У меня сейчас столько мыслей! Не знаю даже с чего начать и о чем говорить, хочется высказаться, и это чувство вдвойне сильнее, т.к. о хорошем, но надо придерживаться рамок темы блога - о театральной жизни. Все же коротко расскажу, что я сегодня испытал (это предполагал, но совсем не был уверен) в форме притчи: "Поймал хозяин лису, которая пробралась в его виноградник, и отпустил ее".
В этих чувствах и вдруг навалившихся на меня заботах, я решил все же сходить на премьеру спектакля "Не мой" в театр Я. Купалы, дабы развеяться и напитаться новыми эмоциями и мыслями. Ни смотря даже на препятствие - большую политику в Минске. К нам приехал Янукович и оцепление, вокруг Администрации Президента РБ, чуть задевало Купаловское здание. Но может ли Большая политика сравниться в своей значимости с Большим театром? Нам ответ очевиден, осталось разобраться в малом: а был ли сегодня Большой
театр в Купаловском? Думаю, что нет. Понимание того, что я пришел в маленький театр, появилось у меня сразу. Я даже не брал в расчет, что зритель мог быть напуган дядьками с наушниками по всему периметру. Но вот что я всегда беру в расчет перед началом спектакля - этого не было (об этом несколько раз уже было написано). И даже не было той нагло кричащей премьерной атмосферы. Вообще, сегодня я как-то не правильно зашел в театр, толи это мысли на меня сегодня так повлияли, толи это сам театр позволил мне зайти
в таком состоянии, что я даже первый раз за всю историю забыл отключить мобильный телефон. Но вот в чем я не сомневаюсь, так это, таких как я, зрителей, в зале было большинство. Не в телефонах дело, а во внимании на сцену. Большое внимание рождает Большой театр, дайте это зрителю и он без вас сделает театр, а не вы (кто там себе что-то думает). Но отсутствие у меня этого внимания, еще не говорит, что я ничего не видел на сцене. Через 10 минут после начала увидел то, что на 100% охарактеризует
этот спектакль, и со мной согласятся те, кто думает также как и я: мелочей в жизни не бывает, только главное. В свое время в армии мной было столько перечищено картошки, что до конца жизни не съесть, но почему-то меня могут упрекнуть, что я не умею ее чистить, сильно много срезаю. А создателям этого спектакля известно, как картошкой "уедались" во время войны, даже не в блокадных городах, а в простых деревнях, где ее сажали? Или это не важно, что бывало руками перебирали землю на десять раз перепаханном
поле в поисках бульбинки? Но я думаю, что если кастрюля с картошкой (чуть ли ни эмблема Беларуси) появляется на сцене, то эта картошка должна стрелять по тем, кто жрет чипсы в зрительном зале, а лично у меня в этот момент рука так и тянулась к семечкам в карман. Вообще, спектакль сильно смахивал на мультфильм. Я был даже сам удивлен таким сравнением, но лучшего не нашел и вскоре ушел. Что меня больше всего интересует в искусстве и вообще культуре? Правильно, Человек с большой буквы. А что меня интересует на
тему войны? Правильно, Человек с большой буквы. А теперь как думаете, где ярче будет Человек? Перефразировав Сенеку (в оригинале: и после плохого урожая надо сеять) можно ответить: и после войны надо сеять. А в этом спектакле не было людей, там были популярные сегодня мультяшки, но даже и молодежи они не понравятся, т.к. все-таки ожидает еще зритель увидеть в театре Человека. Обо всем остальном можно спорить, можно нет, но вот при всех этих идеологиях и т.д. и т.п. в СССР все-таки оставляли какое-то место человеку,
именно поэтому та культура найдет себе очень достойное место в истории.
Как-то мне попалось письмо немецкого солдата:
Моя любимая Цылла. Это, право говоря, странное письмо, которое, конечно, никакая почта не пошлёт никуда, и я решил отправить его со своим раненым земляком, ты его знаешь – это Фриц Заубер. Мы вместе лежали в полковом лазарете, и теперь я возвращаюсь в строй, а он едет на родину. Пишу письмо в крестьянской хате. Все мои товарищи спят, а я несу службу. На улице страшный холод, русская зима вступила в свои права, немецкие солдаты очень плохо одеты, мы
носим в этот ужасный мороз пилотки и всё обмундирования у нас летнее. Каждый день приносит нам большие жертвы. Мы теряем наших братьев, а конца войны не видно и, наверное, не видеть мне его, я не знаю, что со мной будет завтра, я уже потерял все надежды возвратиться домой и остаться в живых. Я думаю, что каждый немецкий солдат найдёт себе здесь могилу. Эти снежные бури и необъятные поля, занесённые снегом, наводят на меня смертельный ужас. Русских победить невозможно, они…
30.11.1941 г.(Из письма Вильгельма Эльмана.)
Вот такого бы немца (если уж кому-то стыдно бело +русского солдата) показать на сцене ко Дню Победы - вот это бы было по болей всякой там политики! Столкновение народов, где умирали и рождались Люди! А этот бред и эти сопли, склеенные большим бюджетом, что я сегодня увидел, под названием "Не мой" кому надо? Скорее, ни нам, ни тем, ни другим… а тебе Купаловский театр?
А услышать бы со сцены простое и пресное: Здравствуй, мама! возвратились мы не все… - не стоит всей фантазии драматургов и режиссеров.
P.S. И еще, одно зрительское пожелание, даже не пожелание, а так переживание, что губят на сцене один талант, губят самым неожиданным способом. Хотя, кто ко мне прислушается? Но не могу промолчать и цинично смотреть, лучше уж цинично говорить. Чуть ли ни в каждом новом спектакле в главной роли я вижу Валентину Гарцуеву. Столько ролей и, по-моему, ни одной удачной, хотя бы запоминающейся, разве только в "CAFE "Поглощение", да и то последнее
вне рамок Купаловского театра. Желание ухватить все и сразу… не знаю, может я не прав... только ведь известное изречение о больших актерах и маленьких ролях было сказано не только, дабы удержать по необходимости в унизительном положении больших актеров, но там действительно они видны…