Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено: 17-Mar-2021 17:08
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Душа
моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается! И тогда смутишься.... Воспрянь
же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! (кондак
Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)
*
4 марта 2021 г. ст.ст., среда 1-й седмицы Великого поста.
>
Опасности невежества и аскетическое искусство
>
И поныне источник многих органических заболеваний психиатрия видит в психическом
расстройстве, в незнании элементарных принципов, управляющих душевным строем.
Юнг пришел к выводу, что корень проблем всех его пациентов –
в двусмысленности их религиозной позиции.{}
>
Тягостный дискомфорт современного человека связан с чувством тайной зависимости
от тех начал, которые он носит в своей душе и которых не знает,
не понимает или боится понять. Этот дикомфорт, вне зависимости
от того, осознаёт ли его сам человек или же нет, делает его
психическое равновесие хрупким и нестабильным. Несмотря на то, что стремительное
развитие психологии перевернуло знание о человеческой душе, наука отказывается
четко определить зыбкую границу между здоровьем и болезнью.
>
Как легко уязвим человек, невежественный во всём, что касается
его внутренней жизни! – в минуту одиночества или страданий
никакой общественный строй не защитит его, не разрешит конфликтов в его душе́.
>
Фрейд увидел в умственных расстройствах обходной маневр, выход из противоречий,
ставших невыносимыми: в конце концов, инстинкт самосохранения предпочитает
безумие самоубийству.
> Анализ не останавливается на уровне
психики. Заглядывая глубже, верующие психиатры обнаруживают расстройство духовное.
Согласно Юнгу, люди, за исключением клинических случаев, страдают от того,
что жизнь их лишена смысла, позитивного и творческого содержания. Человек
скучает от собственной скудости, заботы изматывают его до такой степени,
что, как пишет Юнг, «его комплексы сильно походят на демонов».
Это – преддверие искушения. Аскетам хорошо известны бездны «греховной
печали», предел которой в страшной «acedia», покинутости или крайнем унынии
отчаявшегося духа.
> Верующие же, в большинстве своем,
даже если они интересуются психологией, изучают психоанализ или обращаются
к психотерапевтам, проявляют крайнюю легкомысленность в религиозной
жизни: текущая по минутному вдохновению, в полном неведении ее природы
и законов, религиозная жизнь большинства верующих садится на мель и не может
справиться с безразличием и ощущением пустоты.
>
Позитивистские упрощения сводят грех к невежеству, преступление –
к влиянию социального окружения, зло – к несовершенству,
а аскезу – к гигиене. Понятие «грех» перестало приниматься
во внимание, уже мало кто понимает, что оно означает. По определению же
VI Вселенского собора, грех есть болезнь духа. С другой
стороны, из Пьера Жане известно, что «безумие есть потеря чувства реального».
Помешанный воспринимает реальность уже не так, как другие. Таким образом,
не отличать более грех от его противоположности – святости –
это функциональное расстройство, форма духовного безумия. {"Сказал
безумец в сердце своем: «Нет Бога»" (Пс 13:1).}
Когда апостол Павел требует различения добра и зла (Евр 5:14),
он стремится именно к возвращению к норме, духовному здоровью,
полноте реальности, включающей в себя земное и небесное.
>
«Человек, – говорит Паскаль, – есть среднее между ничем
и всем». Он колеблется между ничто и абсолютом. Такая двойственность
положения приводит его к обостренному чувству собственной ограниченности.
Даже достигнув вершины своего гения, человек остается Иовом: «Я прошу о помощи,
но нет справедливости». {Ср. в Синодальном
переводе: «Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет
суда» (Иов 19:7). –
Прим. пер.}
> На определенном
уровне рефлексия граничит с пессимизмом, разъедающим корни жизни. Развиваясь,
цивилизация провоцирует глубинную неуравновешенность человеческого разума, она поражает
техническими возможностями и вместе с тем – удивительной
поверхностностью прагматической философии. Вселенная становится огромной строительной
площадкой, где всё выражается в цифрах и подчиняется единому принципу
производительности и занимательности. Страх перед нечеловеческой анонимностью
ее несоразмерных человеку предприятий побуждает к бегству во всё
более и более неровный, прерывистый ритм – в стиле «атомного
века». Чем более подавляют и ограничивают нас нужды нового мира,
тем более общество стремится освободиться от всех табу и запретов,
и общее настроение выражает немой протест: современный мир, он за
или против человека?
> Биологический ритм земледельческих
цивилизаций, ориентиром которого было солнце, уступает место техническому ритму
надвигающегося массированного урбанизма. Жизнь в мире заводов и лабораторий
уже не органична, но организованна, ее железобетон убивает чувство
живой природы. Даже самое простое вещество таинств – вода, хлеб, воск,
огонь – исчезает из естественного употребления в человеческом
быту или же фальсифицируется, уже не являясь привычным и понятным
изображением космоса. Литургический символизм также не воспринимается, ритуал
перестает быть непосредственно понятным, требуя многотрудного посвящения. Новые
поколения становятся всё более и более чужды символам священного.
>
Современный символизм нашел себе пристанище в эмблемах и аббревиатурах.
Слова обезвожены, и самые обычные предметы кажутся потерявшими свой первоначальный
смысл. В современных храмах свечи заканчиваются электрическими лампочками –
гибрид, который затрудняешься даже назвать.
> Тем не менее
именно этот мир продолжает оставаться объектом забот Бога. Он призывает христианскую
мысль к творческому усилию, указывает на необходимость перевести в современные
понятия обширное наследие прошлого, а драгоценный опыт великих духоносцев
привести к гармоническому согласию с самыми дерзновенными примерами
жизни, мысли и искусства.
> Речь идет не о модернизме,
но о ви́дении того, что пребывает над временем и тем самым
управляет историей и судьбой человека. На этом уровне духовная жизнь
может вновь открыться человеку изумленному, ставшему внимательным к знамениям.
>
В современных условиях, под гнетом перегрузок и нервного истощения
чувствительность изменяется. Медицина защищает и продлевает жизнь, но в то же
время уменьшает сопротивляемость к страданию и лишениям, поэтому и христианская
аскеза, которая есть лишь метод на службе у жизни, постарается адаптироваться
к новым условиям. Героическая Фиваида брала на себя исключительные посты
и уставы, теперь же борьба перемещается, человек не нуждается в дополнительном
долоризме {Учение о пользе и нравственной ценности страдания. –
Прим. ред.}; власяница, цепи,
самобичевание лишь сломили бы его, не принеся никакой пользы. Умерщвлением
плоти сейчас был бы отказ от всякой потребности в допинге: скорости,
шуме, алкоголе и всякого рода стимуляторах. Аскезой станет скорее возложенный
на себя отдых, дисциплина периодического и регулярного покоя, тишины,
в которых человек обретает способность – даже в сердце всех
шумов мира – остановиться для молитвы и созерцания, и главное –
внимать присутствию других. Пост, в противоположность налагаемому на себя
изнурению плоти, будет отказом от излишеств, разделением их с бедными,
улыбчивой гармонией.
> Подобно ликам святых, форма
аскезы отражает эпоху. Как симптоматично, что в уставшем, раздавленном
тяжестью забот мире, св. Тереза говорит о духовном детстве, прокладывает
«тропинку» и приглашает за «стол грешников». Глубинная психология,
со своей стороны, привлекает внимание к трансцендентности смирения
и к воплощению духовного в социальной жизни. Современная аскеза
видит себя на службе у человеческого, которое было воспринято в Воплощении;
она решительно сопротивляется всякому умалению или устранению человека.
>
«Я уже не называю вас рабами, но Я назвал вас друзьями» (Ин 15:15).
Эти слова Господа возвещают полноту меры возраста человека, когда человек
превосходит человека. Духовная жизнь ориентируется на божественную Дружбу,
аскеза освобождается от исправительной ментальности и переходит к профилактической
терапии. Похоже, что повсюду монашество начинает постепенно искать уже
нечто большее, чем просто соматическая и психологическая аскеза Средних веков,
а именно – эсхатологическую аскезу первых веков, такой акт веры,
который претворял бы всё человеческое существо в радостное ожидание
Парусии.
> Опытные духовные наставники, «старцы», сейчас
более редки, чем когда-либо, но зато уже существует обширная аскетическая
литература, излагающая очень точное знание человеческой души. Если Фрейд и Юнг
выражают восхищение психологическим гением Достоевского, то это потому, что он
очень многое почерпнул из писаний великих духовных подвижников прошлого.
>
Начиная с Климента Александрийского и Оригена духовная жизнь носит название
аскезы. Это слово означает старание, упражнение, труд. Негативная аскеза
ограничений сочетается с позитивной аскезой стяжания харизм и духовного
возрастания в них. В широком смысле слова аскет – это христианин,
внемлющий призыву Евангелия, заповедям блаженства, ищущий смирения и чистоты
сердца, дабы сделать свободным своего ближнего. {Ср.: «…Чтобы
каждый объявил свободу брату своему и ближнему
своему» (Иер 34:17). –
Прим. ред.}
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. Как это можно
сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
*Сын,
если примешь мои слова / и мои наказы сохранишь в душе́, склонишь
слух к мудрости / и сердце обратишь к разумению; если
ты призовешь познание / и будешь взывать к разумению; если
будешь желать его, как серебра, и
будешь искать, словно клад — то постигнешь страх ГОСПОДЕНЬ
/ и обретешь познание Бога. Ибо ГОСПОДЬ
дает мудрость, / и от уст Его — знание и разум; Он
приготовил победу для честных, и
щит для живущих непорочно. Он хранит пути справедливости
/ и дорогу верных бережет. Тогда постигнешь праведность,
справедливость и
прямоту всех добрых путей. Ибо войдет к тебе в сердце мудрость и
знание усладит твою душу. Прозорливость будет оберегать тебя, разум
будет тебя хранить, чтобы избавить от дурного пути, от
человека, чьи речи бесчестны; от людей, что сходят с прямых дорог, чтобы
идти путями тьмы, радуются злодеяниям, / наслаждаются
злом и развратом и по кривым стезям,
/ по следам своим
кружат. Так убережешься ты от чужой жены,
от замужней с ее ласковой речью — от той, что покинула друга юности своей и
завет Бога своего забыла. Ибо ее дом — смертельная ловушка, путь
ее ведет к теням подземным. Кто к ней вошел, не вернется назад и
уже не ступит на путь жизни. Поэтому ходи дорогой добрых,
/ пути праведников держись. Ибо кто честен — будет жить на
земле и
кто непорочен — останется на ней. А нечестивцев отвергнет земля, / и
неверные будут искоренены.* (Пр.2/*/)