Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено: 21-Mar-2021 14:54
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Душа
моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается! И тогда смутишься.... Воспрянь
же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! (кондак
Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)
*
8 марта 2021 г. ст.ст., воскресенье 1-е Великого
поста
>
Споры о личности Христа не прекратились после собора 681 г., но продолжились
в иной форме в VIII и IX вв. Борьба развернулась вокруг святых
икон – изображений Христа, Богоматери и святых, – которые
держались и почитались как в храмах, так и в домах верующих.
Иконоборцы с подозрением относились к любым изображениям людей и Бога
и требовали уничтожить иконы. Противоположная сторона – иконопочитатели –
напротив, горячо отстаивала место икон в жизни Церкви.
Этот спор был не просто конфликтом двух концепций христианского искусства.
Речь шла о более глубоких вещах: о характере человеческой природы Христа,
о христианском отношении к этой природе и об истинном смысле
искупления.
> Не исключено, что иконоборцы испытали внешнее
воздействие иудейских и мусульманских идей. Знаменательно, что за три года
до первой вспышки иконоборчества в Византии мусульманский халиф Иезид
повелел уничтожить все иконы в пределах своих владений. Но иконоборчество
не было просто импортировано извне: внутри самого христианства всегда существовала
"пуританская" {Пуритане, последователи кальвинизма
в Англии в XVI–XVII веках, также были противниками икон. –
Прим. ред. рассылки.} точка зрения, осуждавшая почитание икон, так
как в любых зримых изображениях ей мерещилось скрытое идолопоклонство.
Когда императоры Исаврийской династии начали наступление на иконы, они получили
мощную поддержку внутри Церкви.
> Иконоборческая
смута, продолжавшаяся около 120 лет, пережила два этапа. Первый этап
начинается в 726 г., когда Лев III начал наступление на иконы,
и заканчивается в 780 г., с прекращением преследований при императрице
Ирине. Позиция иконопочитателей была поддержана Седьмым и последним вселенским
собором (787), состоявшимся, как и Первый собор, в Никее. Собор провозгласил,
что иконы следует держать в храмах и домах с тем же относительным
почитанием, какое выказывается другим материальным символам, например, "честно́му
и животворящему Кресту" или Евангелию. Второй этап иконоборчества
открывает Лев V Армянин в 815 г., а прекращает в 843 г.
другая императрица, Феодора, при которой иконопочитание опять восстанавливается,
и теперь уже навсегда. Заключительная победа святых икон в 843 г.
известна под именем "Торжества Православия"
и празднуется специальным богослужением в "неделю
Торжества Православия" –
первое воскресенье Великого поста. Главным защитником икон на первом этапе
иконоборческой смуты был св. Иоанн Дамаскин (675–749), а на втором
этапе – св. Феодор Студит (759–826). Иоанн мог действовать
с большей свободой, так как проживал на территории, подвластной
мусульманскому правителю, в недосягаемости для византийских властей.
То был не последний раз, когда ислам непреднамеренно выступал в качестве
защитника православия.
> Одна из отличительных черт православия –
то значение, какое в нём придается иконам. Сегодняшний православный
храм полон икон: алтарь отделяется от основного помещения церкви перегородкой
с иконами (иконостасом), другие иконы размещены по периметру храма.
Стены тоже могут быть покрыты фресковыми или мозаичными изображениями. Православный
верующий простирается ниц перед иконами, целует их и возжигает перед ними
свечи. Священник окуривает иконы ладаном и выносит их во время процессий.
Что означают все эти жесты и действия? Что означают сами иконы,
и почему Иоанн Дамаскин вкупе с другими их защитниками считал их
столь важными?
> Мы рассмотрим сперва обвинение в идолопоклонстве,
возводимое иконоборцами на иконопочитателей, затем – позитивное
значение икон как средств наставления, и наконец, их вероучительное
значение.
> 1. Обвинение в идолопоклонстве. Когда православный
христианин целует икону или простирается перед нею ниц, он отнюдь не совершает
грех идолопоклонства. Икона – не идол, {Более
подробно об иконах в Библии смотрите статью Рассказова А.М. "О священных
изображениях в Библии".} а символ; выказываемое образам
почитание обращено не на камень, дерево или краски, а на изображенное
лицо. На это указывал Леонтий Неаполитанский ( ок. 650) еще
до начала иконоборческой смуты:
>
Мы служим не природе дерева, а поклоняемся и служим Тому,
Кто был распят на Кресте... Когда две перекладины Креста соединены
вместе, я почитаю их ради Христа, на Кресте распятого; когда же они
разъединены, я выбрасываю их и сжигаю.{}
> Поскольку иконы – лишь символы, православные не <поклоняются>
им, а почитают их. Иоанн Дамаскин тщательно различает относительность почитания,
выказываемого материальным символам, и абсолютность служения, подобающего
одному лишь Богу.
> 2. Иконы составляют часть учения Церкви.
Иконы, по словам Леонтия, суть "открытые книги, призванные напоминать
нам о Боге".{} Они служат одним из средств,
применяемых Церковью для научения нас вере.
У кого недостает учености или досуга, чтобы изучать труды богословов,
тому достаточно войти в храм, чтобы увидеть представленными на стенах
все таинства христианской религии. Если язычник попросит тебя показать
свою веру, говорили иконопочитатели, возьми его в храм и поставь
перед иконами. Таким образом, иконы составляют часть Священного предания.
> 3. Вероучителъное значение икон. Здесь мы касаемся самого существа иконоборческой
смуты. Допустим, иконы – не идолы; допу́стим, они полезны
для наставления. Но необходимы ли они – или просто позволительны?
Действительно ли сущностно важно иметь иконы? Иконопочитатели отвечают: да, важно,
ибо иконы хранят истину и полноту догмата о воплощении. Иконоборцы
и иконопочитатели согласны в том, что Бога нельзя представить в Его вечной
природе: "Бога не видел никто никогда" (Ин 1:18). Но
сточки зрения иконопочитателей, воплощение сделало возможным религиозное изобразительное
искусство: Бог может быть изображен, потому что стал человеком и облекся
плотью. Иоанн Дамаскин доказывает: возможно изготовить материальный образ Того,
Кто воплотился в материальном теле:
В древности
Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Но теперь,
когда Бог явился во плоти и жил среди людей, я изображаю Бога
видимого. Я поклоняюсь не материи, а Творцу материи, сделавшемуся
материальным ради меня и соблаговолившему обитать в материи, дабы
чрез нее совершить мое спасение. И я не перестану почитать
материю, чрез которую совершено мое спасение. {Об иконах,
1,16 <(= "Три защитительных слова против порицающих/отвергающих
святые иконы", есть русский пер. В.В.Четыркина
(изд. 1913 г.) и др. переводы)>.}
> Отвергая изображения Бога, иконоборцы не вполне отдавали себе отчет
в сущности воплощения. Подобно всем пуританам, они впадали в своего
рода дуализм, когда усматривали в материи нечто оскверняющее, а потому
стремились освободить религию от любых соприкосновений с материальным.
Им казалось, что духовное должно быть не-материальным. Но отказаться
дать место человечеству Христа, Его телу, – значит изменить догмату
о воплощении, забыть о том, что нашему телу, как и душе, надлежит
спастись и преобразиться. Таким образом, иконоборческие споры тесно примыкают
к ранним спорам о личности Христа.
> Речь шла не просто
о религиозном искусстве, а о воплощении, человеческом спасении,
спасении всего материального космоса.
> Бог воспринял материальное
тело и тем самым показал, что материя может быть искуплена: "<Бог
Слово стал плотью, ... обожил плоть>", – говорит Иоанн Дамаскин.
{<Там же>, 1,21} Бог "обожил" материю, сделал ее "духоносной".
Плоть стала проводником Духа, а значит – хотя и по-другому –
им может быть также дерево и краска. Православное учение об иконах сопряжено
с общеправославной верой в то, что всё целокупное творение Божье,
как материальное, так и духовное, должно быть искуплено и прославлено.
Слова Николая Зернова (1898–1980), сказанные о русских, можно отнести ко всем
православным:
>
Иконы были для русских не просто произведениями живописи. Они динамично
выражали духовную силу человека, способную искупить творение посредством искусства
и красоты. Цвета и линии икон не старались подражать природе; цель художников
заключалась в том, чтобы показать: люди, животные, растения и весь космос
могут быть избавлены от нынешнего состояния упадка и восстановлены в их собственном
"Образе". Иконы служили залогом грядущего торжества искупленного творения
над падшим... Художественное совершенство иконы не только отражало небесную
славу – оно являло конкретный пример материи, восстановленной
в ее изначальной гармонии и красоте и служащей проводником
Духа. Иконы составляли часть преображенного космоса. {The Russians
and their Church (London 1945), pp. 107-108.}
> Иоанн Дамаскин утверждает:
>
Икона есть песнь торжества, откровение, нерушимый памятник победе <отличившихся ...
и позору побежденных и низверженных> бесов. {Об иконах,
II,11.}
> Завершение иконоборческой смуты, созыв Седьмого вселенского собора и торжество
православия в 843 г. знаменуют окончание второго периода в истории
Православия – периода семи Вселенских
соборов. Эти соборы чрезвычайно важны для Православной Церкви.
Они имеют не только историческое, но и вполне актуальное значение,
касаются не только ученых и священнослужителей, но каждого верующего.
"Даже необразованные крестьяне, – пишет Ден Стенли, –
которым в Испании или в Италии, в соответствующих классах жизненной
школы, совершенно неведомы Констанцский или Тридентский соборы, знают о том,
что их вера опирается на учение Семи вселенских соборов, и могут
надеяться еще увидеть своими глазами Восьмой вселенский собор, где будет обозначено
зло нашего времени". Православные часто называют себя "Церковью
семи соборов". Тем самым они вовсе не хотят сказать, будто Православная
Церковь утратила творческий дух после 787 г.
Но в эпохе соборов они видят великую эру богословия и, наряду с Библией,
принимают их в качестве мерила и правила при решении новых проблем,
возникающих в каждом поколении.
[
еп. Каллист (Уэр). Из кн. "Православная Церковь"
(из гл. "Византия, I: Церковь эпохи семи соборов") ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. Как это можно
сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
*Благодаря
вере Моисей, став взрослым, отказался называться сыном дочери фараона.
Он предпочел делить тяготы с народом Божьим вместо того, чтобы
наслаждаться временными удовольствиями греха. Оскорбления,
выпавшие на долю Помазанника Божьего, он счел богатством бо́льшим,
чем сокровища Египта: ведь он устремлял свой взор к будущей награде.
Благодаря вере он покинул Египет, не убоявшись царского гнева –
он был стоек, как человек, видящий Невидимого. Благодаря вере
он установил Пасху и окропление кровью, чтобы Ангел-Губитель не тронул
первенцев израильтян. ... Но сто́ит
ли продолжать? У меня не хватит времени рассказать о Гедеоне,
Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде, а также о Самуиле и пророках. Благодаря
вере они покоряли царства, вершили справедливость, добивались
того, что обещал им Бог, усмиряли львов, гасили яростный огонь, спасались
от острия меча, обретали силу после слабости, становились могучими в
бою, разбивали войска чужеземцев. Женщины получали умерших
детей воскресшими. Иных мучили до смерти, но они отказались
от свободы, чтобы обрести воскресение в лучшей жизни. Другие
же испытали на себе издевательства и побои, даже цепи и тюремные решетки.
Их побивали камнями, перепиливали пилами, убивали мечами. Они
скитались бездомные, одевались в овечьи и козьи шкуры, вели жизнь, полную
лишений, гонений, страданий. Те, кого весь мир был недостоин, блуждали
в пустынях, горах, пещерах и ущельях. Все они благодаря вере заслужили
от Бога похвалу, но не получили обещанного. И это ради того,
чтобы достичь совершенства они могли только вместе с нами, так
как для нас Бог предусмотрел нечто лучшее. И раз вокруг нас такая тьма
свидетелей, то нам надо снять с себя бремя цепкого греха и
бежать предстоящий нам забег терпеливо и стойко, не сводя глаз с Зачинателя
и Свершителя веры – Иисуса. Ради той радости, которая Ему
предстояла, Он, пренебрегши позором, претерпел смерть на кресте
и теперь сидит по правую руку от Престола Божьего.*
(Евр.11:24-28,32-12:2/*/)