Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено: 30-Mar-2021 7:31
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Душа
моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается! И тогда смутишься.... Воспрянь
же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! (кондак
Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)
*
17 марта 2021 г. ст.ст., вторник 3-й седмицы Великого Поста.
> Общепринятая смысловая нагрузка понятия достоинства нередко затеняет
суть понятия человеческого достоинства. В Основах учения Русской Православной
Церкви (РПЦ) о достоинстве, свободе и правах человека
{Приняты Архиерейским Собором РПЦ 26 июня 2008 г. ...} совершенно
справедливо подтверждается, что понятие достоинства личности имманентно человеческой
природе в силу Божественного сотворения человека (I.1). Но затем проблема
переводится в русло приравнивания «достоинства» к «достойности»: абсолютность
человеческого достоинства не отрицается, но как бы ставится под сомнение.
Это видно в словах о том, что недостойная жизнь человека «помрачает
его настолько, что оно (достоинство – М.К.)
становится малоразличимым. Именно поэтому требуется большое напряжение
воли, чтобы увидеть, а тем более признать природное достоинство тяжкого
преступника или тирана» (I.4). Здесь заметна некоторая двойственность
восприятия достоинства человека: с одной стороны, оно неразрушимо, с другой –
зависит от образа жизни самого индивида. Речь, разумеется, не идёт о безнаказанности
преступников, а лишь о том, что и за ними должно признаваться
человеческое достоинство, из чего следует, в частности, запрет издевательств.
> Конечно, одна из задач Церкви как раз и состоит в том,
чтобы убеждать человека в стремлении приблизить себя к образу и подобию
Творца. И уж, как минимум, человек не должен терять эти образ
и подобие, превращаться в скота. В покаянном каноне к Иисусу
Христу есть яркое сравнение: «Якоже бо свиния лежит в калу, так и аз
греху служу». Однако поскольку Основы учения о достоинстве, свободе и правах
человека направлены на осмысление не только сугубо религиозных, но и светских
понятий, постольку, на мой взгляд, стоило более выпукло показать не только
взаимосвязь, но и специфику двух ценностей: с одной стороны, нравственного
совершенствования (самосовершенствования) личности, т.е. превращения ее во всё
более достойную Первообраза, с другой, – недопустимости умаления
достоинства любого, даже самого недостойного человека со стороны государства
и общества. Тем более, что именно это соответствует смыслу христианского
учения, о чём говорили и отцы Церкви, например, Иоанн Златоуст
{См.: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков.
Новый Завет. Том VII: Первое и Второе послания к Коринфянам / Пер.
с англ., греч., лат., сир. Редактор тома Дж.Брэй / Редакторы русского издания
Ю.Н.Варзонин и С.С.Козин. – Тверь, 2006. С. 111.}
и Блаженный Августин. Последний, в частности, писал: «Если мы немощного
человека недолюбливаем за порок, делающий его немощным, то давайте
помнить о Том, Кто ради этого немощного умер». {Там же.}
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. Как это можно
сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
*Не
Премудрость ли это зовет, не
ее ли разумный голос слышен? На вершине холма над дорогой, на
перепутье она стои́т;
у ворот городских взывает, при
входе в город восклицает: ... - А теперь послушайте меня, дети: блажен,
кто держится моих путей! Слушайте наставление - и будете мудры, не
отвергайте его. Блажен, кто слушает меня, у
порога моего днюет и ночует,
с двери моей глаз не сводит. Кто обрел меня - обрел жизнь и
снискал благоволение у ГОСПОДА. А
кто против меня, сам себя губит:
ненавидеть меня - значит любить смерть. *Премудрость построила себе
дом, семь
столпов поставила тесаных, приготовила мяса и пряных вин, /
накрыла на стол. И послала служанок возглашать с
высот городских во всеуслышанье: -
Простаки, обратитесь ко мне! Несмышленым она сказала: - Приходите,
ешьте мои яства, / пейте пряные мои вина!
Распрощайтесь с невежеством – и будете жить, и
идти путем разума. Поправишь наглеца – не миновать
оскорбления,
упрекнешь нечестивца – лишь себе на позор. Не
упрекай наглеца, а не то возненавидит тебя,
упрекай мудреца, и он тебя полюбит. Мудрого наставь –
он станет еще мудрее,
научи праведного – еще разумнее будет. ГОСПОДА
бояться – вот начало мудрости,
Его святость познавать – вот в чём разум! Со
мной, Премудростью, продлятся твои дни и
умножатся годы жизни. *Если ты мудр, твоя мудрость служит тебе,
если
нагл – сам же и пострадаешь.* (Пр.8:1-3,32-9:11/&/)
*********************************************
/&/
новый перевод РБО, 2000 г.; содержит паремию вторника.