Театральный Лягушатник 'Адвечная песня'? 'Песня пра долю'!
Сегодня был в Республиканском Театре Белорусской Драматургии (РТБД - далее), который ближайшие два - три месяца буду посещать регулярно, все-таки не так хорошо с ним знаком как хотелось бы.
Я вот заметил, что когда начинаю о чем-то усиленно думать, то это (о чем я думаю) появляется (проявляется) в самых неожиданных и нужных местах - но это не сила мысли, не подумайте, что я признаю эзотерику, это называется сила ума - умение находить связи. И вот сегодня у меня было после спектакля "Адвечная песня" какое-то чувство, что я чего-то важного не знаю. Потом я нашел это, но главное не в этом, не в моих писанных на воде способностях, а в том что многое в нашем мире не случайно. Многое в
нашем мире имеет не только свою историю, но и предысторию - это надо помнить всем культурным и образованным людям, и прежде из чисто практических соображений. И я думаю, что если спектакль не руководствовался такими соображениями, то во многом все же имеет ценность благодаря предыстории и традициям, заложенным несколько десятилетий назад до создания "Адвечной песни" - это я понял уже после спектакля, но все по порядку.
Что мне нравится в вешалках РТБД? Притом что я не знаю ни одного театра в Минске, где бы зрителя не встречали радушно, в этом театре какая-та своя приятная атмосфера, которую с удовольствием назову особенной. Зрителя "ведут" до поднятия занавеса - в этом и есть, собственно, выражение ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ВЕШАЛКИ. Вот эти женщины, не знаю, как правильно назвать их должность (администрация), разыгрывают свой мини-спектакль, и делают все, чтобы за 10-15 минут зритель оставил все ненужное
за пределами. Плох, тот театр, вне зависимости от всего, который не понимает, что от этих женщин в не меньшей степени чем от актеров зависит успех спектакля!
Сразу скажу, чтоб никого не волновать, спектакль мне понравился, и как говорится - вечер удался. Но я, был бы не я, если бы не ударил по самому больному месту. По названию "Адвечная песня" - я не сразу вспомнил, что это поэма Я. Купалы, пока не услышал слова: Так будзе ён царам прыроды, Сам найдасканальшага роду, I будзе цар гэты навек Названне насіць — чалавек. Здесь полный текст: Янка Купала. АДВЕЧНАЯ ПЕСНЯ (Сейчас еще вспомнил, что сегодня проходил мимо музея "Я.
Купалы"). Итак, как можно не любить и не восхищаться Я .Купалой? И к моему удивлению, потому что в наше время этому стоит удивляться, авторы спектакля с любовью отнеслись к Купале. О понимании этого произведения молчу, т.к. на некоторые вещи я смотрю своеобразно, и признаю чужое мнение только в одном случае - если это мнение лучше моего, другого в природе быть не может. А последнее время, меня вынуждают помериться чем-нибудь, - зачем лишние телодвижения?
Значится, и скакали и плясали, но так хорошо, с любовью (конечно, были и исключения). А ведь что всегда дорого царю, которого называют человеком? Любовь, как ни странно опять сказано. Было в игре актеров что-то такое, что они все разом образовывали, получался у них какой-то слаженный ансамбль, где каждый на своем месте. Были там такие сильные вещи в их игре между плясками, которые я умолчу не из-за скупости или нежелания кого-то похвалить, а чтоб ненароком не растеряли это. И вот, в какой-то момент после
песен и плясок я вдруг испытал какую-то необъяснимую потребность в песне! Понимаете, как-то очень захотелось послушать что-нибудь такое задушевное, чтоб душа так растянулась, а потом так сложилось... Я не помню, чтобы у меня когда-нибудь возникало подобное чувство в драматическом театре. Первый раз так карты легли, актеры вывели на это, или это просто грамотно спектакль поставлен, или это Купала выстрелил... не знаю, не понял отчего. Это вот в жизни приведу сравнение, когда кто-то начинает петь, все вокруг слушают
его, восхищаются, а ты не слушаешь его, фальшивишь, но только из уважения делаешь вид... тебя занимает совсем другое. Но сегодня я действительно готов был слушать. Пойте Утехи, лейте в уши надежду!
И вот в этот момент мне в ухо чуть не налили чего-то, что заливали в уши в трагедии "Гамлет"!!! Ну не умеют сегодня петь в драматических театрах, я в этом совершенно не разбираюсь, но не умеют петь!!! (С троллями это не обсуждаю). ЭТО ОТНОСИТСЯ НЕ ТОЛЬКО К АРТИСТАМ РТБД, НО И К ОСТАЛЬНЫМ ТЕАТРАМ! Даже скажу больше, сегодня, при всем музыкальном наполнении, Орфея вряд ли где-нибудь найдем. Не то время, поздно я родился для хороших голосов... надежды нет, что не исчезнет это - вот будущее. Никто
не умеет и все тут, кто профессионально в этом разбирается - пусть расскажет, почему исчезает вокал, как явление. Дай бог, чтоб ошибался тут. И вот сидел я в зале и так замечтался, что вот бы, вот это все, и ничего не меняя, да с голосом, хоть с одним, хоть у кого-нибудь. Все красиво! все хорошо! но нет голосов, значит не прекрасно, значит не отлично, значит... плохо.
Такая на меня нашла тоска, когда я вышел из театра. И вот я шел до остановки и думал, а как бы интересно было бы услышать в исполнении каких-нибудь "Песняров", ну или кого-нибудь, ну на самый крайний случай если никого не отыскать, то уже с эстрады позвать (хотя потом откинул эту мысль, все равно без компьютера не обойдется). В общем, в конечном итоге, я обрадовался, что никогда не собирался рисковать на "музыкальные темы".
Придя домой, первым делом решил узнать кто режиссер спектакля. Глянул и аж ахнул, потом сказал себе: вот какой ты не хороший, не чувствуешь ты людей, а они вон какие достижения свершают. Ведь, каким бы я не был по характеру к другим, но самому себе-то я умею признаваться, а спектакль Ковальчика несомненно имеет достоинства. И "Адвечная песня" есть образец белорусского театра. Спектакль, естественно, постарел, но кости еще крепкие. Я только подумал: как Ковальчик решился ставить этот спектакль,
если петь некому, или кто-то другой был, или он не понимал, что вокал нужен, или не по собственной воле ставил? В любом случае, решение поэмы Я. Купалы есть, но также надо еще было додуматься до того, чтобы поставить "Адвечную песню". Со всеми этими мыслями я и сел за написание очередной статьи в этот дневник. Как случилось нечто невероятное. Я бы мог узнать это завтра, через неделю или вообще не узнать. Но все не случайно, когда осознанно подходишь к чему-то... Я нашел вот это:
Премьера оперы-притчи "Песня о доле" на текст поэмы "Извечная песня" Янки Купалы (пост. В. Яшкина) состоялась весной 1975. В "Песне о доле" соединились обрядово-хоровые традиции и традиции народного площадного театра, использовались старинные плачи, лирические и трудовые песни, обрядовые хороводы, вводилась старинная манера исполнения, музицирование на многочисленных народных инструментах (дудки, лира, цимбалы, трещотки).
Мне кажется, в 1976-78-м годах на плёнку фиксировалась буквально каждая "Доля". Слушатели приходили на концерты с магнитофонами, чтоб иметь возможность наслаждаться произведениями любимого ансамбля дома, не обращая внимания на перегруженный уровень, шумы и треск.