Буквально на днях, театр им. Горького порадовал нас премьерой "ПАНЕ КОХАНКУ". Я еще не был и не знаю, стоит ли мне идти на смотр костюмов и декораций, на прослушивание музыки и на времяпрепровождение, т.е. я принадлежу к тем зрителям, которые отстаивают позицию "Не смотрел, но осуждаю!". Если некто спросит, как это так можно: судить о том, чего не видел? Я со свойственным мне эмоциональным спокойствием все объясню: зритель
всегда прав, поэтому театр должен возвышаться до него, иначе, когда театр опускается до зрителя, зритель будет мстить. В данном случае этим бичом буду я - пронесусь как Чингисхан, от океана до океана, сметая всех на своем пути, то есть от театра и до театра, безжалостно критикуя всех на своем пути. Некоторые культурологи говорят, что в истории человечества существовало три типа цивилизаций. Первые - это созидательные, которые что-то творят (там еще разделения на направления, но не буду об этом), вторые - это
разрушительные, которые сами ничего не создают, и даже наоборот, третьи - ни так и ни сяк, появились и исчезли, послужив материалом для первых или для вторых.
2. Дарю заголовок для СМИ "Кого будут читать потомки: Курейчика или Гоголя?"
Пьесу "Пане Коханку" написал "легендарный" белорусский драматург и сценарист А. Курейчик. Чем же он заслужил звание "легендарного"? Во-первых, написал сценарий к фильму "Любовь-Морковь" - достойное начало для любого сценариста. Но дальше этого начала он не пошел, хотя долгие годы всех уверял в СМИ, что он там (где? неужели только в "Мосфильме" и "Голливуде") познал такие тайны, чуть ли ни бытия, что хотим мы этого или нет, но преклоним голову перед
настоящим "искусством". А я вот вам честно скажу, что телевизор уже долгие годы не смотрю, поэтому ни продолжение "Любовь-Морковь2", ни сериалов, ничего подобного не видел, хотя как-то глянут какую-то его пьеску в исполнении театра "На филфаке БГУ" (вроде так звучит). Но даже не тут я осуждаю Андрея. Он видно очень много работает, и конечно старается, и мы, обычные зрители, даже переживаем за него, т.к. по своей мещанской натуре будем его успехи считать и своими. Но одно я никак
не могу забыть, даже через годы, ну не выходит это у меня из головы: как-то вычитал у него фразу в интервью, что его пьесы мало признают, но вот также когда-то не признавали Гоголя, а вот потом признали, и вот его признают! Вообще, как человек, у которого ни стыда ни совести к таким людям в истории, может писать пьесы сравни пьесам Гоголя? Во-вторых, известную пьесу "Ревизор" Гоголю посоветовал (одобрил) написать Пушкин, который известно слов на ветер не бросал, я уже не говорю, что там было, когда
поставили "Ревизора" и какие артисты играли. А когда полгода назад я прочитал статью о том, что там Андрей хочет написать для театра им. Горького, у меня почему-то возникла (на каком-то форуме я это писал) мысль: ехал бы ты лучше Андрей в Голливуд там и платят лучше, да и завистников у тебя меньше будет, а то если я еще схожу на спектакль по твоей пьесе…
3. Филиал театра "Киноактера"
Режиссером "Пане Коханку" выступил, не так давно занявший должность художественного руководителя театра им. Горького, господин Ковальчик. Я бы этому человеку, высококвалифицированному управленцу, задал бы страшный вопрос. А зачем это Товстоногов, когда ему дали свой театр, уволил столько народу? Просто я не могу до конца понять разницу между хозяйственниками и политиками (не путать с людьми придерживающихся каких-либо политических взглядов) в театре, и их ролью в театральном искусстве. Кого лучше
всего почитать по этому вопросу, того же Товстоногова или Немировича-Данченко? Я вообще, когда в Русском театре поменялось руководство, думал, что будут какие-то изменения. Нет, только не подумайте, что кого-то уволят, или я хотел бы, чтобы там что-то поменялось, просто думал этого не избежать и на сцене появятся спектакли (ни о чем другом я не говорю!) другого плана, как например, это произошло в Купаловском театре, где, правда, крайне разочарован отдельными спектаклями. Что бы хотел изменить? А я сейчас напишу,
что я не хочу видеть сидя в зрительном зале на сцене театра им. Горького. Потому что после вчерашнего спектакля "ПОКИНУТАЯ ЖЕНЩИНА (МАЧЕХА)", любой спектакль этого театра я буду осуждать. И вообще, лично я, в ближайшие годы, в этот театр ходить не буду (о!!! неужели этот театр будет свободен, легко будет дышать, а работать топором и пером я буду в других театрах), потому что мне там смотреть уже нечего. И если там что-то и изменится,
то только через годы, потому что вчера я отчетливо почувствовал запах "мертвячинки", а такое, предполагаю, не изменить даже поставленными кряду парой великолепных спектаклей. Я не говорю про какую-то режиссуру, актеров, вообще про что-то, совершенно не представляю откуда это берется. Просто иногда приходишь в театр и там Атмосфера. Кто меня не понимает, пусть попробует подойти к зданию администрации Президента - не подойдешь: атмосфера власти, по крайней мере, у меня смертного, благоговейный трепет
от одного вида этого здания. А тут, чтобы не показали в этом театре, я уже "НЕ ВЕРЮ!", понимаете? Хотя этот театр, имея некий официальный статус второго драматического театра РБ, со своей как материальной, так и актерской базой, мог бы бесспорно быть первым. Сейчас же, только мое мнение, театр им. Горького - это филиал театра "Киноактера". Думаю, есть еще зрители, которые ходят в этот и в тот театры и меня поймут. Хотя, как всегда написал, завистливый студент (некоторые даже не раз после
подобного уличали меня в алкоголизме), чтобы сотрясти воздух. Конечно, подумаешь, написал какой-то второкурсник БГАИ, которому, кстати, уже не 20 лет! Также можно на него посмотреть с другой стороны, а чего это он там сделал в искусстве, когда кто-то там бороздит большие сцены? Ничего, кроме своих подлых высказываний на форумах. Поэтому, спасибо за внимание, как говорится, мое дело предложить, ваше отказаться. Искать меня известно где, там и буду отвечать за свои наезды!
4. Чудес не бывает
Как уже говорил, телевизор не смотрю, т.к. осуждаю, поэтому понятно какое впечатление у меня было от спектакля. Но все равно, этот внутренний протест против телезобирования, да еще на сцене театра, не смог заглушить другой протест. Обычно, в таких случаях я уходил со спектаклей, но я досмотрел до конца, почти, до аплодисментов. Была причина ждать, и она была сильнее даже жалости к актерам, которые были ну очень несчастными на сцене (это ж сколько сил они всаживали в своих персонажей, чтобы они не рассыпались
при малейшем дуновении, какого-нибудь драматического напряжения, чего и не предполагалось). Ну да ладно, все это я прощал, чуть ли ни как любящий родитель прощает своего отрока, притом вспоминая один удачный образ Русского театра в пьесе Горького (не в пример, всем этим любящим друг друга тетям и дядям, которые ну никак я не могу запомнить – может поэтому некоторые так часто ходят на эти спектакли?). И даже я прощал режиссеру Б. Луценко, он может позволить себе и поиски и неудачи (тем более в его возрасте похвально!),
т.к. не так много у нас режиссеров такого уровня. Но вот что я не простил? Не смог. Не помню, но кто-то перед этим мне расхвалил Ивана Т. в, казалось бы, необычной для него роли, что играет он ее так, что действительно есть на что смотреть. И вот с самого начала я поверил этому, и у меня даже появилась некая надежда, что он спасет спектакль. Ну, знаете, это когда один вытягивает всех. И понятно, что начинаешь думать, когда эта надежда не оправдывается, а если еще в нем уведешь потом какую-то причину краха, то
вообще, обвинишь во всех тяжких, к чему он и близко не был причастен. Еще раз убеждаюсь, что чудес не бывает, только строгий прагматизм.
P.S. Как-то задавался вопросом: может ли милосердие быть жестким? Пока не ответил...