Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено: 16-Mar-2021 10:24
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Душа
моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается! И тогда смутишься.... Воспрянь
же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! (кондак
Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)
*
3 марта 2021 г. ст.ст., вторник 1-й седмицы Великого поста.
>
Святитель Николай Сербский (Велимирович), основная часть жизни которого прошла
в первой половине ХХ в., так ответил на письмо одного из прихожан:
«Вы сожалеете о римской «культуре», понимая под ней «прекрасные
мраморные статуи, которыми были украшены улицы и площади Рима». А разве
не сожалеете вы о тысячах несчастных людей, которых волокли в цепях
и кандалах мимо этих статуй на казнь? В этом и состоит
основная разница между римским и христианским пониманием ценностей.
Римляне-язычники ценили государство и культуру выше человеческой жизни, а христианство
ценило и ценит человеческую душу выше государства, культуры и всего
мира. Ибо и государство, и культура ради человека, а не человек
ради государства и культуры. Человек создает государство и культуру
не как конечную цель жизни, а как вспомогательное средство
для достижения духовных и нравственных целей». {Цит. по:
Год души. Православный календарь с чтением на каждый день, 2009. –
М., 2008. С. 144.}
> О том же
писал и выдающийся русский мыслитель Николай Лосский (1870–1965). Напоминая
о словах Ф.М.Достоевского об абсолютной ценности человеческой личности,
о христианской природе её признания, он с печалью констатирует:
«При жизни Достоевского отход от христианской культуры еще не зашел
так далеко, но наше время {Речь идет о 1940-х годах.}
уже становится свидетелем исполнения предсказаний Достоевского. Там, где
абсолютною ценностью признаётся не Царство Божие и идеалы Христа, а коммунистический
строй, или раса, или государство, уже осуществляется такое истязание
человека и такое принижение личности, которое имеет подлинно сатанинский
характер». {Лосский Н.О. Достоевский и его христианское
миропонимание // Бог и мировое зло / Сост. А.П.Поляков, П.В.Алексеев, А.А.Яковлев. –
М.: Республика, 1994. С. 126.}
*
* *
> Противостояние двух «философий», двух мировоззрений –
холистского и индивидуалистского – зародилось в глубокой
древности. К.Поппер говорил, что «философия, которая ставит человека в центр
своего интереса, началась только с Протагора». {Поппер
Карл Раймунд. Открытое общество и его враги. В 2 тт.
Т. 1: Чары Платона / Пер. с англ. под ред. В.Н.Садовского. –
М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. С. 236.}
Но это V век до н.э. Однако уже законодательство Моисея (XIII век
до н.э.) пронизано идеей ценности личности. Известный русский правовед и библеист
А.П.Лопухин (1852–1904 гг.) отмечал: «При своей крепкой, органической связи
община не поглощала и не подавляла личную самостоятельность
отдельных членов ее, как это было во всех древних государствах,
напротив, служила обеспечением этой самостоятельности против незаконных притязаний
некоторых отдельных членов, осуществляющих тем главную цель Моисеева законодательства –
наибольшее развитие чувства свободы в народе». {Лопухин
А.П. Законодательство Моисея. Исследование о семейных, социально-экономических
и государственных законах Моисея. Суд над Иисусом Христом, рассматриваемый
с юридической точки зрения. Вавилонский царь правды Аммураби и его новооткрытое
законодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым / Под ред.
и с предисловием проф. В.А.Томсинова. – М.: Зерцало,
2005. С. 11–12.}
> Понимание ценности индивида
отнюдь не противоречит первой заповеди Декалога – о любви
к Богу (Втор.6:4-5). Обращаю на это внимание, поскольку среди аргументов
против ст. 2 <Конституции РФ> выдвигается как раз то, что
названное конституционное положение «ставит человека на место Бога», тогда
как именно Бог является высшей ценностью.
> Это ошибочно
даже не потому, что невозможно обеспечить следование такой ценности
в условиях свободы совести, а потому, что для верующих вообще не может
быть в духовной сфере никаких юридических императивов. Сама вера
и есть восприятие Бога как высшей ценности. Но ценности, выбираемой
самим индивидом. Если бы её провозгласило государство, это стало бы
насилием над индивидуальной волей, чего не позволяет Себе Сам Бог.
>
Самое же главное – включение Бога в официальную ценностную иерархию
приземляет, «обмирщает» понятие Творца мира, делает Его едва ли не равным
нам, тогда как все поколения людей, когда-либо существовавших на земле
и которые еще, возможно, будут существовать, даже взятые в совокупности,
не могут быть равны Создателю.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. Как это можно
сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
*Премудрость
на улице восклицает, на
площадях возвышает голос; в шумной толпе взывает, /
у городских ворот держит речь: 'Сколько можно простакам коснеть в простоте,
наглым –
наглостью тешиться, глупцам –
ненавидеть знание? Обернитесь на мой упрек –
/ изолью на вас мой дух и поведаю
вам мое слово. Я
позвала – а вы отвернулись; протянула
руку – но никто не замечает. Вы отвергли все мои советы
/ и не приняли моих упреков. Что ж, и я над
вашей бедой посмеюсь, поиздеваюсь,
когда настигнет вас ужас! Как буря, придет к вам ужас, и
беда, как ураган нагрянет; придавят
вас гнет и бремя. Тогда позовут меня – и не отвечу,
разыскивать
будут – и не найдут. За то, что они возненавидели знание и
отвергли страх ГОСПОДЕНЬ, не приняли мой
совет, / презрели все мои
упреки – вкусят они плоды своих дел, / замыслами
своими насытятся. Потому что простаков погубит своенравие,
глупцов
подведет их беспечность. А кто слушает меня, будет жить спокойно,
не
страшась никакой беды'.* (Пр.1:20-33/*/)