Кто является крупнейшим производителем персональных компьютеров с долей рынка в 57%? Может быть, это Dell, Compaq, IBM, Hewlett-Packard, NEC? Вовсе нет, это другой, это те тысячи компаний, доля рынка каждой из которых составляет от 0,004% до 4%. Персональные компьютеры превратились в обычный потребительский продукт, который покупают за дизайн, а не за передовые технологии.
А раз речь идет о потребительском рынке, то чем крупнее компания, тем легче ей продавать свой товар, и в этом основная причина слияния Compaq и НР. Но сможет ли оно изменить ситуацию в отрасли, принести стабильность, положить конец ценовой войне? Ни в малейшей степени. Обе компании теряют деньги на продажах компьютеров, и объединение означает лишь то, что теперь они будут нести убытки вместе. Похоже, так считают и на Уолл-стрит. После объявления о сделке акции обеих компаний резко упали. Консолидация в компьютерном секторе никогдал не будет проходить так же, как в автомобильном, потому что и вы, и я, и - что гораздо важнее - парень, сидящий в бамбуковом сарае в далекой китайской провинции, в состоянии самостоятельно собрать компьютер.
Все было иначе в 1982 г. , когда, как гласит легенда, три инженера, основавшие Compaq, разработали свой проект компьютера за столиком хьюстонского ресторана "Дом пирожных". Их продукт был более новаторским, чем у IBM, и, построив мощную дилерскую сеть, они создали прибыльный бизнес.
К 1987 г. Intel осознала, что продавцы компьютеров, запихивая в пластмассовый корпус интеловский микропроцессор и другие комплектующие, имеют больше прибыли, чем Intel. Тогда компания стандартизировала все, что можно, далв новичкам бизнеса, таким как Майкл Делл и Тед Уайтт из Gateway, доступ к тем же технологиям, какими пользовались игроки высшей лиги.
В середине 80-х гг. , позвонив по рекламному объявлению, опубликованному в каком-то журнальчике, в компьютерную компанию в Остине, я спросил, сколько стоит РС-АТ, самый "крутой" компьютер того времени. Они запросили $2800 - у IBM или Compaq такая машина стоила тогда более $6000. Я спросил, по какой цене они отдадут 50 компьютеров. Я услышал, как парень (через несколько лет я понял, что это был Майкл Делл) крикнул кому-то: "Сколько времени нам понадобится, чтобы сделать 50 компьютеров? " - а затем спокойно назвал цену - $2500. Compaq тем временем цеплялась за свою все более хиреющую дилерскую сеть, а ее прибыли и доля рынка сокращались год от года. Сегодня самый быстрый "потребительский" компьютер едва ли будет стоить более $1600. О какой добавленной стоимости может идти речь? Стиву Джобсу удалось на некоторое время вывести из пике Apple Computer, продавая компьютеры ярких расцветок. Compaq, в свою очередь, первой поместила клавишу e-mail на клавиатуру. Вот и все инновации.
Снижение нормы прибыли уменьшает возможности торгующих компьютерами компаний проводить исследования и разработки; этим фактически теперь занимаются только Intel и Microsoft.
В процессе развития отрасли происходит размежевание: некоторые секторы оказываются очень прибыльными, другие - гораздо менее прибыльными. Фондовый рынок оценивает деятельность компаний, предоставляя доступ к капиталу тем, кто изобретает новое и имеет перспективы получения более высоких прибылей, и ограничивая доступ остальным. Урок слияния НР и Compaq заключается в том, что бизнес без инноваций, даже если он растет, с течением времени теряет свою ценность.
Источник: Ведомости со ссылкой на Wall Street Journal
Медленные коммуникации нового поколения
Онлайновые бизнес-коммуникации считаются более эффективными, однако, им все еще далеко до таких средств связи, как телефон и факс - таковы результаты третьего ежегодного исследования, проводимого агентством по маркетингу и PR Rainier.
Исследователи разослали запросы английским компаниям из рейтинга Financial Times FTSE 100 и американским компаниям из рейтинга 100 Fortune с корпоративных сайтов компаний. При этом контактные адреса электронной почты были указаны на 87 сайтах компаний FTSE, в то время как в прошлом году такая возможность была предусмотрена всего у 71 компании. 23 компании из 87, включая British Airways, не смогли ответить на запрос о базовой информации для инвестора в течение 4 недель. В прошлом году из 71 компании не смогли ответить на запрос чуть больше 20%.
Аналогичные показатели для компаний Fortune 100 составили 87 из 100, против 77 из 100 в прошлом году. Из них 19, включая Home Depot, Morgan Stanley Dean Witter и Sprint "поспешали" с ответом более четырех недель. Десятка самых оперативных компаний Fortune 100 отвечала, в среднем, в течение 8,4 минут, в то время как у компаний FTSE это время составило почти 10 минут.
По данным исследования эксперты Rainier пришли к выводу, что по сравнению с исследованиями 1999-2000 гг. компании обратили внимание на налаживание связей со своими потенциальными клиентами и инвесторами и сделали интернет-коммуникации более понятными и доступными. Исследование показало, что компании, четко указывавшие контактных лиц, ответственных за определенную сферу деятельности организации, реагировали быстрее чем те, кто предлагал унифицированную онлайновую форму запроса. Запросы во все компании были разосланы в один день в середине рабочего дня в Великобритании и США, чтобы исключить возможные задержки с ответом из-за разницы во времени.
Сезонный отчет
По мере приближения осени, специалисты по маркетингу, работающие на индустрию развлечений, начинают готовиться к сезону продаж блокбастеров, бестселлеров, новых музыкальных записей и видеофильмов. В то время как большинство бюджетов, предназначенных для Web-рекламы, продвигают новые наименования с помощью разукрашенных сайтов, новые приемы онлайнового маркетинга обещают дать большую отдачу Голливуду, издателям книг и остальным игрокам шоу-бизнеса. Такие выводы сделаны в отчете, выпущенном недавно компанией Forrester Research и показывающего, как индустрия развлечений может с помощью Интернета усилить рекламные кампании и контролировать обсуждения, возникающие после выхода новых книг, фильмов и музыкальных записей. Утверждается, что грамотный подход к сетевому маркетингу позволяет увеличить объемы продаж на величину, достигающую 100%.
В результате 21 интервью с топ-менеджерами компаний, представляющих шоу-бизнес, выяснилось, что службы маркетинга прикладывают все усилия для получения максимальной отдачи от работы с Интернет. И есть готовность взять на вооружение онлайновые стратегии в случае, если они позволяют "достучаться" до нужных потребителей. Однако никто не думает, что Интернет приведет к значительным изменениям в продажах.
По мнению аналитиков Forrester Research, специалисты по маркетингу понимают, что Интернет способен помочь в рекламе, но они не знают, как стимулировать обсуждение продукции после состоявшейся премьеры. Однако по мнению Forrester, потратив всего 1% своих бюджетов, предназначенных для Web-маркетинга, компании могут заставить потребителей узнавать о новой продукции больше и таким образом покупать ее чаще. Утверждается, что это может привести к удвоению продаж книг и увеличить сборы кинотеатров на сумму, достигающую 15 млн. долл. за один фильм.
Студии обычно тратят более 200 тыс. долл. на создание Web-сайтов, рекламирующих новые продукты индустрии развлечений. Эти сайты зачастую вводят в недоумение и обескураживают посетителей своей неуклюжестью. Однако, потратив неизмеримо меньшую сумму, маркетинговые службы могут привлечь потребителей к активному онлайновому диалогу о различных продуктах. Forrester считает что маркетинговые доллары должны идти на стимулирование онлайновых дискуссий, усиление эффекта от сделанных заявлений и на ускорение цикла, состоящего из трех этапов - узнавания о существовании произведения, концентрации внимания на нем и покупки.
Специалисты Forrester разработали интерактивную модель, которая позволяет специалистам по маркетингу определять размер возврата от инвестиций в рекламные кампании. Несмотря на различие в рекламных бюджетах и важности продолжительного удержания внимания аудитории, Forrester рекомендует шоу-бизнесу придерживаться дисциплины в подходах к маркетингу и не идти на спонтанные эксперименты. В своем отчете Forrester показывает примеры своего видения интернет-маркетинга и определяет три основных принципа этой деятельности. Во первых, необходимо уделять особое внимание обеспечению идентификации продукта. Во вторых, следует использовать рекламные сайты и те, на которых собираются поклонники каких-либо видов развлечений или звезд для того, чтобы расширять осведомленность потребителей о продвигаемой продукции. Третье – компаниям, занятым в шоу-бизнесе необходимо пересмотреть облик своих Web-сайтов, сделав их, прежде всего, источниками информации.