Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сегодня, 28 июля 2014 года, понедельник



Сегодня, 28 июля 2014 года, понедельник
2014-07-28 08:41 "AK&M" от 28.07.2014
Сегодня, 28 июля 2014 года, понедельник Служба новостей АК&М работает с 8:00 до 20:00 пять дней в неделю. AK&M Online N 136 от 28 июля 2014 года. Выпускающий редактор: Покровская С.И. Учредитель: ЗAO "AK&M" Тираж: 1000 экз. Адрес редакции: 119333, Москва, ул. Губкина, 3, корп. "Г" Тел.: 84991326130 Зарегистрировано Комитетом РФ по печати 18 марта 1997 года под N 015862

Фондовые индексы США 25.07.2014 закрылись снижением в среднем на 0.56%
2014-07-28 08:45 "AK&M" от 28.07.2014
Индексы США, (25.07.2014, закрытие) Индекс Dow Jones Industrial: 16960.57 (-123.23; -0.72%) Индекс NASDAQ: 4449.56 ( -22.54; -0.50%) Индекс S&P 500: 1978.34 ( -9.64; -0.48%)

Дайджест газеты "Коммерсант" от 28 июля 2014 года (часть I)
2014-07-28 08:52 "AK&M" от 28.07.2014
Дайджест газеты "Коммерсант" от 28 июля 2014 года (часть I) ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЮКОСА ПРИЗНАЛИ ПОТЕРПЕВШИМИ ГААГСКИЙ СУД ПРИГОВОРИЛ РОССИЮ К ВЫПЛАТЕ $50 МЛРД Как стало известно "Ъ", Россия проиграла длившийся почти десять лет судебный процесс, инициированный экс-акционерами ЮКОСа. Третейский суд в Гааге счел, что Россия нарушала Энергетическую хартию, и фактически признал нефтекомпанию экспроприированной. Group Menatep Limited (GML), представляющая интересы Леонида Невзлина, Владимира Дубова и других (Михаил Ходорковский традиционно дистанцируется от процесса), требовала возмещения $114 млрд, но суд оценил потери примерно в $50 млрд. Источники "Ъ" называют решение политическим и считают, что Россия попытается аннулировать его. В GML готовы взыскивать положенные ей средства принудительно. Глава GML Тим Осборн в пятницу сообщил ИТАР-ТАСС, что сегодня утром будет опубликовано решение постоянной палаты третейского суда в Гааге по иску бывших акционеров ЮКОСа к России. Источники "Ъ", знакомые с ходом процесса, рассказали, что суд 18 июля единогласно принял решение удовлетворить иск GML, признав, что Россия нарушила Энергетическую хартию (международный документ, принятый в 1991 году как политическая декларация об энергетическом сотрудничестве, поддержан странами ЕС и рядом других государств; в 1994 году к ней был подписан юридически обязывающий договор, в котором приводились правовые нормы инвестиций в ТЭК) и экспроприировала активы ЮКОСа. GML оценивала свои потери в $114 млрд, но ей присудили $50,02 млрд. Кроме того, Россия должна оплатить издержки судебного процесса в размере $65 млн. Представители сторон вчера обсуждать решение суда не стали. Источники "Ъ" поясняют, что стороны договорились не комментировать ситуацию вплоть до объявления итогов 28 июля, взяв время на ознакомление с более чем 500-страничным решением. Собеседники "Ъ" считают, что Россия будет в любом случае пытаться обжаловать вердикт суда. Судебный процесс начался в 2005 году. В 2003 году государство выдвинуло против ЮКОСа обвинения в неуплате налогов, президент и основной акционер компании Михаил Ходорковский был арестован (осужден за мошенничество в 2005 году, помилован и выпущен на свободу в декабре 2013 года). В конце 2004 года через аукцион за 263 млрд руб. ($9,3 млрд на тот момент) был продан основной актив ЮКОСа, "Юганскнефтегаз" (сейчас принадлежит "Роснефти"). В 2005 году Михаил Ходорковский продал своим партнерам долю в GML, и она стала контролировать 70,5% ЮКОСа. От всех судебных разбирательств вокруг компании бизнесмен с тех пор дистанцировался, на прошлой неделе его представители утверждали, что к текущему процессу господин Ходорковский не имеет никакого отношения. Владельцами GML считаются Леонид Невзлин, Владимир Дубов и ряд других. В судебном процессе GML представляла интересы кипрских Yukos Universal и Hulley Enterprises (непосредственные владельцы акций ЮКОСа), затем к ним присоединился траст Veteran Petroleum. В качестве арбитра Россия выбрала американца Стивена Швебеля, GML - швейцарца Шарля Понсье, а третьим судья назначила канадца Ива Фортье. Интересы России защищали американские Cleary Gotlieb и Baker Botts, а GML - французская Shearman & Sterling. При подаче иска GML оценила свои потери в $28,3 млрд, но затем требования возросли. В ходе процесса, рассказывают источники "Ъ", российская сторона пыталась "уделять больше внимания фактам", а GML "создавала картинку". "У России почти не было свидетелей, у GML - много и все политизированы",- утверждает один из собеседников "Ъ". В частности, в суде, помимо Леонида Невзлина, выступали топ-менеджеры ЮКОСа Жак Косьюско-Моризе, Франк Ригер, Брюс Мизамор, Стивен Тиди и даже бывший помощник президента России Андрей Илларионов. По словам источников "Ъ", фактически процесс разделился на два этапа. До 2009 года представители России пытались, с одной стороны, доказать, что данный суд вообще не может рассматривать иск GML, а с другой - что страна не нарушала Энергохартию. В первом случае речь шла о том, что граждане страны могут судиться с ней только в ее судах, то есть в данном случае в российских. Энергохартию в 1994 году подписал премьер РФ Виктор Черномырдин, но Госдума ее так и не ратифицировала. Документ применялся на "временной основе", говорили представители РФ, то есть только в частях, которые не противоречат Конституции РФ и другим российским законам. "Но ни один аргумент российской стороны тогда услышан не был. Складывалось ощущение, что РФ сразу признали виновной",- говорит один из собеседников "Ъ". В итоге в 2009 году суд начал рассмотрение дела по существу, по сути приняв как факт, что Россия обязана применять Энергохартию, говорят собеседники "Ъ". На этом этапе представители GML утверждали, что налоговые требования к ЮКОСу, следствием которых стало его банкротство (конкурсное производство завершилось в 2007 году), "были предъявлены с целью отобрать компанию". Юристы РФ доказывали, что экспроприации (ст. 26 Энергохартии защищает инвестиции в ТЭК от претензий правительств стран) не было, а для банкротства ЮКОСа имелись законные основания. GML в качестве примера приводила переход "Юганскнефтегаза" под контроль "Роснефти", доказывая, что прямую выгоду от этого получило государство. Суд признал действия властей РФ "полномасштабной атакой на ЮКОС и его владельцев с целью обанкротить компанию", хотя и согласился с тем, что она пыталась уклониться от полной выплаты налогов через "подставные" структуры в Мордовии. При этом, подчеркивают источники "Ъ", суд не учел одну из статей Энергохартии, по которой решения о налоговых спорах должны принимать правительства стран, где зарегистрированы компании (Россия, Великобритания и Кипр), назвав это "пустой тратой времени". Заслушать специалистов по российскому налогообложению суд отказался, решив разбираться в фискальной системе самостоятельно, хотя и признал отсутствие у себя экспертизы в этом вопросе. Также суд не принял во внимание решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по двум сходным искам акционеров ЮКОСа (см. "Ъ-Online") о справедливой компенсации РФ за неуплату налогов, говорят собеседники "Ъ". Вызывает у российской стороны вопросы и методика расчета убытков. Предложенную истцами суд отклонил и утвердил свою, не объяснив сторонам деталей. По словам собеседников "Ъ", сумма $50 млрд включает стоимость 70,5% ЮКОСа на момент окончания конкурсного производства в компании в 2007 году, оцененную на базе биржевых индексов нефтегазовых компаний в $61 млрд (стоимость доли GML - $42,6 млрд) плюс потенциальные дивиденды в размере $52 млрд, которые GML могла получить в 2003-2007 годах. Признав, что действия ЮКОСа все же могли "частично" привести к банкротству, суд вычел из получившейся суммы 25%. "На 2007 год суд оценивал уже несуществующую компанию. Если нарушения, как определил суд, были в 2004 году, логично рассчитывать убытки с учетом оценки компании на тот момент, то есть на уровне $22 млрд. И к 2007 году ЮКОС уже не мог платить дивидендов",- говорит один из собеседников "Ъ". По решению суда, так как присуждена "существенная сумма", у России есть время на выплаты до 15 января 2015 года, после чего начнут начисляться проценты. Также в течение 10 дней с 28 июля Россия может обратиться в суды Голландии, на территории которой рассматривался иск, с заявлением об аннуляции решения, говорят собеседники "Ъ". Скорее всего, РФ будет апеллировать к тому, что доводы одной из сторон не были заслушаны, то есть решение "нарушает порядок и основы нравственности". В GML не ждут легкой победы. "Мне кажется, что Россия воспользуется всеми юридическими возможностями для оспаривания решения суда",- заявил вчера "Ъ" Тим Осборн. Сама же GML, по его словам, будет "добиваться выплат в принудительном порядке", если Россия не расплатится в установленный судом срок. Юрист международной компании, работавшей с GML, полагает, что решение суда стало во многом очевидным уже в 2009 году, когда он начал рассматривать иск по существу. "Тогда был послан важный сигнал, представители РФ могли сесть за стол переговоров, но продолжили разбирательство, хотя во многом оно уже стало техническим",- считает собеседник "Ъ". Процедурный аргумент о том, что иск должен был подаваться в России, он не считает состоятельным, поясняя, что международные суды часто рассматривают иски граждан к своим странам, это "сложившаяся практика". Руководствоваться решениями ЕСПЧ, добавляет юрист, суд также не был обязан, хотя и мог принять их к сведению. В то же время, добавляет управляющий партнер адвокатского бюро "Дмитрий Матвеев и партнеры" Дмитрий Матвеев, западные страны относятся к "делу ЮКОСа" сильно политизированно, что явно стало одним из серьезных факторов для решения суда. КОСМОС ГОТОВ К ПЕРЕХОДУ НА ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПОДГОТОВЛЕН ПЛАН ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ УКРАИНСКИХ ПОСТАВЩИКОВ План по замещению импорта украинской продукции оборонно-промышленного комплекса (ОПК) сегодня представят президенту Владимиру Путину. Как выяснил "Ъ", для устранения зависимости от украинских комплектующих российской космической отрасли понадобится от одного года до двух лет. А переход на использование в космической промышленности только отечественной электронно-компонентной базы может потребовать не менее пяти лет. Об этом говорится в докладе заместителя главы Роскосмоса Анатолия Шилова, переданном главе Минпромторга Денису Мантурову. Как сообщили "Ъ" в Кремле, сегодня президент проведет в Ново-Огарево совещание об импортозамещении в ОПК. Оно планировалось на 9 июля, но по техническим причинам было отложено. Сегодня члены правительства представят Владимиру Путину план по компенсации последствий от разрыва кооперации с предприятиями украинского ОПК. Как заявлял вице-премьер Дмитрий Рогозин, этот документ уже одобрен Белым домом (см. "Ъ" от 22 июля). О его подготовке господин Рогозин сообщил 16 июня, когда президент Украины Петр Порошенко запретил любое сотрудничество с Россией в сфере ОПК. А на этой неделе военное эмбарго в отношении РФ и запрет на поставки ей продукции двойного назначения может ввести Евросоюз (см. "Ъ" от 25 июля). Как уже подсчитали в Роскосмосе, для компенсации последствий от разрыва кооперации с Украиной и локализации производства в РФ до 2018 года потребуется около 33 млрд руб. До выделения средств ведомство готово экономить на менее приоритетных программах. О наиболее проблемных вопросах импортозамещения в отрасли говорится в докладе заместителя руководителя Роскосмоса Анатолия Шилова, переданном министру промышленности и торговли Денису Мантурову (имеется в распоряжении "Ъ"). Как уточнил высокопоставленный источник "Ъ" в космическом ведомстве, материалы были направлены 27 июня для формирования тезисов доклада Дмитрия Рогозина, который готовился к проведению военно-промышленной конференции. Чтобы Россия не зависела от комплектующих изделий и приборов украинского производства, в том числе в части пилотируемой программы, сообщил господин Шилов, необходимо провести ряд мероприятий в рамках Федеральной космической программы (ФКП) на сумму 925,5 млн руб. (300 млн руб. в 2014 году), а также выделить в рамках целевой программы (ФЦП) "Развитие ОПК РФ до 2020 года" 1,4 млрд руб. (150 млн руб. в этом году). "При этом обеспечивается перевод изготовления бортовых систем и приборов, соединителей, отдельных элементов пневмогидравлических систем пилотируемых и транспортных кораблей, ракет-носителей и разгонных блоков на отечественные предприятия",- сообщил заместитель главы Роскосмоса, добавив, что нужна доработка конструкторской и технологической документации. В части замещения сырья и материалов картина вырисовывается менее радужная. В письме Анатолий Шилов указывает, что импортируется 206 наименований продукции,- только для 58 типов продукции есть российские аналоги. 22 планируется включить в новую ФЦП "Разработка, восстановление и организация производства стратегических дефицитных и импортозамещающих материалов и малотоннажной химии для вооружения, военной и специальной техники на 2016-2020 годы" (это оценивается в 2,476 млрд руб.), а по 21 типу аналоги разрабатываются в рамках действующей ФЦП. Вместе с тем чиновник Роскосмоса фактически признал, что по трем групповым позициям (углеродные волокна, проводящие и диэлектрические пасты, нитрид бора) сложилась критическая ситуация, а по 102 наименованиям импортной продукции порядок замены вообще не определен. Господин Шилов подсчитал объем средств на поиск и разработку аналогов - около 5 млрд руб., которые он предлагает выделить из разрабатываемой сейчас ФЦП на 2015-2016 годы. Всего для устранения зависимости от украинской оборонки в части сырья и материалов потребуется выделить из действующих ФЦП и включить в будущие около 9 млрд руб. Не лучше положение и с электронно-компонентной базой (ЭКБ). Если использование украинских комплектующих будет прекращено в ближайшие год-два, то переход на отечественную ЭКБ может потребовать не менее пяти лет, поскольку его разработка должна вестись с учетом всех прогнозируемых тенденций развития электронных компонентов, сообщил господин Шилов. Заместитель главы Роскосмоса настаивает на необходимости "принять решение о создании полноценного отечественного функционально полного комплекта стойкой к длительному (до 10-15 лет) воздействию поражающих факторов космического пространства ЭКБ" для всех типов космических аппаратов, ракет-носителей, орбитальных и долговременных станций, а также оборудования для лунной базы. "Начиная с 2020 года разработку всех образцов ракетно-космической техники целесообразно осуществлять с применением отечественного комплекта ЭКБ",- считает он. Оценить стоимость и время разработки аналогов ЭКБ чиновник предложил с помощью научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) в рамках ФКП до 2015 года. В 2015 году предполагается провести защиту системного проекта, идеи по реализации которого должны быть внесены в целевую программу по развитию ОПК РФ до 2020 года. Стоимость НИОКР по разработке системного проекта господин Шилов оценил в 1,36 млрд руб., причем в 2014 году он просит выделить 225 млн руб. Разработка радиационно стойкой ЭКБ и технологий ее изготовления оценивается в 20,45 млрд руб. (2,75 млрд руб. в 2014 году). "Реализацию мероприятий по импортозамещению представляется целесообразным проводить в рамках уже существующих ФЦП с соответствующей их корректировкой и выделением дополнительных средств из бюджета на создание радиационно стойкой ЭКБ",- резюмировал господин Шилов. В его письме главе Минпромторга подтверждена примерная стоимость импортозамещения в космической отрасли - 33 млрд руб. ("Ъ" писал об этом 22 июля). "РОСТЕЛЕКОМ" НЕ ПУСКАЮТ К ВЛАСТИ ОПЕРАТОРЫ И ЧИНОВНИКИ СПОРЯТ О СТАТУСЕ КОМПАНИИ Конкуренты "Ростелекома" выступили против предложения Минкомсвязи сделать его единственным интернет-провайдером для государственных органов. Если доверить этот статус "Ростелекому", который уже является оператором "Электронного правительства", экономия бюджетных средств на оплате услуг провайдера составит 2,4 млрд руб., или до 10%, считает министерство. Но операторы настаивают, что при открытом конкурсе экономия может достигать 70% от стоимости контракта. Предложение Минкомсвязи сделать "Ростелеком" единственным поставщиком интернет-услуг для госорганов обсуждалось на прошлой неделе на совещании в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и было раскритиковано его участниками, рассказали "Ъ" несколько участников заседания. Этот вопрос поднимался в рамках обсуждения создания единой сети передачи данных (ЕСПД), уточняет один из них. В рамках ЕСПД в 2015-2016 годах в этой сети планируется подключить все федеральные органы исполнительной власти. Проект постановления правительства, который позволит присвоить "Ростелекому" подобный статус, сейчас находится на межведомственном согласовании. "В Минкомсвязи считают, что статус единственного поставщика упростит жизнь госорганов, которые испытывают неудобства при переходе с одного на другого оператора. Также это позволит сэкономить до 10%, или около 2,4 млрд руб. бюджетных средств, в период 2015-2017 годов - при установке тарифа предлагается взять за основу цены 2013 года минус 10%. Наконец, это повысит информационную безопасность",- перечисляет аргументы министерства один из участников совещания. В ФАС не стали комментировать итоги встречи, но собеседники "Ъ" настаивают, что антимонопольная служба не поддержала предложение Минкомсвязи, поскольку "из-под рыночного регулирования предлагается вывести целый сегмент закона "О госзакупках"". Также представитель антимонопольного ведомства обратил внимание на то, что благодаря конкуренции операторов за отдельные госконтракты его стоимость может быть снижена на 30-40%, а информационная безопасность может быть обеспечена любым оператором, если будет создана соответствующая система требований и стандартов. В Минкомсвязи настаивают, что не предлагают сделать "Ростелеком" единственным исполнителем по ЕСПД. "Компания уже является таковой, как единственный исполнитель по системе электронного правительства. ЕСПД - часть этой системы, нет смысла создавать параллельную сеть передачи данных",- поясняет представитель министерства. Он не согласен, что нарушаются принципы конкуренции: документ после доработки предполагает, что подключение к ЕСПД будет добровольным, то есть ведомство при желании может провести конкурс и выбрать альтернативного оператора. В МТС считают, что создание ЕСПД в рамках единственного поставщика противоречит законодательству о госзакупках и закону "О защите конкуренции". "Тезис об ожидаемой экономии бюджетных средств в размере 10% не вполне состоятелен, многочисленные примеры показывают, что госзакупки на принципах конкуренции позволяют достичь гораздо большей экономии и снизить итоговую цену контракта на 15-70%",- говорит представитель МТС Алексей Меркутов. Директор по связям с госорганами "МегаФона" Дмитрий Петров уверен, что для обеспечения информационной безопасности необходимо использовать сети нескольких операторов, "чтобы гарантировать резервирование сетей". Конкуренция позволит не только снизить цену контракта, но и повысить качество услуг, добавляют в "Вымпелкоме". По оценке "Транстелекома" (ТТК), объем рынка магистральных услуг связи госорганам, в контексте которого обсуждается создание ЕСПД, составляет порядка 15 млрд руб. "Монополизация сегмента обеспечит оператору ЕСПД гарантированный доход, за счет которого он сможет субсидировать оказание услуг в других сегментах, создавая угрозу конкуренции на всем рынке связи",- считает вице-президент по корпоративным коммуникациям ТТК Татьяна Семенова. "Если будет принято решение государства о привлечении "Ростелекома" к реализации проекта, мы готовы. Это логичное продолжение того, что "Ростелеком" уже делает как единый оператор по обеспечению инфраструктуры электронного правительства, включая систему межведомственного электронного взаимодействия",- отмечает представитель "Ростелекома". ГОСУДАРСТВО РАЗЛИВАЕТ МОНОПОЛИЮ "РОССПИРТПРОМ" СТАНОВИТСЯ ЛИДЕРОМ ПО ПРОИЗВОДСТВУ СПИРТА "Росспиртпром" становится основным производителем спирта в стране. В рамках сделки, сумма которой может достигать 11 млрд руб., госхолдинг покупает восемь спиртовых предприятий, увеличивая долю на рынке с нынешних 10% до примерно трети. По мнению экспертов, это шаг на пути к возможному введению госмонополии на спирт. ФАС одобрила ряд ходатайств, в результате которых ООО "Объединенные спиртовые заводы" (ОСЗ), единственным владельцем которого является "Росспиртпром", должно получить контрольные пакеты акций (99,99%) восьми спиртовых предприятий. Это тульские "Эталон", "Абсолют" и "Зернопродукт", осетинское ДДД, "КурскПродукт", кабардино-балкарские "Престиж" и "Премиум", новосибирское "Ерофеев". Источник в ОСЗ (см. справку о компании на www.kommersant.ru) сообщил "Ъ", что переговоры о продаже предприятий государству начались в прошлом году, после оценки результатов работы ОСЗ: "До этого в течение пяти лет была проведена их консолидация, в результате которой все заводы, участвующие в сделке, на сегодняшний день принадлежат одному юридическому лицу - кипрской Ilmaren Trading Ltd". Объединение источник объясняет рыночной необходимостью - на рынке спирта тогда было значительное количество участников, постоянный демпинг со стороны ряда предприятий и большое количество нелегального спирта, доля которого в 2012 году достигала 25% от рыночной. Бенефициаром Ilmaren Trading, по словам собеседника "Ъ", является владелец инвестиционной компании "Парити Капитал" Валерий Яковлев. По данным "СПАРК-Интерфакс", Ilmaren Trading действительно владеет контрольными пакетами большинства перечисленных заводов. Представитель "Парити Капитал" подтвердил информацию о проработке сделки, но от других комментариев воздержался. Председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров оценивает приобретаемые "Росспиртпромом" заводы в сумму от 8 млрд до 11 млрд руб. "При оценке в учет берется не только оборудование, но и действующие контракты заводов на поставку спирта и сырьевая база",- пояснил он. В ОСЗ говорят, что финансироваться сделка будет целиком за счет кредитных средств: переговоры с банками на этот счет уже ведутся (с какими именно, в ОСЗ не уточнили). Что касается господина Яковлева, то он, вероятно, направит вырученные средства на развитие своих новых проектов: его "Парити Капитал" владеет 70% в ООО "Улыбкино", которое запускает интернет-магазин детских товаров "Мамагазин" (см. "Ъ" от 15 июля). Как следует из данных Росстата, спиртовые предприятия "Росспиртпрома" в прошлом году выпустили 6 млн дал спирта. В свою очередь, заводы, которые госхолдинг собирается приобрести, произвели 16,3 млн дал спирта. Общий объем выпуска спирта в России в 2013 году составил 59,3 млн дал (спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья, технический синтетический и технический гидролизный). Таким образом, в результате сделки "Росспиртпром" станет крупнейшим производителем спирта, его доля вырастет с 10% до примерно 33%. О готовящейся сделке также известно председателю совета директоров Алкогольной сибирской группы (водка "Пять озер") Андрею Стрельцу: несколько из приобретаемых "Росспиртпромом" заводов являются поставщиками спирта для водочного предприятия компании. "Эти заводы и так занимали основную долю на рынке спирта, и мы не ожидаем, что смена собственника что-то поменяет для нас в худшую сторону",- говорит господин Стрелец. Положительным эффектом от сделки, считает он, может быть то, что государство, став основным производителем спирта в стране, будет прилагать больше усилий для борьбы с заводами, которые выпускают его нелегально. Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз уверен, что в рамках ОСЗ государство решило претворить в жизнь давнюю мечту ряда российских политиков о госмонополии на спирт. "Не думаю, что, сосредоточив в своих руках треть спиртового рынка, государство на этом остановится. Скорее всего, о госмонополии на спирт будет объявлено уже в 2015-2016 годах",- прогнозирует он. Источник в ОСЗ, впрочем, утверждает, что о госмопонолии ему ничего не известно и готовящаяся сделка к ней отношения не имеет. Разговоры о монополии возникают регулярно, отмечает собеседник "Ъ", и когда создавался "Росспиртпром" и когда он акционировался, и когда создавались ОСЗ. ПРИБЫЛЬ ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ УКРАИНСКИЙ БИЗНЕС РОССИЙСКИХ БАНКОВ ТЕРЯЕТ ДОХОДНОСТЬ Конфликт между Москвой и Киевом отразился на украинском бизнесе крупнейших дочерних структур российских банков. ВТБ на Украине стал убыточным, Сбербанк и Альфа-банк столкнулись с кратным падением прибыли и оттоком клиентских средств. Но все игроки пока планируют продолжать работать в стране. Украинские банки опубликовали отчетность за первое полугодие по требованиям Нацбанка Украины (НБУ). Для местных дочерних структур крупных российских банков второй квартал оказался откровенно неудачным. Так, украинский ВТБ получил убыток в размере 229,3 млн гривен против чистой прибыли за тот же период 2013 года в 160,2 млн гривен. Чистая прибыль Сбербанка сократилась в десять раз: 11,9 млн против 124,4 млн гривен. Чуть лучше ситуация у Альфа-банка (формально не являясь дочерним российскому Альфа-банку, входит в одну с ним группу): его чистая прибыль сократилась с 4 млн до 1,5 млн гривен. Единственной дочерней структурой крупных российских банков, улучшившей результат, стал подконтрольный ВЭБу Проминвестбанк. Его чистая прибыль за квартал составила 325 млн гривен (против 2,67 млрд гривен убытка во втором квартале 2013 года). Впрочем, это улучшение нельзя назвать рыночным. В связи с существенными убытками по кредитам, выданным предыдущим менеджментом под контролем других владельцев, Проминвестбанк получал помощь ВЭБа. Если же сравнивать второй квартал с первым (когда банк показал чистую прибыль в 549,5 млн гривен), и у него заметно ослабление финансового результата. Как следует из официальных комментариев к отчетам, причиной ухудшения стала необходимость увеличения отчислений в резервы на фоне ухудшения качества обслуживания долгов. Так, у ВТБ во втором квартале отчисления в резервы под обесценение обычных и межбанковских кредитов составили 1,26 млрд гривен против роспуска резервов на 807 млн гривен в первом квартале, у Сбербанка - 801,58 млн гривен, что на 26,6% больше, чем в первом квартале, у Альфа-банка - 1,1 млрд гривен за квартал (рост по сравнению на 47,8%). У Проминвестбанка отчисления в резервы составили 73,9 млн гривен, в то время как в первом квартале он восстановил резервы на 298,8 млн гривен. "Рост расходов связан с непростой экономической и политической ситуацией в стране, которая отразилась на возможности заемщиков обслуживать свои долги",- говорится в сообщении украинского Альфа-банка. Прямое влияние на резервирование оказывают уход украинских банков из Крыма и военные действия на Востоке Украины, указал банк. Еще одним общим трендом стал рост заимствований от материнских структур на фоне оттока клиентских средств. Так, у Сбербанка рост обязательств перед банками во втором квартале составил 17%, а их объем к 1 июля увеличился до 20,4 млрд руб., у ВТБ этот показатель за квартал вырос на 23,3%, до 15,98 млрд руб., у Альфа-банка - на 13,2%, до 5,4 млрд гривен, у Проминвестбанка - на 6,2%, до 25,5 млрд гривен. В отчетности не указано, откуда пришли средства. "В основном это фондирование от головных российских банков или групп, в которые входят украинские банки",- говорит источник "Ъ" в одном из российских госбанков. Таким образом, украинские "дочки" пытаются отчасти компенсировать отток клиентских средств. У Сбербанка их объем уменьшился за квартал на 19,27%, до 15,8 млрд гривен, у ВТБ - на 11,4%, до 8,23 млрд гривен, у Альфа-банка - на 7,1%, до 16,8 млрд гривен. Единственным исключением стал Проминвестбанк, показавший рост клиентских средств на 8,1%, до 15,073 млрд руб. "Результат отчасти можно объяснить тем, что этот банк меньше ассоциируется с российской материнской структурой, поскольку носит не связанное с ней название, кроме того, он изначально был украинским (ВЭБ купил банк в 2009 году)",- полагают в одном из российских банков, представленных на Украине. Между тем, несмотря на сложности, головные структуры перечисленных украинских банков не готовы отказываться бизнеса в стране. "Украина остается прибыльным рынком. Мы продолжим активно использовать рыночные возможности для роста",- заверил главный управляющий директор Альфа-банка Украина Рушан Хвесюк. О намерении продолжить работу на Украине сообщили "Ъ" и источники в остальных банках. От официальных комментариев там отказались. Но по итогам полугодия все четыре банка действительно остаются прибыльными. ЭНЕРГЕТИКИ НАЧАЛИ РАСПЛАЧИВАТЬСЯ ЗА КРЫМ ЗАЙМЫ ГОСКОМПАНИЙ ЗАМЕНЯТ ПОМОЩЬ ИЗ БЮДЖЕТА Государственные энергокомпании начали субсидировать крымскую энергетику: МОЭСК выдала заем на 1,3 млрд руб. Центру осуществления расчетов (ЦОР), принадлежащему "Интер РАО". Эта структура должна расплачиваться с Украиной за поставленную в Крым электроэнергию. Заем выдается ЦОРу до получения субсидий, которые государство обещало предоставить для поддержания низких цен на электроэнергию в Крыму. Но когда Крым получит помощь бюджета, по-прежнему не ясно. Московская объединенная электросетевая компания (МОЭСК, входит в "Россети") предоставила заем в размере 1,29 млрд руб. дочерней структуре "Интер РАО" - Центру осуществления расчетов (ЦОР), являющемуся оператором закупки украинской электроэнергии для Крыма. Заем дается под 14% и должен быть погашен до 31 декабря, он пойдет на покрытие кассового разрыва, связанного с необходимостью оплаты поставок с Украины "до момента получения субсидий". Средства МОЭСК предоставляет по поручению замминистра энергетики Вячеслава Кравченко. В Минэнерго, "Интер РАО" и МОЭСК отказались от комментариев. Источник, близкий к МОЭСК, сообщил "Ъ", что заем - экономически обоснованное решение: "Проценты по нашим кредитам не превышают 9%, а мы даем под 14%". Другой источник "Ъ" рассказал, что полномочия, выданные ЦОРу советом директоров "Интер РАО", позволяют обращаться за деньгами в любую организацию, а в МОЭСК заем обошелся дешевле. В то же время, Игорь Гончаров из БКС отмечает, что выдача энергокомпаниями, не входящими в одну группу, займов друг другу не является распространенным явлением. ЦОР назначен единым закупщиком электроэнергии с Украины для Крыма в июне. Он же возьмет на себя функции агента по сбору платежей и закупке энергии у крымской генерации. Как объясняли "Ъ" источники, знакомые с принципом работы ЦОРа, он не становится контрагентом "Укринтерэнерго" (оператор поставки в Крым с украинской стороны): энергию закупает "ДТЭК Крымэнерго", а ЦОР приобретает ее у него. Прямым коммерческим отношениям здесь мешает украинский закон об оккупированных территориях. Сумма кредита по масштабам закупочных нужд невелика. Среднемесячный объем энергопотребления в Крыму - 462 млн кВтoч. С 1 июня Украина ввела до конца года новую цену на электроэнергию для Крыма, ее уровень не раскрывался. Источники "Ъ" в госорганах говорят, что это около 3,42 руб. за 1 кВтoч, но источники на рынке, знакомые с ситуацией, опровергают эту цифру. Но в любом случае цена должна покрывать среднюю для оптового рынка Украины с незначительной маржой, объяснял "Forbes-Украина" и. о. главы "Укринтерэнерго" Владимир Зиневич, это близко к 1 гривне, или 3 руб., за 1 кВтoч. При таком уровне цен займа хватит на месяц закупок. На базе ЦОРа планировалось создать и единый финансовый центр получения субсидий на энерготарифы для населения Крыма. Еще в апреле глава Минэнерго Александр Новак в интервью "Ъ" обещал, что тарифы будут сохранены на текущем уровне, а разницу из-за повышения Украиной цен для Крыма компенсирует бюджет региона, которому окажет помощь федеральный бюджет. Объем необходимых субсидий неизвестен. По данным "Укринтерэнерго", переход на коммерческий уровень цен для Крыма позволяет Украине до конца года сэкономить 1,6 млрд гривен прежних дотаций, выплачивавшихся до вхождения полуострова в РФ (4,8 млрд руб.). На население, исходя из уровня его энергопотребления (порядка 2,5 млрд кВтoч в год) и текущей цены 1,5 руб. за 1 кВтoч, за семь месяцев должно прийтись более 2 млрд руб. субсидий. Понадобятся ли ЦОРу дополнительные средства, в "Интер РАО" не поясняют. В других опрошенных "Ъ" энергокомпаниях говорят, что о просьбе Минэнерго предоставить ЦОРу деньги не слышали.

Дайджест газеты "Коммерсант" от 28 июля 2014 года (часть II)
2014-07-28 08:53 "AK&M" от 28.07.2014
Дайджест газеты "Коммерсант" от 28 июля 2014 года (часть II) VISA ПОСТАВИЛА ОЦЕНКУ ПОДСЧИТАНЫ ПОТЕРИ ОТ РЕФОРМЫ РОССИЙСКОГО ПЛАТЕЖНОГО РЫНКА Реформа платежного рынка, затеянная российскими властями после отключения ряда банков от международных платежных систем на фоне американских санкций, получила первые официальные количественные оценки. В $50 млн оценила Visa свои потери от перехода на процессинг российских партнеров. Это десятая часть ее прибыли в России. Такие расходы международным платежным системам вполне по силам, считают эксперты. В четверг ночью в ходе конференц-колла, посвященного результатам Visa за апрель-июнь, стали известны первые официальные оценки того, как повлияет на бизнес международной платежной системы (МПС) переход в России на процессинг локальных игроков. "Потери составят около $50 млн",- приводятся в стенограмме слова финансового директора Visa Байрона Поллита. Ранее Morgan Stanley оценивал чистую выручку Visa в России в 3-4% от совокупной выручки глобальной Visa. По данным отчета Visa за 2013 год, она составила $11,7 млрд Таким образом, на российское подразделение приходилось порядка $350-470 млн (см. "Ъ" от 15 мая). Сопоставление цифр показывает, что реформа российского платежного рынка после американских санкций будет стоить Visa около 10-14% прибыли, зарабатываемой в России. МПС MasterCard оценок возможных потерь пока не давала. Ее выручка за 2013 год, по подсчетам "Ъ", исходя из годового отчета,- порядка $160 млн. Сколько MasterCard зарабатывает именно на процессинге, не раскрывается. "По экспертным оценкам, с учетом долей Visa и MasterCard можно предположить, что выпадающие доходы MasterCard составят около $37 млн",- говорит источник "Ъ" на платежном рынке, знакомый с ситуацией. Конечно, это потери, продолжает собеседник "Ъ", но есть ряд значимых комиссий (например, минимальная плата за участие, в том числе плата за использование бренда МПС). "У МПС останется комиссия за развитие рынка, которая взимается за операции в "чужих" банкоматах и POS-терминалах и существенно больше, чем процессинговые комиссии",- говорит предправления банка "Авангард" Валерий Торхов. Риск потерять часть и этих доходов может возникнуть с построением полноценно функционирующей национальной платежной системы (НПС). "Потеря комиссии за развитие рынка может произойти, когда внутри страны карты будут приниматься не как карты Visa или MasterCard, а как карты НПС, даже если на одной карте помимо бренда НПС будет Visa или MasterCard",- полагает господин Торхов. Дело в том, что именно банк решает, в каком центре обработки операций ему выгоднее их проводить. "Логично предположить, что российским банкам будет выгоднее направлять внутренние операции в НПС",- заключает он. Тем более что, по обещаниям властей, тарифы на ее услуги будут ниже для банков, чем на услуги МПС. Впрочем, создать НПС мало, надо сделать так, чтобы она не сбоила и была удобной, и тут конкурировать с Visa и MasterCard НПС непросто, считают участники рынка. И даже без учета этого фактора на наращивание доли на рынке НПС нужно время. За этот период МПС, скорее всего, успеют построить в России процессинг - после чего не только прекратят терять часть прибыли, но и могут частично вернуть упущенное. В ходе конференс-колла Visa планы по построению процессинга в России подтвердила. "Дополнительные санкции не заставили нас свернуть бизнес с новыми клиентами,- приводятся в стенограмме конференц-колла слова CEO Visa Чарли Шарфа.- Мы по-прежнему сосредоточены на развитии внутреннего процессинга". По экспертным оценкам, строительство процессингового центра может обойтисьVisa еще в $50 млн. БАНКИ ПОСТАВИЛИ ПЕРЕД РИСКАМИ КОНТРОЛЬ ЗА НИМИ СТАНЕТ ТОТАЛЬНЫМ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ЦБ приступил к реализации новых полномочий по детальному контролю не только за кредитными, но и за прочими рисками банков и банковских групп. Теперь он дает не рекомендации, а указания, и проверив их исполнение, может потребовать исправления ситуации. На адаптацию у крупных игроков - полтора года, у остальных - два с половиной. В конце прошлой недели на сайте Банка России был опубликован проект указания "О требованиях к системам управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы". Он требует от банков и банковских групп разработки ВПОДК (комплекса внутренних процедур оценки достаточности капитала для принимаемых банком и группой рисков), методологии выявления и оценки этих рисков, создания службы управления ими. Нечто похожее существует с 2011 года для российских банков на уровне рекомендаций ЦБ для крупнейших игроков. Теперь эти подходы будут обязательны для выполнения. Такая схема соответствует "Базелю-2". Она рекомендует банкам иметь процедуры оценки и контроля за всеми видами рисков, а регуляторам - оценивать адекватность этих процедур. Ранее права издать соответствующий нормативный акт у ЦБ не было, оно появилось благодаря недавним поправкам к законодательству. На расширении сферы контроля за банковскими рисками ЦБ настаивает уже давно. Об этом еще в 2011 году говорил тогда директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ, а ныне первый зампред ЦБ Алексей Симановский. "Оценивая профиль, уровень рисков и качество управления ими, регулятор должен иметь полномочия по влиянию на ситуацию, и если приходит к заключению о том, что достаточность капитала у банка относительно профиля рисков и качества управления ими низковата, то должен иметь право потребовать поднять уровень достаточности капитала",- пояснял он весной 2011 года. Сейчас в нормативных актах ЦБ подробно и жестко регламентирована в основном лишь процедура оценки кредитного риска. Согласно проекту указания ЦБ, банки должны выработать лимиты по всем значимым рискам, в том числе в разбивке по операциям, структурным подразделениям, а для групп - включая их небанковских участников. Необходимо также определить текущую потребность в капитале, распределение капитала по видам рисков и направлениям деятельности, и главное - все это постоянно контролировать. Реализовать изменения системно значимые игроки должны к 2016 году, остальные банки - к 2017 году. Сейчас управление рисками в каждом банке реализуется по-разному, и, по словам участников рынка, во многом зависит от позиции акционеров. "Для системно значимых игроков переход на новые стандарты не должен быть затруднительным, так как уровень риск-менеджмента у них и так на высоком уровне",- считает финансовый директор банка "Траст" Евгений Ромаков. "Газпромбанк давно выполняет большинство рекомендаций ЦБ на этот счет,- подтверждает первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова.- Принципиальных изменений системы и процедур не потребуется. Мы уверены, что сможем завершить внедрение некоторых оставшихся формальных требований в срок". Но для большинства игроков переход будет непростым, начиная с формальностей (документооборота) и заканчивая контролем за рисками по существу, считает собеседник "Ъ" в банке из топ-10. По словам зампреда правления ФК "Открытие" Анатолия Предтеченского, "от небольших и средних банков, где риск-менеджмент часто носит формальный характер, это потребует гораздо больших затрат, в частности, на персонал и инфраструктуру". Другой непростой вопрос - распределение капитала на покрытие рисков. В большинстве банков такой методологии нет, и на ее разработку могут уйти годы с учетом тестирования, отмечает банкир. По его мнению, инициатива ЦБ будет способствовать росту спроса среди банков на консалтинговые услуги. "А учитывая, что компаний, имеющих опыт в этой области, немного,- и росту цен на такие консультации",- добавляет другой собеседник "Ъ" в банке из топ-30. Есть и объективные препятствия к выполнению требований ЦБ. "Основная проблема, с которой могут столкнуться небольшие банки,- это отсутствие достаточного количества и глубины статистических данных для выработки методологии, которую требует регулятор",- считает зампред правления СДМ-банка Сергей Козлов. Впрочем, проверить выполнение требований всеми банками вряд ли возможно. Поэтому многие могут отнестись к указанию ЦБ формально, считает господин Ромаков. Пока среди более десяти опрошенных "Ъ" банкиров, в том числе в банках топ-100, подавляющее большинство вообще не знали об инициативе ЦБ и лишь несколько человек "читали документ по диагонали". ВЛАДИМИР ПОЛИН МЕНЯЕТ АЛЮМИНИЙ НА ЗОЛОТО ТОП-МЕНЕДЖЕР "РУСАЛА" И EN+ УХОДИТ В POLYUS GOLD Как стало известно "Ъ", в ОАО "Полюс Золото", объединяющем производственные активы Polyus Gold Сулеймана Керимова, создается новая должность исполнительного директора. Ее займет Владимир Полин, в 2010-2013 годах возглавлявший прибыльный восточный дивизион "Русала". Но найти постоянного гендиректора для всей группы Polyus пока так и не смогла. Бывший топ-менеджер "Русала" и En+ Олега Дерипаски Владимир Полин в ближайшее время будет назначен на должность исполнительного директора ОАО "Полюс Золото" (объединяет производственные активы Polyus Gold Сулеймана Керимова). Об этом рассказали источники "Ъ", близкие к En+ и Polyus Gold, и подтвердили их представители. В Polyus пояснили, что господин Полин будет курировать операционные подразделения корпоративного центра и бизнес-единиц (производство, инжиниринг, энергетика, закупки, логистика). Должность исполнительного директора создается с 4 августа, а подчиняться топ-менеджер будет гендиректору ОАО "Полюс Золото" Федору Кирсанову. Владимир Полин воздержался от комментариев до официального назначения. При этом новая должность может создать сложности в управлении холдингом: с 2011 года производственные вопросы в головной Polyus Gold курирует операционный директор Джеймс Ньювенхейс, работавший ранее в DeBeers, Bateman Minerals & Metals и SNC-Lavalin. Функционал господ Полина и Ньювенхейса будет пересекаться, признают в Polyus, но, как будут разделены их полномочия, не поясняют. Владимир Полин пришел в En+ на пост исполнительного директора лишь в ноябре 2013 года, до этого он три года возглавлял восточный дивизион "Русала", в который входят наиболее эффективные заводы. До этого он около десяти лет работал в "Мечеле" (в частности, в 2006-2010 годах был старшим вице-президентом и гендиректором ООО "УК "Мечел""). В En+ господин Полин отвечал за повышение эффективности компаний группы, курировал инвестпроекты и внедрение производственной системы, уточнили в группе. Топ-менеджер покинул En+ 14 июля. При этом Polyus Gold по-прежнему не может решить ключевой кадровый вопрос: с ноября 2013 года после ухода Германа Пихои пост гендиректора головной Polyus Gold временно занимает председатель совета директоров Nafta Moskva Сулеймана Керимова Павел Грачев. Источники "Ъ", знакомые с ситуацией, признают, что поиск постоянного гендиректора затянулся, но отмечают, что господин Грачев "пристально вникает во все вопросы", а менеджмент компании позволяет ей "нормально функционировать". Олег Петропавловский из БКС считает назначение Владимира Полина очередным этапом реорганизации менеджмента Polyus, которая нацелена на снижение затрат (после продажи ОНЭКСИМом Михаила Прохорова своего пакета в Polyus в феврале 2013 года менеджмент полностью сменился). По прогнозам БКС, средняя себестоимость производства золота у компании в 2014 году может составить $660 на унцию против $707 в 2013 году, а денежный поток будет положительным на уровне $100 млн. Господину Полину придется курировать и сложнейший инвестпроект Polyus - создание производства на Наталкинском золоторудном месторождении в Магадане (запасы - 31,6 млн унций), указывает аналитик. Этот проект с упорными рудами и низким содержанием золота (в среднем - 1,6 г на тонну) оценивается в сумму не менее $1,7 млрд, его запуск неоднократно переносился, сейчас он запланирован на август 2015 года. ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОШЛО В ПОЛОЖЕНИЕ РЖД МОНОПОЛИЯ ПОЛУЧИТ ПОДДЕРЖКУ Белый дом определился с мерами поддержки ОАО РЖД, ожидавшего многомиллиардных убытков в 2014-2015 годах. Монополия получит почти все послабления, о которых просила: новые тарифные и налоговые льготы, компенсацию выпадающих доходов за пригородные перевозки. При этом от ОАО РЖД не будут жестко требовать оптимизации затрат, экономить компании придется только на зарплатах сотрудников. В пятницу стало известно, что правительство одобрило план мероприятий по обеспечению безубыточной деятельности ОАО РЖД в 2014-2015 годах. По информации "Ъ", документ был подписан еще 22 июля вице-премьером Аркадием Дворковичем и содержит ряд поручений для профильных министерств, ОАО РЖД, ФСТ и регионов. Подготовить документ 25 июня поручил президент Владимир Путин по итогам совещания с правительством. В ОАО РЖД не стали комментировать план, но источник "Ъ" в монополии отметил, что правительство учло "почти все предложения". В целом план, по сути, повторяет предложения Минтранса (там подтвердили, что документ основывается на тезисах министерства) и содержит три вида мер поддержки. Во-первых, ОАО РЖД должно получить тарифные и налоговые льготы. Речь идет об изменении тарифов на некоторые грузы в рамках ценового коридора (ОАО РЖД вправе менять тарифы в пределах от -12,8% до +13,4%), что, например, только в 2015 году должно дополнительно принести монополии 17 млрд руб., а также об индексации тарифов на все грузоперевозки в 2015 году на уровне до 10% (решение будет принято до декабря). ОАО РЖД просило индексацию выше исходно запланированных правительством 6%, грозя завершить 2015 год с убытком в 100 млрд руб. Против этой идеи выступали Минэкономики и грузоотправители, например металлурги. Также в 2015 году планируется зафиксировать нулевую ставку НДС в пригородном сообщении и направить акцизы, включенные в цену закупаемого ОАО РЖД дизтоплива, на развитие железнодорожной инфраструктуры. Эффект от этих мер оценивается в 6,3 млрд руб. Еще до 45 млрд руб. монополия может получить в качестве прямых субсидий на капремонт путей. Вторая часть предложений включает в себя компенсацию монополии убытков за пригородные перевозки: 25 млрд руб. ежегодно из бюджета за льготное использование инфраструктуры (это должно дать 8,8 млрд руб.) и погашение образовавшейся задолженности, а также возмещение регионами выпадающих доходов за перевозку пассажиров по заниженным тарифам. Третья категория включает в себя меры по повышению эффективности самого ОАО РЖД, но жестких обязательств со стороны монополии нет. В них говорится лишь "об определении путей повышения клиентоориентированности для увеличения грузоперевозок" и "разработке системы ключевых показателей эффективности (KPI) работы компании и ее руководства". Единственное, в чем при этом правительство решило ограничить ОАО РЖД,- это рост зарплат его сотрудников. Соответствующие предложения должны быть подготовлены к 16 сентября. Источник "Ъ", близкий к монополии, утверждает, что этого пункта не было в предложениях ОАО РЖД и Минтранса. Впервые отказаться от индексации зарплат сотрудников ОАО РЖД предложил осенью 2013 года министр экономики Алексей Улюкаев. Это была ответная мера на заморозку тарифов госмонополий, которая позволила бы компании сократить объем расходов. В итоге ОАО РЖД отказалось от этой идеи. Еще в 2013 году правительство предлагало куда более жесткие меры по сохранению финансовой устойчивости ОАО РЖД при заморозке тарифов на 2014 год. От монополии требовали сокращения закупочных цен на 10% в год и инвестзатрат на 50 млрд руб. Кроме того, ОАО РЖД было рекомендовано увеличить доходы от перевозки грузов как минимум на 5% и сократить издержки от перевозки убыточных. Однако сейчас о подобной экономии речи не идет. Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров находит принятый план действий по ОАО РЖД "весьма лояльным к монополии", трактуя это как одобрение правительством работы руководства компании. Но сам эксперт уверен, что необходимость внедрения KPI в ОАО РЖД "давно назрела". ЭНЕРГЕТИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ЭТАЛОННОЙ К 2018 ГОДУ ФСТ НАУЧИТ ЭНЕРГОСБЫТЫ ЭКОНОМИТЬ ФСТ намерена к 2018 году перевести энергосбыты на метод "эталонных затрат". Это должно сократить возможности сбытов включать свои расходы в энерготарифы: маржа сбытов будет формироваться по единой методике. Сбытовые компании и регуляторы идею поддерживают: нормирование затрат позволит перейти к долгосрочному тарифному регулированию и облегчит привлечение кредитов для энергосбытов. Регуляторы все же взялись за унификацию расходов энергосбытов, о которой говорят еще с 2012 года. Основные понятия модели так называемого эталонного сбыта ("эталон затрат", "эталонная выручка гарантирующего поставщика") и сроки перехода на новый механизм расчета сбытовой надбавки (регулируемой маржи) обозначены в проекте постановления правительства, опубликованном ФСТ в четверг. Пока сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков (ГП, основной энергосбыт региона) регулируются по методу экономически обоснованных затрат. Переход на регулирование по методу сравнения аналогов нацелен на нормирование расходов ГП. Документ предполагает поэтапный переход к расчету надбавки на основе эталонных затрат с 2015 до 2018 года. В 2015 году будут еще полностью учитываться экономически обоснованные затраты сбыта для расчета необходимой валовой выручки и надбавки, но в 2016 и 2017 годах в тарифе будет учтено только 60% и 30% таких затрат, остальное будет рассчитываться уже по эталону, окончательный переход на эталоны - в 2018 году. Если фактические затраты сбыта будут выше эталонных, разница уже не будет компенсироваться в надбавке, будут учтены лишь безнадежные долги неотключаемых потребителей. Эталонные затраты могут различаться по регионам и устанавливаются раз в три года по каждой из категорий потребителей. Этот механизм избавит конечных потребителей от переплаты за неэффективность ГП, считают в НП "Совет рынка". "Функция сбыта достаточно однородна у различных организаций.- говорят в НП.- Только одни работают эффективно (борются с неплатежами, взыскивают задолженность, сокращают издержки), а другие - нет". В других случаях регуляторы занижают сбытовую надбавку, пытаясь удержать тариф для потребителей, и не учитывают затраты на качественное обслуживание потребителей. Ценообразование по методу эталонного сбыта также позволяет применять долгосрочные модели регулирования. "Эталонный сбыт" сохранит дифференциацию по группам потребителей, обращают внимание в ФСТ: затраты будут учитывать территорию, плотность населения и качество обслуживания. Таким образом, затраты "эталонного сбыта", к примеру, в Калужской области и в Красноярском крае будут различаться, отмечают в ФСТ. Методические указания по расчету надбавки эталонного сбыта еще предстоит разработать. В PwC по заказу "Совета рынка" уже провели анализ международных практик и собрали информацию более чем с 80 организаций. Консультанты выделили 10 основных категорий затрат ГП: фонд оплаты труда, прием платежей, содержание колл-центров, аренда офисов, покрытие безнадежной задолженности и так далее. НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний в целом поддерживает переход на эталонные затраты, говорит предправления НП Наталья Невмержицкая. Метод, в частности, стимулирует снижать расходы и добавит прозрачности в работу ГП, отмечает она. Постепенный переход к новому регулированию обеспечит плавное изменение сбытовых надбавок и позволит компаниям оптимизировать свои бизнес-процессы и структуру расходов, считает она. В "Интер РАО" (его структуры имеют статус ГП в нескольких регионах) отмечают, что компания была одним из инициаторов внедрения эталонных затрат, там готовы полностью перейти на новое регулирование и до 2018 года. Гендиректор сбытового холдинга МРСЭН Юрий Шульгин называет использование сравнительного анализа деятельности ГП для расчета сбытовой надбавки прорывом, но считает, что расчет надбавки должна вести ФСТ на основе данных регионов, чтобы избежать политического влияния на тариф и недобросовестной конкуренции из-за ангажированности местных органов. Сбытам часто не удается правильно спрогнозировать уровень платежей населения, возникают большие кассовые разрывы, а получение кредитов затруднено краткосрочным тарифным регулированием, замечает старший аналитик ФК "Открытие" Сергей Бейден. Он не исключает, что с помощью эталонного сбыта эти проблемы удастся решить. "РЕНОВА" НАШЛА ТИТАН В МОЗАМБИКЕ "Ренова" Виктора Вексельберга продолжает инвестировать в горнодобывающие проекты в Африке. Вслед за марганцевыми мощностями в ЮАР группа может получить месторождения титановых песков и золота в Мозамбике. Группа "Ренова" Виктора Вексельберга "находится на завершающей стадии переговорного процесса по приобретению месторождения "тяжелых песков" - титанового сырья Пебане (провинция Мозамбика.- "Ъ")", сообщил в пятницу "Интерфакс", ссылаясь на справку к прошедшей в Горках встрече Дмитрия Медведева с премьером Мозамбика Алберту Вакиной. Кроме того, согласно документу, у "Реновы" есть три проекта по добыче золота в провинции Маника "в разной стадии проработки". Детали проектов в справке не приводятся, в "Ренове", Минприроды и координационном комитете по экономическому сотрудничеству РФ со странами Африки к югу от Сахары (АфроКом) не смогли предоставить комментарии. В посольстве РФ в Мозамбике не отвечали на звонки и запрос "Ъ". Это не первый проект "Реновы" в Африке. У группы уже есть металлургический бизнес в ЮАР: завод по выпуску марганцевых сплавов и ферросилиция Transalloys мощностью 170 тыс. тонн в год (планируется расширить до 350 тыс. тонн в год) и 49% долей в компании по добыче марганцевой руды United Manganese of Kalahari (UMK; остальные 51% - у местной Majestic Silver Trading). Как рассказывал "Ъ" в марте 2013 года управляющий директор "Реновы" Владимир Кремер, группа хочет инвестировать в расширение Transalloys и UMK $200 млн и готова создать инвестфонд с местными партнерами для инвестиций в добычу благородных металлов, прежде всего золота и платины. МАЧТА ОПЕРАТОРОВ АРКАДИЯ ДВОРКОВИЧА ПРОСЯТ УСКОРИТЬ ДОСТУП К ИНФРАСТРУКТУРЕ СВЯЗИ Депутаты Госдумы просят вице-премьера Аркадия Дворковича ускорить согласование правительственных постановлений, которые существенно упростят операторам доступ к инфраструктуре связи. Из-за того что, например, антенно-мачтовые сооружения относятся сейчас к объектам капитального строительства, операторы вынуждены собирать для них пакет разрешительной документации, аналогичный предназначенному для строителей многоквартирных жилых домов. В распоряжении "Ъ" оказалось письмо первого зампреда комитета Госдумы по информтехнологиям и связи Вадима Деньгина вице-премьеру Аркадию Дворковичу. В нем господин Деньгин, автор недавно принятого закона, согласно которому данные российских интернет-пользователей должны храниться на территории России, просит принять меры по ускорению согласования проектов постановлений правительства РФ. Одно из них - "Об утверждении критериев отнесения сооружений связи к объектам, строительство и реконструкция которых осуществляются без выдачи разрешений на строительство", другое "Об утверждении правил недискриминационного доступа к инфраструктуре электросвязи". Сейчас объекты связи относятся к объектам капитального строительства, и к ним применяются требования Градостроительного кодекса, "что делает невозможным динамичное возведение сооружения связи", пишет депутат. Кроме того, операторы не могут размещать свое оборудование на объектах инфраструктуры, не находящихся в их владении или пользовании (опоры линий электропередачи, инфраструктура железных дорог, мосты и эстакады, столбы освещения и др.). Все это препятствует развитию конкуренции, тормозит переход на цифровое телерадиовещание и мешает предоставлять услуги связи на удаленных и труднодоступных территориях. В то же время, указывает господин Деньгин, Минкомсвязью подготовлен законопроект, согласно которому в Градостроительном кодексе будет записано, что выдача специального разрешения на строительство отдельных линий и сооружений связи не требуется, и соответствующий проект постановления правительства. Но их согласование затягивается так же, как задерживается принятие правил недискриминационного доступа к инфраструктуре электросвязи: "уже несколько месяцев" Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не может согласовать их "с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти". Вадим Деньгин подтвердил "Ъ", что отправил письмо Аркадию Дворковичу и попросил у него рабочей встречи, где можно было бы обсудить эту проблему. Письмо господина Деньгина получено, подтвердила представитель вице-премьера. Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре электросвязи были разработаны еще в 2010 году, однако долгое время действительно не согласовывались различными профильными ведомствами, сообщила "Ъ" заместитель начальника управления контроля транспорта и связи ФАС Елена Заева. "Затем этот проект был включен в "дорожную карту" по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики. Сейчас документ уже согласован и направлен в Минюст. До конца августа мы рассчитываем внести его на рассмотрение в правительство",- говорит госпожа Заева. Для строительства любых объектов связи (как антенно-мачтовых сооружений разной высоты, так и железобетонных столбов) оператор вынужден проходить все этапы получения разрешительных документов (такие же документы получает застройщик жилых домов), подтверждают в МТС. Повышению доступности услуг связи также помогло бы внесение в строительные нормы условий для размещения линий и средств связи на объектах инфраструктуры и зданиях еще на этапе их проектирования, в том числе в жилых домах, на мостах, дорогах, добавляют в "Вымпелкоме". Документы, о которых идет речь, крайне нужны для отрасли, и без их принятия ее развитие сейчас очень затруднено, согласен директор по связям с госорганами "МегаФона" Дмитрий Петров. "В больших городах вся инфраструктура, по сути, построена, а в малых населенных пунктах из-за существующих административных барьеров устанавливать телекоммуникационное оборудование гораздо сложнее",- утверждает он. У "АЛЬФА-ГРУПП" СЛОЖИЛАСЬ МОЗАИКА А1 ВЫКУПИЛА ДОЛГИ "СТРОЙФАРФОРА" Корпоративный конфликт за право управлять "Стройфарфором", одним из крупнейших российских производителей керамической плитки, завершился. Инвестиционное подразделение "Альфа-групп" А1, еще в феврале заявившая, что получила фактический контроль над компанией бизнесмена Лазаря Шаулова, выкупила долги перед Сбербанком на 2 млрд руб., по которым были заложены ее акции. Инвесткомпания А1 сообщила о выкупе прав требования Сбербанка к ОАО "Стройфарфор", ОАО "ПКФ "Воронежский керамический завод"" и ООО "Бизнес оценки". Акции первой, принадлежащие Лазарю Шаулову, заложены в Сбербанке. При этом фактически "Стройфарфор" находится под управлением А1, объявила последняя в минувшем феврале. "Таким образом, сейчас мы получили контроль над процессом наблюдения в "Стройфарфоре"",- уточнили в А1. В Сбербанке от комментариев отказались. "Стройфарфор" - один из крупнейших российских производителей керамической плитки. Выручка в 2012 году составила 2,25 млрд руб. Воронежский керамический завод и "Бизнес оценки" контролируются Леонидом Маевским и являются соучредителями ООО "Юнитайл", головной компании его холдинга UniTile, ранее управлявшего "Стройфарфором". В этот холдинг также входят ОАО "Владимировский карьер тугоплавких глин" и ОАО "Кварц". Общая сумма требований по трем компаниям составляет 2,8 млрд руб. Источник "Ъ", близкий к одной из сторон конфликта, говорит, что Сбербанк уступил долг по номиналу, без дисконта. По его словам, долги Воронежского керамического завода и "Бизнес оценок" были включены в один лот со "Стройфарфором". "Банку выгоднее решать проблему всех связанных заемщиков",- говорит собеседник "Ъ". Из документов по переуступке прав требований по долгу, с которыми удалось ознакомиться "Ъ", следует, что Воронежский керамический завод должен Сбербанку 404 млн руб., "Стройфарфор" - 2 млрд руб. (под них заложены 75% акций), "Бизнес оценки" - 400 млн руб. Параллельно "Стройфарфор" должен 600 млн руб. "Бизнес оценкам". Один из собеседников "Ъ" ранее говорил, что если сделка по выкупу долга перед Сбербанком состоится, то А1 может заключить мировое соглашение с "Бизнес оценками". В инвесткомпании отказались комментировать дальнейшие действия. Без вмешательства А1 Лазарь Шаулов и Леонид Маевский не могли договориться об управлении холдингом. В период финансового кризиса 2008-2009 годов группа компаний господина Шаулова накопила долг в 6 млрд руб., и в 2012 году он пригласил в качестве антикризисного управляющего господина Маевского. Последний выкупил часть долгов UniTile в обмен на право конвертировать их в акции холдинга. В итоге Леонид Маевский стал владельцем всех предприятий холдинга, кроме "Стройфарфора". В том же году UniTile договорился с кредиторами о пролонгации долга на четыре года под 8% годовых, а в декабре 2013 года Лазарь Шаулов инициировал отставку Леонида Маевского с поста гендиректора "Стройфарфора", что спровоцировало корпоративный конфликт. Господин Маевский безуспешно оспаривал это решение в судах. Пока шел конфликт, была задержана очередная выплата по кредиту Сбербанку, и кредитор возобновил процедуру банкротства "Стройфарфора" в июне 2014 года. А1 подключилась в феврале и к весне начала переговоры со Сбербанком о выкупе долга, рассказывал один из источников "Ъ". Примерно две недели назад в "Стройфарфоре" при помощи судебных приставов был назначен новый менеджмент под руководством Ильи Удовиченко, ставленника Лазаря Шаулова. UniTile, таким образом, был отстранен от управления активом.

В избранное