичные сады принимают только маленьких москвичей?
- Нет, в Москве в детские сады принимаются все дети дошкольного возраста, независимо от того, имеют они постоянную регистрацию или временную...
В сентябре вы собираетесь отдать чадо в школу? На самые актуальные вопросы родителей будущих первоклашек отвечает пресс-секретарь Департамента образования г. Москвы Александр Владимирович ГАВРИЛОВ
?- С какого возраста можно отдавать ребенка в первый класс? Какие документы для этого должны предоставит в школу родители?
- Ребенка можно отдать в первый класс и с шести, и с семи лет - выбор за родителями. Что для этого необходимо? Написать на имя директора школы заявление, принести свидетельство о рождении малыша, паспорт одного из родителей (или лиц их заменяющих) и медицинскую карту стандартной формы.
?- Родители выбрали школу. Какие дети имеют преимущественное право для поступления в первый класс?
- Есть несколько категорий детей, которые имеют преимущественное право при поступлении в школу:
ребята, у которых в данной школе уже обучается брат или сестра;
малыши из многодетных семей;
дети из близлежащих к учебному заведению домов.
Впрочем, прокуратура периодически опротестовывает это положение Департамента образования г. Москвы, считая, что мы нарушаем права других детей. Тем не менее, данное положение продолжает действовать.
?- Когда начинается запись в школу?
- Запись в первый класс начинается с 1-го апреля. Поэтому, если мама приходит в школу 1 апреля, и ей говорят, что запись окончена, она может обратиться в окружное управление образования или в Департамент образования с жалобой. Фактически запись в школу продолжается до 1 сентября. Однако нужно понимать, что если школа престижная, то к 1 сентября свободных мест уже не будет...
Наверное (и многие родители с этим согласятся), первоклашке труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины здесь кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук малыша быстро устают. Утомляет также и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение. Ребенку нужно быть очень внимательным, сосредоточенным и аккуратным, чтобы в тетрадке появилась заслуженная "пятерка". Задача пап и мам - помочь малышу стать отличником.
Для этого надо начать заниматься с ним еще до школы.
К пяти годам дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Можно предложить малышам выполнять разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы. Наверное, все в детстве делали плетеные коврики из бумажных разноцветных полос. Для этого нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие
полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезами основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках. Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме. Этот вид труда можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей в семье.
Точность и ловкость движений пальцев приобретаются
детьми, когда они занимаются изготовлением бус. Малыши разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из которых скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма. Для изготовления бус с успехом можно использовать старые обложки или репродукции из журналов, обрезки цветной бумаги. Дети обмениваются бусами,
сделанными своими руками, дарят их друг другу, изобретают разные по размеру и цвету бусины, нанизывают их на длинную нить.
Необходимо также научить малыша уверенно пользоваться ножницами. Здесь подойдут следующие упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников (проследите только, чтобы ножницы были достаточно острыми, не заминали
края бумаги и с тупыми закругленными концами).
Очень полезно для развития пальцев ребенка рисование и раскрашивание. Обязательно купите малышу несколько книжек-раскрасок. Постарайтесь не рисовать фломастерами: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Отдайте предпочтение простым или цветным карандашам.
А когда наступит лето, попросите малыша пособирать
вместе с вами ягоды, прополоть грядки - это поможет потренировать мелкие мышцы рук.
Не забудьте про "пальчиковые" игры. Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У малышей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. "Пальчиковые" игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй,
сказок, стихов при помощи пальцев. Вспомните "Сорока, сорока, кашу варила..." или "Пальчик-мальчик, где ты был?". Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.
Для тренировки пальцев можно выполнять и такие упражнения, как "пальчики здороваются" - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного,
среднего, безымянного и мизинца. Потренировавшись, попробуйте "поздороваться" пальчиками и на левой руке, а затем одновременно на двух руках. "Человечек" - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу. "Слоненок" (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и безымянный - ноги) "идет" по столу. Покажите малышу и такое упражнение: выпрямите кисть, плотно сомкните пальцы и медленно сжимайте их в кулак. Поочередно выполняйте
его каждой рукой вначале медленно, а потом все быстрее и быстрее. Да вы и сами знаете, как изобразить зайчика, лисичку, собаку. Научите этому своего малыша.
Но кроме пальчиковой гимнастики существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания...