Когда
придет Сын человеческий в славе и с Ним все Его ангелы... (Мф.25:31)
>
Концепция <осуществлённой (realized)> эсхатологии
противостоит другой концепции – <футурологической> (радикальной)
эсхатологии; последняя усматривает в учении Иисуса о Царстве Божьем
значительное влияние иудейской апокалиптики. Если континентальная теология разрабатывает
в основном <футурологическую> теологию, то представители англоамериканской
традиции нередко настаивают, что <футурологические> аспекты Царства
нужно принимать во внимание в последнюю очередь. Нек-рые ученые относят
апокалиптические мотивы лишь к малосущественным раннехристианским наслоениям,
но большинство специалистов по НЗ видят в языке апокалиптики символическое
отражение глубокой теологической реальности. Иисус, доказывают они, считал, что
Его служение знаменует приход Царства; другими словами, в служении Христа
нашла выражение именно эсхатологическая реальность.
>
С концепцией <осуществлённой> эсхатологии часто отождествляется имя Ч.Г.Додда –
именно он бросил эпохальный вызов интерпретаторам, выступающим
с "апокалиптических" позиций. В своем основном труде "Притчи
о Царстве Божьем" (Parables of the Kingdom,
1935) {Рус. пер. – "Притчи Царства"
// "Хиллтоп", б/г. – Прим. ред. рассылки.}
Додд проанализировал различные места, где говорится об уже существующем
Царстве. Иисус, по Додду, не имел в виду всевластие ("царство")
Бога в человеческой истории, а указывал на неповторимый и окончательный
характер установления Царства. Эсхатологическая энергия Бога пришла в действие
при земной жизни Иисуса и окончательно высвободилась в Его смерти.
Именно поэтому в Лк 11:20 мы читаем, что сам Иисус открывает
эту новую энергию: "Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то конечно
<уже пришло к вам> Царствие Божие". В Лк 17:20 и <слл.>
приводится аналогичное свидетельство того, что Иисус отвергает видимые знаки
Царства: "не придет Царствие Божие <зримым> образом". Особое значение
отводит Додд притчам "<роста>"
(о зернах и плевелах, о горчичном зерне, о сеятеле; особенно
см. Мф 13).
> Несомненно,
возвещение Царства меняет всю картину, нарисованную <футурологической>
эсхатологией. "Эсхатон переместился из будущего в настоящее, из области
ожиданий в область реализованного опыта" ("Притчи о Царстве
Божьем"). По Додду, этот момент должен быть твердо зафиксирован как
отправной пункт интерпретации, поскольку соответствующее учение Иисуса отчетливо
и лишено всякой двусмысленности. "Иисус учит о своем служении как <об "осуществлённой>
эсхатологии" – вхождении в этот мир "грядущего мира" через последовательность
беспрецедентных и неповторимых событий в их реальном действии"
(Там же). Так, когда Иисус говорит: "блаженны очи, видящие то, что
вы видите!" (Лк 10:23), Он подразумевает собственные мессианские
действия, к-рые сами по себе возвещают эсхатологическое Царство Божье:
"Оно уже не грядет; оно здесь" (Там же).
>
Концепция <осуществлённой> эсхатологии вызвала много критики. Ученые тут же
показали, что Додд неправ в своей трактовке
многих <футурологических> текстов (напр., Мк 9:1; 13:1 и <слл.>;
14:25). В последовавшем ответе критикам "Приход Христа" (The Coming
of Christ, 1951) Додд признал существование <футурологических>
речений, однако интерпретировал их как предсказания о трансцендентном
веке. Но Н.Перрин доказал, что в иудаизме не было такой концепции
Царства и что Додд неверно интерпретировал текст, употребив применительно
к иудейскому учению чуждые греческие категории.
>
Большинство интерпретаторов видит в эсхатологии синтез реализованных и <футурологических>
компонентов. Додд убедительно продемонстрировал, что благодаря явлению Иисуса
эсхатологический кризис наложился на наше историческое время. Однако следует
добавить, что история еще ожидает своего завершения, когда придет Царство
в его апокалиптическом могуществе.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. Как это можно
сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
*Пища
не приведет нас к Богу. Если мы не едим, мы ничего не теряем, если
мы едим, ничего не приобретаем. Но смотри́те,
чтобы эта ваша свобода не стала камнем преткновения для слабых. ...
А поэтому, если пища может стать причиной падения моего брата,
я лучше не буду есть мяса вовек, лишь бы не стать причиной падения
моего брата.*
(1Кор.8:8-9,13/+/)
*********************************************
/+/
из апостольского чтения "воскресенья о Страшном суде".