Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено: 18-Mar-2021 17:39
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Душа
моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается! И тогда смутишься.... Воспрянь
же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! (кондак
Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)
*
5 марта 2021 г. ст.ст., четверг 1-й седмицы Великого поста.
Еще
одной темой, о которой хочется поговорить во время Великого поста этого
года - Нагорная проповедь. Конечно, о ней можно говорить бесконечно... Но мы
лишь вкратце коснемся отдельных моментов, дабы "напоминаниями пробудить в
вас чистый строй мыслей" (2Пет.3:1).
>
Чем блаженство отличается от нирваны
> В библейские
времена, как и в любые другие, люди желали себе и своим близким
благополучной и долгой жизни. Такая жизнь считалась в Ветхом Завете
главной наградой праведнику, хотя в книге Иова мы видим, что никакого
«автоматического воздаяния» ждать было нельзя. Главными признаками благополучия
были долголетие, потомство и богатство — праведник уходил в мир
иной, «насытившись днями», как насыщаются трапезой, и увидев «сынов
сыновей своих до четвертого колена». Но есть в Библии и еще
одно понятие, которое превосходит все эти простые дары свыше: оно называется
словом «блаженство».
> «Блажен муж, который…» —
этими словами начинается Псалтирь. Значит, не только первый Псалом,
но и вся книга Псалтырь, по сути, говорит о блаженстве —
вот только в ней мы не встретим советов, как вести́ свои дела,
как выбирать жену и воспитывать детей. Не то чтобы эти предметы
были недостойными упоминания в Священном Писании — книги Премудрости
(прежде всего Притчи Соломона) очень подробно говорят как раз об этом.
Но вот блаженство связывается с чем-то совершенно иным.
> Блаженство
для псалмопевца начинается с отказа от общения с нечестивцами,
от их жизненной позиции. В самом деле, очень часто в этом
мире люди стараются добиться процветания на пути греха: «не обманешь —
не продашь», «все так живут» — эти и подобные
оговорки ничуть не изменились за последние несколько тысячелетий. И библейский
путь к блаженству начинается с решительного отказа от совета нечестивых
и от пути грешных.
> А положительная программа очень проста:
«…в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет
он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод,
которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет;
и во всём, что он ни делает, успеет» (1:2-3). Такое дерево
никуда не торопится, ни о чём не беспокоится —
оно растет при непересыхающем источнике, радуясь жизни и принося
добрые плоды. Следующий, 2-й Псалом, говорит еще проще:
«Блаженны все, уповающие на Него» (12). Вообще, в Псалтири
говорится о блаженстве больше, чем во всех остальных ветхозаветных книгах,
вместе взятых, — если внимательно прочитать ее, всё самое главное станет
ясно.
> Значит ли это, что библейское блаженство подобно буддийскому
пониманию нирваны, совершенного бездействия и безмыслия? Вовсе нет; вслушаемся
еще раз в эти слова: «во всём, что он ни делает, успеет».
Они предполагают активное действие, и, если мы посмотрим на жизнь
людей, подходящих под определение Псалтири, мы увидим, что они
вовсе не были бездеятельны. Цари Давид и Соломон, например, прожили
насыщенную самыми разными событиями жизнь, притом жизнь не безгрешную. Человеку
свойственно грешить, но «блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи
покрыты» (Пс.31:1).
> Главное, что определяло жизнь этих царей —
преданность и доверие Богу, стремление искать Его волю во всех
событиях окружающей жизни. Именно об этом и говорит нам первое упоминание
о блаженстве во всей Библии: «Блажен ты, Израиль! кто подобен
тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч
славы твоей?» (Втор.33:29). Судьба такого человека или такого народа определяется
не прихотью случая, не его собственным расчетом, а волей Божией
об этих людях. Если им самим не хватит сил, умений или, говоря
обыденным языком, везения — всегда есть Кому прийти на помощь.
Та же Псалтирь говорит об этом так: «Блаженны непорочные в пути,
ходящие в законе Господнем. Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем
ищущие Его» (118: 1-2). Сытая и долгая жизнь в окружении многочисленной
семьи тут, с одной стороны, подразумевается, а с другой —
дело совсем не в ней, как подсказывает нам та же книга Иова. Общение
с Богом — ценность более высокого порядка, а «остальное
приложится вам», как говорил об этом Христос.
>
Евангельский парадокс
> Слово «блажен» —
первое в евангельской проповеди, но оно скорее шокирует, чем успокаивает
нас: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие,
ибо они утешатся» (Мф.5:3-4).
Это звучит парадоксально: Христос называет блаженными тех, кто с точки зрения
обыденной логики совсем на них не похож. Что же хорошего в нищете,
пусть даже она обусловлена духовными причинами, и уж точно не назовешь
счастливым того, кто плачет.
> Еще языческие мудрецы знали, что
житейское благополучие непрочно и недолговечно. Так, афинский законодатель
Солон отказался называть блаженным лидийского царя Креза, чьи сокровища вошли
в поговорку, прежде его кончины. Он оказался прав: счастье скоро изменило
Крезу и он потерял всё, как и библейский Иов, но в отличие от Иова —
безвозвратно.
> Но Христос говорит о таком блаженстве, которое раскрывается
именно в вечности. Достигший его человек оглянется на прожитую жизнь,
и ему не о чём будет сожалеть, нечего будет желать сверх того,
что он получил. Но разве известно, что ждет нас в вечности? Нет конечно.
Но есть некоторые признаки, словно указатели на дороге, которые показывают,
куда идти. Человек, искренне и настойчиво стремящийся ко благу,
его и обретет: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны
алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они
помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф.5:5-8).
Всё это звучит как развернутый комментарий на первый Псалом.
>
Но значит ли это, что можно говорить о блаженстве лишь в вечности,
что в этой жизни оно нам недоступно? В Евангелии неоднократно упоминаются
ситуации и поступки, которые ведут нас к блаженству уже здесь и сейчас.
«…Блажен, кто не соблазнится обо Мне» (Мф.11:6) —
так ответил Христос Иоанну Крестителю, а Петру, когда тот исповедал
свою веру в Сына Божьего, сказал: «…блажен ты, Симон, сын Ионин,
потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий
на небесах…» (Мф.16:17). И в другой раз, обращаясь ко всем
ученикам, сказал: «…блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю
вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели,
и слышать, что́ вы слышите, и не слышали» (Лк.10:23-24).
>
Вообще у Луки во многих притчах говорится о блаженстве человека:
блажен тот, кого Господин по пришествии найдет бодрствующими (см. 12:37-38);
кто собирает на пир нищих, чтобы ему воздалось в Царствии
(см. 14:13,14). Вновь мы видим не минутное состояние, а вектор
движения, направленный к жизни будущего века. Но что означают эти слова
для нашей повседневности?
> «Почитаю себя блаженным» (в Синодальном
переводе «счастливым») — так начал апостол Павел свою
речь перед царем Агриппой, когда был приведен к нему на суд. Трудно
назвать привлекательным положение, в котором находился Павел: он был арестован,
но сам арест в некотором роде спас ему жизнь, потому что среди его соплеменников
некоторые хотели его убить. На этом самом суде царь был готов просто
отпустить его, но Павел потребовал суда у римского императора, на что
имел полное право как римский гражданин. И царь вынужден был отправить его
в Рим. Очень мало походило это путешествие на те средиземноморские
круизы, которые сегодня позволяют себе избранные счастливчики. Блаженство для апостола —
это не состояние покоя, наоборот, это скорее борьба и победа, трудное
восхождение к вершине, это полнота жизни в Боге. Апостол Иаков в своем
послании говорил об этом так: «Блажен человек, который переносит искушение,
потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь
любящим Его» (1:12). А сам Павел выразил похожую мысль несколько
иначе: «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» (Рим.14:22).
>
О вечном блаженстве тех, кто входит в Царствие Божие, говорит Откровение
Иоанна Богослова, например, такими словами: «…блаженны званные на брачную
вечерю Агнца…» (19:9). Но и здесь конечная цель сочетается со всем
жизненным путем человека: да, можно получить приглашение, но и отказаться
от него. Собственно, вся земная жизнь человека есть принятие этого призыва —
и о том рассказывают повествования об Аврааме, о других ветхозаветных
праотцах и пророках, об апостолах и, наконец, о Самом Христе. Ведь
Новый Завет предлагает нам не просто некоторое количество наставлений о том,
как праведно жить на свете, но прежде всего — пример такой праведной
жизни.
> Евангелист Лука рассказывает (см. 11:27-28) об удивительном
эпизоде. Слушая речи Иисуса, одна из женщин сказала ему: «…блаженно
чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» Это действительно так,
и эти евангельские слова читаются в православной традиции на праздники,
посвященные Богородице. Но мы знаем, насколько непростым было ее блаженство:
невозможная с обыденной точки зрения беременность, роды в вертепе, бегство
в Египет и дальше — жизнь, полная опасений за Сына.
Это не говоря уже о Распятии, свидетельницей которого ей довелось стать
уже после того, как было произнесено обетование блаженства.
> Христос
ответил на это: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его».
Не только в избранничестве состояло блаженство Богородицы, но во всей
ее жизни, которая и стала ответом на Благую весть. И в той
мере, в которой мы можем откликнуться на обращенный к нам Божий
призыв, исполнить Его волю, воплотить Его замысел о нас, —
в той мере и мы способны стать причастными этому высшему блаженству.
И вся Библия — рассказ о людях, которые постарались
это сделать.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. Как это можно
сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
*Потупятся
надменные взоры, склонится гордость людская, лишь
ГОСПОДЬ будет высок в тот день. Это день ГОСПОДА
Воинств — на всё вознесшееся и гордое, и на высокое,
и на низкое! И на ливанские кедры, высокие и гордые, и
на баша́нские дубы! На
большие горы и крутые холмы, на любую высокую башню
и укрепленную стену, на тарши́шские
корабли, на суда с драгоценным товаром!
Склонится тогда
надменность, покорится гордость людская. Лишь ГОСПОДЬ
будет высок в тот день, а идолы сгинут бесследно! Люди
укроются в скалах, уйдут в норы, под землю, из страха
пред ГОСПОДОМ, из-за блеска и величия Его. Поднимется
Он — ужаснется земля!
В тот день возьмет человек золотых и серебряных
идолов, которых сделал, чтоб им поклоняться, и
швырнет их кротам и летучим мышам, и укроется в расщелинах скал,
будет прятаться в трещинах утесов из страха пред ГОСПОДОМ,
из-за блеска и величия Его. Поднимется Он — ужаснется земля!
Забудьте
же обо всех людях, обо всех, в ком есть дыханье, ибо
что они такое?* (Ис.11-22/*/)
*
* *
*ГОСПОДЬ Бог
сказал: — Плохо человеку быть одному. Я сотворю для него
помощника, ему под стать. ГОСПОДЬ Бог создал из
земли всевозможных зверей и птиц и привел к человеку, чтобы посмотреть,
как тот назовет их. Так животные получили от человека свои имена.
Всем домашним животным, всем птицам, всем зверям дал человек имена — но
не нашел среди них помощника себе под стать. Тогда ГОСПОДЬ
Бог погрузил человека в глубокий сон и вынул у него ребро, а место, где
оно было, закрыл плотью. Из ребра ГОСПОДЬ Бог
создал женщину и привел ее к человеку.*
(Быт.2:18-22/**/)
*
* *
*Да не покинут тебя вера и правда: надень
их, как ожерелье, на шею, запиши на скрижаль сердца — и будут
тебе милости и почести от Бога и от людей. Доверься
ГОСПОДУ всем сердцем, а не на собственный
разум полагайся. Каким бы путем ни шел, познавай ГОСПОДА, и
выпрямит Он твои стези. Не считай себя мудрецом, бойся
ГОСПОДА, сторонись зла — это будет целительно
для твоего тела и прибавит силы костям твоим. Уделяй ГОСПОДУ
от своего достояния и от первых плодов любого дела, и
исполнятся твои кладовые изобилия, переполнит давильни молодое
вино. Наставления ГОСПОДНЯ, сын мой, не отвергай, от
упреков Его не отвращайся. Ведь ГОСПОДЬ порицает
того, кого любит, как отец — драгоценного сына. Счастлив
человек, обретший мудрость, человек, достигший разумения. Лучше
мудрость обрести, чем серебро, ибо она золота ценнее, дороже
она, чем самоцветы, ничто желанное с ней не сравнится. В
правой руке у нее — долгоденствие, а богатство и почет — в левой. Доро́ги
ее — доро́ги радости, все
ее пути благополучны. Она — древо жизни для тех, кто ей привержен, и
блажен, кто с ней неразлучен.* (Пр.3-18/***/)
*********************************************
/*/
содержит чтение четверга, пер. А.Э.Графова /**/
содержит чтение четверга, пер. М.Г.Селезнева. /***/
из чтения четверга, пер. РБО, 2000 г.