Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено: 24-Mar-2021 11:24
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Душа
моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается! И тогда смутишься.... Воспрянь
же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! (кондак
Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)
*
11 марта 2021 г. ст.ст., среда 2-й седмицы Великого поста.
> Слово «духовный»
отсылает к Святому Духу и указывает на уровень бытия, свойственный
«рождению свыше» и «мистическому браку»; он открывает протофеномен всякого
человеческого существа, внимательного к своим небесным началам.
>
Христос рождается, умирает и воскресает не только в истории, но
и в глубине человеческого духа: на это указывает крещение. Именно
там, в этой внутренней глубине, завязываются отношения между Богом и человеком
и намечается путь духовной жизни, которая всегда – встреча. Бог выходит
из Самого Себя к человеку, а человек покидает свое одиночество
и встречает своего Другого: «Ты никогда никем не пренебрег, это
мы скрываемся, сами не желая прийти к Тебе», – говорит св.
Симеон <Новый Богослов>. {Начало божественных гимнов.}
> Таким образом, слагаемые духовной жизни не ограничены
только человеческим. Данте говорит о трех участниках божественной комедии:
Боге, человеке и Сатане. Аскеты конкретизируют эти противоборствующие воли:
спасительная Божья воля, действующая в человеке как призыв, приглашение,
т.е. теономия – ее человек принимает, делая своей; воля человека,
нестабильная и проблематичная, – автономия, заключающая
его в самом себе; наконец, демоническая воля, чуждая человеку, заставляющая
его выйти из себя самого, не приготовив ему встречи, –
это гетерономия: подавление, порабощение, гибель.
>
Очень немногое можно сказать о божественном слагаемом духовной жизни;
более уместно умолкнуть и почтить эту область молчанием. Инициатор,
Бог, в Своем Присутствии полностью трансцендентен. «Не плоть и не кровь
открыли тебе это, но Отец Мой, который на небесах» (Мф 16:17,
<СРП:
"тебе открыли это не люди, а Мой Небесный Отец">)
или: «И это не от вас, Божий дар» (Еф 2:8,
<СРП:
"И не за ваши заслуги – это Божий дар!">).
Дар безвозмездный: единственно по Любви Бог соделывает из человека
свое троическое местопребывание: «Мы придем и обитель Себе у него
сотворим» (Ин 14:23,
<СРП:
"мы с Ним вместе придем к нему и поселимся у него">).
Это акт несравненного величия, он несоизмерим ни с каким человеческим
усилием; Троица просто живет в душе́ в соответствии со способностью
человека ее вместить, как говорит св. Макарий.
>
Современный духовный писатель на редкость удачно выразил ту же мысль:
«Бог открывает Себя людям смотря по их жажде: Он дает лишь каплю
тем, кто не в состоянии выпить более; но Он желал бы отдать
все волны Своего моря, дабы христиане могли, в свою очередь, утолить
жажду всего мира».{}
> Очевидно,
что на этом уровне божественной инициативы не существует никакого
метода, никакой техники духовной жизни. Благодать раздает свои дары,
человек же здесь – только вместилище, удивленное
и повергнутое, подобно ангелам, в глубокое восхищение.
> Бесовское слагаемое представляет собой препятствие: противник –
«человекоубийца от начала, отец лжи» (Ин 8:44,
<СРП:
"он всегда был человекоубийцей, ... отец лжи">) –
ведет непрерывную борьбу: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно
было стать против козней дьявольских» (<Еф 6:11,
СРП:
"Наденьте Божьи доспехи – тогда вы сможете устоять перед
кознями дьявола", ср. 1Петр 5:8>).
>
На этом уровне человек чувствует, что призван к активным действиям.
Здесь дело за мастерством, той очень тонкой стратегией «невидимой брани»,
которая и составляет аскезу.
> Наконец, собственно человеческое
слагаемое, жаждущее подняться над всякой борьбой, находит выражение преимущественно
в литургическом поклонении: «Буду петь Богу моему, доколе есмь» (Пс 104:33).
>
Анонимный средневековый мистик выразил это короткой и красивой фразой:
«Я осёл, но я везу Господа моего».
> «Се,
стою у двери и стучу, Если кто услышит голос Мой и отворит дверь,
войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр 3:20,
<СРП:
"Вот, Я стою у двери и стучу. Кто услышит Мой голос
и откроет Мне дверь, Я войду к тому человеку, и мы сядем
с ним вместе ужинать".>). На обращение стучащего Бога
отвечает чуткость человека, полностью устремленного к этому событию: услышать
и распахнуть дверь своего бытия, броситься к ногам Вошедшего и возлечь
с Ним за пиршественный стол. Св. отцы любили комментировать притчу о блудном
сыне, говорящую о решимости как акте, помещающем человеческое действие
внутрь действия божественного: "Придя в себя, сказал: …пойду
к отцу моему… встал и пошел к отцу своему» (Лк 15:17–20,
<СРП:
'одумавшись, сказал себе: "... Пойду, вернусь к отцу..." И он
немедля пошел к отцу'.>).
> Это решение,
согласно св. Кириллу, и делает человека из званого – избранным.
Это подлинно творческое усилие позитивной аскезы, и если оно не обретено
в первую очередь, учит св. Макарий, если оно не предшествует аскезе
негативной, нормативной и дисциплинарной, то последняя просто бесполезна.
>
Мудрое предостережение накануне Великого поста гласит: «Дьявол не ест, не пьет
и не вступает в брак, но этот с виду самый большой аскет
не становится от этого менее дьяволом». «Итак, посты, бдения, отшельничество
нужны для главной цели, т.е. чистоты сердца, которая есть любовь», –
учит Кассиан, цитируя авву Моисея. {Собеседования египетских
подвижников. Авва Моисей VII.}
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. Как это можно
сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
*Пей
из своего водоема, черпай
из своего колодца. Зачем твоим водам проливаться на улицах,
растекаться по площадям? Оставь их себе одному, не
дели с чужими. Да будет благословен твой родник, да
будет в радость жена юности твоей. Лань любимая, козочка милая -
ее
грудь утолит тебя во всякое время, любовь
к ней пьянит тебя непрестанно. И зачем, сын мой, опьяняться чужой женой,
обнимать стан замужней? Ведь открыты ГОСПОДУ
все пути человека,
все дороги людские Он ведает. Нечестивый попадет в сети зла своего,
запутается
в собственных грехах. Погубит его недостаток воспитания, избыток
глупости с пути собьет. Сын мой! Если ты поручился за другого, за
чужого поруку дал то на собственном слове ты попался, собственным
словом был пленен. Что угодно делай, сын, но избавься, ибо
ты теперь в чужой власти. Падай
в ноги, умоляй, не отставай, гони от себя сон, глаз
не смыкай, спасайся, как газель от погони, как
птица от ловца.* (Пр.5:15-6:5/&/)