Как
возникли агентства недвижимости в России. Исторический экскурс вместе с ГК МИЦ
(Московский Ипотечный Центр).
Услуги
агентств недвижимости как-то незаметно вошли в нашу жизнь. Довольно сложно
найти человека, чьи знакомые или родственники хотя бы однажды не прибегали к
помощи риэлторов. История появления агентств недвижимости у нас в стране
довольно примечательна.
«Те, кто
думают, что первые риэлторы появились в России лишь в 90-х годах прошлого века,
глубоко ошибаются. Посреднические операции на рынке недвижимости с успехом
проводились еще до революции, во второй половине 19 века. Инвестиции в
недвижимость и купля-продажа жилых и коммерческих объектов были весьма
выгодными – как, впрочем, и сегодня. Комиссионеры, перебивавшиеся процентами от
торговых сделок, стали выступать посредниками и на рынке недвижимости, исполняя
роль самых первых в России риэлторов», - комментирует аналитик ГК МИЦ (Московский
Ипотечный Центр).
Одна из первых контор недвижимости
Контору агентства
и комиссионерства первого разряда купца первой гильдии Н.Любавина можно назвать
одним из родоначальников риэлторского бизнеса в России. Купец брал за свое
посредничество комиссион в размере 0,5-2,0% от суммы сделки. Деньги свои
отрабатывал добросовестно: проверял документы и личности участников сделки,
дабы не допустить мошенничества. Процедура проверки юридической чистоты
продаваемого объекта мало чем отличалась от сегодняшней и включала требования о
предоставлении документов на право собственности, чертежей и планов
недвижимости, расписки в получении денег, опубликованного в газете объявления о
продаже и т.д.
Справочно-комиссионерская контора Копаныгина
В начале 20
века в России имелся опыт организации объединенного агентства недвижимости,
действовавшего по всей России. Начиналось оно со Справочно-комиссионерской
конторы 1-го разряда «Торгового дома Е.Копаныгина и Ко», глава которого в те времена
был истинным представителем риэлторского рынка. Копаныгин владел информацией о
недвижимых объектах Санкт-Петербурга и всей России. Благодаря его усилиям,
компания оставалась ведущей в стране риэлторской организацией на протяжении
тридцати лет. Более того, Копаныгин сумел даже объединить мелкие комиссионные
конторы, действующие по всей стране, в единую акционерную компанию
«Торгово-ссудное и комиссионное общество». Единственным регионом, где Копаныгин
не мог конкурировать с местными агентствами недвижимости, была Москва.
Уже на этом
этапе предприниматель задействовал в своем бизнесе возможности СМИ, издавая в
1907-1914 гг. газету «Сборник спроса и предложения», который выходил раз в 2-3
месяца, по мере накопления объявлений. Информация, напечатанная в этом издании,
давала ясное представление о ситуации на рынке недвижимости Санкт-Петербурга и
России, а также предложениях агентств и комиссионерских контор. Стоимость
размещения объявления в нем составляла всего 20 копеек.