Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Театральный Лягушатник

  Все выпуски  

Театральный Лягушатник Новый театр и новый зритель - а я вот старомоден!



Ежик в тумане кадр мультфильм не поверят
“Расскажу - не поверят!”" - подумал Ежик

и стал смотреть еще внимательнее,

чтобы запомнить до последней травинки

всю красоту.

"Ежик в тумане"













Все-таки новым стоит считать, не столько просто забытое старое, сколько по-новому осмысленное всем известное. Сегодня вроде все стремятся к чему-то ранее неизвестному, к доселе неведомым горизонтам. Искусство просто пестрит новыми формами, чуть ли ни в любой книге или фильме претензия на какое-то особое содержание. А этого ничего нет, вовсе нет, по крайней мере, на видимой поверхности. Мои мысли не новы и не раз высказывались, как и нельзя сказать, что не прилаживаются усилия переломить ситуацию и внести какую-то свежую струю в культурную жизнь людей. Но и здесь, по-моему, никакие усилия не дают чего-то значительного. Да и кому сегодня в конечном итоге надо какое-то неизвестное и неведомое? Сегодня культура должна быть модной, успешной, популярной, креативной и т.д. и т.п. Она именно такая и есть. Но не это самое страшное, что-то подобное происходило и раньше. А вот что действительно несет опасность, так это еще неназванное и до сих пор неописанное явление: исчезает человек. Да! именно, из книг, картин, фильмов, спектаклей - исчезает человек. Он замещается чем угодно, даже бывает самыми высокими и добрыми стремлениями, вроде: свободы человека, счастья человека и многим другим. Человек теперь никому не нужен - от него слишком много неведомого. Аууу! Человече… ты где?

Сейчас расскажу о двух спектаклях, но это не будет сравнением, т.к. совершенно непонятно как такое можно сравнивать друг с другом. Скорее это попытка соединить в одном отзыве нечто несовместимое. На прошлой неделе я побывал в недавно отрывшемся "Новом театре" - именно такое название, с заявкой одарить нас какими-то новейшими театральными достижениями, история этого театра исходит от театра-студии "Дзе-Я?" ссылка. Так вот, не прошло и года с момента открытия этого театра в отстроенном для них здании, как я посетил это заведение. Стою на улице в ожидании и смотрю на афишу. Вдруг ловлю себя на мысли, что никогда я не смогу полюбить театр, у которого так составлен репертуар. А я тогда попал на спектакль "Персидская сирень" по одноименной пьесе Николая Коляды. Честно, не планировал (я вообще, редко планирую такие мелочи), но как я попал в точку! Все время удивляюсь, как это так мне везет. Последнее время до меня долетают звуки российской театральной канонады об этом драматурге, и я уже подумывал заинтересоваться им, почитать что-нибудь на досуге. Я в зрительном зале! Я уже почему-то все знаю об этом театре, на меня накатывают различные дежавю и нездоровые предчувствия: Не верю! Начало. Я прилаживаю максимум усилий и отстраняюсь от действия на сцене, дабы как можно дольше оставаться в зрительном зале. И вот я слышу это слово, которое так не хотел услышать, но бьюсь об заклад, доверяясь лишь своей интуиции, именно в это слово автор хотел вложить все свое отношение к действительности. После этого на 10 - 15 минут я притворился спящим, думал, что ослышался, но нет, к сожалению. Дальше я не смог смотреть на безвольных актеров и многое другое в этом не-театре. Через несколько дней, я все-таки решил проверить, действительно ли в оригинале так написано. Оказалось, что да. Я вот скажу только одно по этому поводу! В России может уже давно нормальным считается гнать чернуху и порнуху на сцене, признавать матершинников великими деятелями и т.д. А вот у нас в Беларуси по-другому, мы провинциалы, люди простые: чарка да шкварка, высоким наукам необучены, когда молотком по пальцу попадает матюкаемся. И среди этого нашего невежества и убогой отсталости остается у нас слепая мужыцкая вера в театр, как некий храм искусства, заходя в который,  надо и сапоги почистить и язык не распустить. И проповедуют нам в этом храме о действительности, в которой мы неправильно живем, и смотрим мы там на себя, как в зеркало, и обнажаются наши неправые поступки и сокрушаемся мы, и идем мы опять в мир бремя свое нести: днем работать, а вечерами бывает грешить. А когда мы узнаем, что театральные проповедники, совсем не ведают про науки небесные, а такие же матершинники с соседней деревни, гоним мы этих шарлатанов аж до Москвы. Уж там всякие эти Пряжко и находят со своими "Урожаями" и кафедры и паству свою. Приняла бы Россия еще пару десятков белорусских театралов, с нас не убудет, наоборот, мы план по экспорту выполним, а у вас и так спрос огромен.

Но не хочется мне на такой ноте, да и вышенаписанный абзац никак не характеризует театр в Беларуси. Поэтому напишу о спектакле "Старомодная комедия" ссылка  на Малой сцене (моей самой любимой) театра им. Я. Купалы. Не хотел, но надо показать уровень, а то не туда бывает зрители ходят, просто не знают. Но буду колокольным звоном, - я сам, когда на улице ждал начала спектакля, слышал это театральный звон. Здесь и актерская игра, и драматургия, и режиссура, и наконец, здесь живет театр, скромный такой и малозаметный среди всей этой пестроты. Я верил, весь спектакль верил. Так верил, что через десять минут после начала вдруг захотел спросить у актера: "А чего это вы посмеиваетесь?" Но этот вопрос через секунду задала ему актриса на сцене!!! Кто-нибудь в этой жизни может понять, о чем я сейчас написал, какой пример привел? Здесь и сейчас… мы в Минске имеем образец самого высокого театра!

В избранное