Театральный Лягушатник Ціха ўсё было на небе, зямлі і на сэрцы
Ноч
Ціха ўсё было на небе, зямлі і на сэрцы...
Ноч цемнатою навокала ўсё пакрывала,
Ясныя зоркі блішчалі, і месяц ўжо выплыў,
Неба, і лес, і палі серабром аблівая.
Ўсё ўжо уснула, і толькі бярозы шапталісь,
Толькі асіны шумелі, і толькі калоссі,
Ў полі шырокім качаясь, зямлю цалавалі.
Ціха ўсё было на небе, зямлі і на сэрцы.
1908. Максім Багдановіч
1. Ціха ўсё было на небе, зямлі і на сэрцы
Посещение РТДБ продолжил спектаклем Дзённік паэта (Інтымны дзённік). Хотел опять начать с пространного вступления, но решил эту мысль разбавлять по ходу своего повествования.
Коротко, пьеса о М. Богдановиче и его каком-то мимолетном увлечении в первом акте, во втором рассказывается о каком-то дневнике поэта, найденный в наши дни, который обещает владельцу несметные богатства, после его опубликования, и вот нашелся какой-то поклонник Богдановича и любимец женщин, который сказал решительное "Нет" капитализму в поэзии и выступил против публикации сенсационной находки, которая омрачила бы ясный образ вершины белорусской поэзии. Вот кстати, а что это за мифический такой
дневник, который может переубедить нас, что Богданович совсем не Богданович (я далее разовью эту тему)? Что-то мне опять повезло на драматурга Ковалева. Я не театральный или литературный критик, а всего лишь рядовой зритель, поэтому мои слова не должны восприниматься как профессиональное мнение, многого я не понимаю в этих науках, и к тому же позволяю себе сказать что-то лишнее. Так вот, в этой пьесе мне понравилось всего лишь один момент - есть все-таки сегодня люди (или персонажи в пьесах),
которые за высокое в поэзии, но против низкого. И больше всего не понравилось, что пьесы пишутся за низкое, и без высокого. Сейчас разъясню, что хочу этим сказать. Это вот что я раньше знал о М. Богдановиче? Что он написал следующее: "і толькі калоссі,// Ў полі шырокім качаясь, зямлю цалавалі". Биографией его сильно не интересовался (только на школьном уровне) и вот я раньше никак не мог понять, как вообще можно было такое написать? Даже не написать, а просто увидеть! Ведь я тысячи раз смотрел, да
что там я, миллионы белорусов миллионы раз видели, как колосья гнуться к земле, после того как миллионы спин разгибались… - нет, не пойму. Не понимаю из своих знаний о Богдановиче, как он мог! А посмотрев эту пьесу, я вообще в какой-то прострации, у меня даже сомнения, а Богданович ли написал эти строки, ведь в авторстве каких-то его стихов некоторые филологи сомневаются. И совершенно справедливо запрещают публиковать некие дневники, ради спокойствия обывателей вроде меня. Ведь как представлю, что там могло
быть написано, а пьеса (в этом она конечно сильна) дала мне большой полет фантазии о любовных похождениях великого белорусского поэта, что даже образ Пушкина, с его потомками в каждой деревне, как-то меркнет. И у меня тут совершенно справедливый вопрос возникает. Почему это я ну никак не могу написать хоть что-нибудь подобное и близкое, хотя вроде тоже как-то по девкам бегал? В чем этот секрет поэзии, ну никак не пойму, основанный на любовных романах? Даже перечитав Петрарку не понял, как это так он научился
описывать раннее утро, пережив (согласен, очень сильное) любовное потрясение, ведь вспоминаю Петрарку не из-за его любви к Лауре (хотя этим он и грозился, что именено его любовь я буду вспоминать чрез века), а потому что так как он никто не писал. Ну да ладно, что это, в самом деле, я рассуждаю, о чем не имею понятия, и где все происходит только с согласия "богов"… Также стоит признаться, что в академии у меня хвосты именно по истории белорусской литературы, все никак не напишу рефераты, - и здесь
мое незнание вылезло мне боком.
2 Тотальная свобода
Теперь непосредственно о самом спектакле. О, здесь я в еще большем недоумении. Ведь к подобным спектаклям многие признаются в любви, также как сегодня в некоторых кругах популярно или модно признавать поэтический талант Богдановича. Но любовь к чему-то еще не значит знание этого. А у этого спектакля со всех сторон одни недостатки, как ни крути. Но причина всех этих недостатков одна - никто из создателей этого спектакля, простите за недолжное и поверхностное суждение (которое я буду отстаивать своими глупыми
впечатлениями), никто не знает, как правильно ставить подобные спектакли, а попросту не умеют. Ветер на эту моду дует с запада, через Россию, но кроме этих веяний ничего особенного с собой не приносит, никаких осадков на территории Беларуси. Мы наблюдаем только какое-то отражение отражения отражений, ничего серьезного. Я же подобные спектакли не скажу, что люблю, по той причине, что такими спектаклями, при достаточном знании и подготовке театра, обычно напрочь зрителям сносят мозги. Чего я к свой радости не
испытал, и именно поэтому, скорее всего, этому спектаклю долго не жить. Скажу и другое, такие спектакли не только для меня несут что-то крайне негативное (так уж сегодня повелось не нести доброе и вечное), но они могут быть не только другими, не выносящими мозг, а наоборот, вставлять мозг на место (но сегодня вряд ли я такое где-нибудь увижу). Раньше была эстетика поиска свободы в тоталитарности, в наше время признается только тотальная свобода, и все равно чувствуешь себя не свободным! Ну да это все не мое…
так, мысли, которые завтра забудешь. А вот, что вспомнилось. Как-то услышал мысль Валерия Николаевича Раевского: "Кругом в стране кризисы и т.д. Зачем тратить время на искусство? Надо фантазировать!"
3. Фантазии жестов
Толи мне это показалось, толи действительно актеры хотели меня порадовать техникой биомеханики. О биомеханике я ничего не знаю, даже ничего другого не смотрел, кроме еще каких-то роликов, где все почему-то(!) показывали волшебного лучника и еще там всякое. Что-то в этом есть завораживающее, фантастика какая-та. А вообще, вот все эти школы (в Беларуси таких нет?!), которые что-то там пытаются повторить и создать, что-то новое и неоспоримо признанное делают? Но это так, очередной риторический вопрос, не
направленный к физкультурникам.
Вообще же, когда я вижу что-то подобное (хотя не скажу что часто), у меня вопрос: где такому и кто учит? Второе, вот сделали такой спектакль в РТДБ, а кто и сколько учил подобному актеров? Ведь, вроде, из истории, если уже театры ставили такие спектакли, то как правило, двигались (специализировались) только в этом направлении. Иначе получалось то, что я увидел в "Дневнике поэтов", характеризуемое выражением "ни туда и ни сюда". Актеры что-то пытались делать, но дальше ничего показано
не было. Вряд ли на это повлияла спортивная подготовка, а вот думаю, не хватило психофизической подготовки. Как понимаю все эти чудеса тела? Действие это спектакля выражается физическим жестом (и никак не физическим движением, что все и путают и не понимают!!!), в том месте, где традиционно это выражалось словом. Диалог уходит на второй план, а на первый выходит внутренний монолог, который-то мы и видим через этот жест. Как-то еще смотрелся Сигов, но думаю потому, что такие актеры просто не могут позволить себе
на сцене что-то лишнее.
Все больше ничего писать не буду, времени нет, хотя еще много всяких мыслей на этот счет, хочу сегодня сходить на "Мачеху"…
Но закончу мысль, весь это спектакль предстал в такой явной форме (абсолютно пустой) в самом конце, когда все актеры замолчали и начали что-то изображать и кого-то играть, ни у одного, ни чего не выразилось (даже как-то смешно было смотреть). Хотя этот момент должен был получиться самым волнующим. Удачных моментов было не так много, что уже и забыл их. Да и вообще, актеры актерами, а в таких спектакля и режиссура со своими законами должна присутствовать, вроде какого-нибудь жеста мизансценой.
Но всем спасибо за спектакль, я еще долго буду думать про жест, ведь он по своей сути, если оправдан, для нас всегда будет неожиданным. Я вот когда аплодируют - это именно жест.