Вчера побывал в РТБД, теперь на спектакле "Сестры Психеи". Вышел из театра, с одной мыслью: не задержаться в гостях, а быстрее приехать домой и выплеснуть на бумагу переполнявшие меня чувства - так был возбужден (за написание сел только сегодня и успел охладеть). Но это было плохое состояние, я был в каком-то гневе, что в гостях чуть не нагрубил без видимой причины, правда извинился, и меня вроде простили, т.к. не
со злобы и даже не из-за своего характера, а знаете ли, хочется в жизни видеть лучшее, нацеленное на лучшее. Потребность, хотя бы два раза в год, созерцать журавлей, клином небеса, то на юг, то непонятно чего на север. Но вокруг, все как сговорились, даже не держать в руках по воробью, а сделать эту птицу предметом всеобщего одобрения, аллегорией настоящей жизни. Пафос жизни с начала веков подменяется пошлостью в жизни. Ежели мы не в силах изменить это, то никто не отнимет у нас охоты хорошенько посмеяться над
этим и собой. Вспомним же! что мы не только телезрители, электорат, потребители, почитатели, пользователи, посетители и т.д. но мы прежде: люди, венцы природы, по образу и подобию…
Вообще-то, перед этим постом, должна была быть «рецензия» на спектакль "Покинутая женщина" 23 марта в НАДТ им. М. Горького, к сожалению, он был отменен, из-за болезни кого-то из актерского состава. На замену поставили спектакль «Распутник», желания идти не было, видел ранее, хотя спектакль без преувеличения можно назвать хорошим. Но как раз всем своим горячим сердцем я ненавижу действительно хорошее, и не только в театре.
Хорошее не только враг лучшего, именно среди отмеченного общественным мнением, как хорошее, вероятнее всего найдешь пошлое. Подобная философия, а она не нова, имеет один большой недостаток, если в ней четко не оговорены критерии определения лучшего. А по правде сказать, людей не признающих хорошее - я встречал, но вот знающих и понимающих лучшее, как единственно правильное, - таких людей сегодня нет, просто потому что не в то время живем. Говорить без пошлости об идеалах, каких-то высоких ценностях, да еще с
воодушевлением и энтузиазмом, сегодня может только человек не из мира сего.
Возвращаюсь к «Сестрам Психеи», но вы меня простите за пространное вступление, без него будет не понятно мое зрительское восприятие. Пьеса «Сестры Психеи», как я понял, написана неким современным белорусским драматургом Ковалевым по мотивам известной истории, божественно рассказанной в "Метаморфозах, или Золотом осле" Апулия. Стоит отметить, что «Метаморфозы», поначалу назывались «Осел». Но за незыблемую популярность в веках этот «Осел» превратился в «Золотого осла», как и «Комедия» Данте
была признана «Божественной». История Психеи и Амура была любимым фольклорным сюжетом античных народов, которая тысячелетиями кочевала из литературы в литературу, бесспорным шедевром все же она признается у Апулия. Но думаю, будет совершенно справедливо, упомянуть и сказку «Аленький цветочек» записанную из русского фольклора Аксаковым. «Сестры Психеи» - это очередная вариация на извечную тему. Но тему чего? Многие расходятся во мнениях, но в этом и есть смысл, что встреча Души с Любовью рождают в нас тысячи
толкований и чувств – это и есть та жизнь, которая не ложится под какой-то шаблон – где-то там и запрятана истинная красота нашего бытия. Мы пытаемся увидеть, прилаживаем усилия, но узреть может только та душа, которая любит. И если я не смогу, доказать, что это и есть то истинное счастье, к которому мы все стремимся - любить, то никто и не сможет доказать мне обратного.
Итак, что я увидел в спектакле?
1. Неудачная пьеса, если не бездарная.
РТБД - театр, который является некой площадкой белорусских драматургов. Понятно, что разные поиски и эксперименты, более всего обречены на неуспех, но это не значит, что зритель чего-то должен не замечать и прощать, иначе, все эти начинания не будут более чем местечковым театром. Единственно, сразу отмечу, мне понравился драматургический акцент, привнесенный в эту историю - пьеса о сестрах Психеи, т.е. главными персонажами подразумевались сестры. Когда-то Шопенгауэром была отмечена разница между лирическим
(а история Психеи и Амура – это прежде лирика) произведением и драматическим: лирика – состояние (я бы добавил предвосхищение) счастья, но такое состояние не может быть в драме, там счастье может быть только недостижимой (именно в этом часто трагизм) целью, счастье - предмет борьбы. Но вот как раз этой борьбы я и не увидел в сестрах. Как и не увидел, самой главной черты характеризующей сестер – это заживо съедаемая человека зависть, затягивающая густым туманом взор на действительность. Я сейчас говорю не о спектакле,
а именно о пьесе, в которой автор хотел показать нам нечто иное (против этого я не выступаю), но с чем он сам до конца не разобрался, поэтому и не донес мне свою мысль. Возможно, я ошибаюсь, а вот режиссер что-то там увидел?
2. Действительно ли настоящий режиссер из любой пьесы может сделать стоящий спектакль?
На этот вопрос, каждый себе может ответить, побывав на спектакле «Сестры Психеи». Я же, вот подумал для себя, стоит ли вообще браться за что-то сомнительное? А вообще, люблю смотреть классику, в особенности люблю смотреть классику, поставленную классиками. Вот недавно, купил пару дисков советских спектаклей, как-нибудь поделюсь впечатлениями. С другой стороны, я вот подумал, если я, самый обычный зритель, буду надеяться увидеть классику созданную в наши дни, то должно же сработать всем известное правило:
спрос рождает предложение, и я это наконец-то увижу не только в записях. И даже более (страшно об этом подумать) в коем-то веке возьмусь за современную литературу. А пока, я полностью поддерживаю Гегеля, что лучшей литературы не будет, той ГРАНДИОЗНОЙ ПРОСТОТЫ! Или согласен с древними греками, что пиши - не пиши, а лучше Гомера не напишешь!
3. Когда нет самого главного, и когда о существовании этого не знают ни драматург, ни режиссер, ни актеры, стоит ли отмечать какие-то моменты этого спектакля? Это было бы смешно.
P.S.
Стоит рассказать, чего я и не ожидал. Перед началом спектакля, газета «Вечерний Минск» поздравила зрителей с наступающим Днем театра, в связи, с чем я первый раз за долгие годы взял в руки газету. Но не это главное, тронула атмосфера в зрительном зале, которая до конца там и сохранялась, не в пример тому, что на сцене никакой атмосферой и не пахло.