> Иоанн понимает, что его омовение
всего лишь подготовительный этап, потому что вслед за ним придет Тот, кто
неизмеримо больше его. Он недостоин даже исполнять рабскую обязанность снимать
с Него Его обувь. Тот, кто придет, будет омывать не только
водой, но и Святым Духом (у Матфея и у Луки: Святым Духом
и огнем. Вероятнее всего, эти слова следует понимать или как огнем
Святого Духа, или огненным Духом, что означает полное очищение: насквозь
греховный человек погибнет от этого огня, а человек,
искренне раскаявшийся и вернувшийся к Богу, будет очищен "от всяких
примесей"). Иоанн понимает то очищение,
которое осуществится во время Суда. Он лишь предтеча, а в 4-м Евангелии
он объявляет себя не более чем голосом.
> Здесь надо сказать несколько
слов о Святом Духе, так как он понимался в Библии, а не в наши
времена. Дух назван святым, потому что он принадлежит святому Богу. В еврейском
языке это слово (ру́ах ветер; дыхание; дух) чаще
всего женского рода, а в греческом пне́вма
среднего. Это Божий "ветер", отвеивающий мякину и шелуху, это огонь,
сжигающий всякую нечистоту, выжигающий примеси и оставляющий чистое золото.
Это Божественная энергия, при помощи которой Бог может действовать в сотворенном
Им мире. Он знаменует наступление Нового
Века, с приходом которого установится Царство Бога, то есть суверенное
правление Бога во всём мироздании. Неизвестно, кого ждал Иоанн
возможно, прихода самого Бога.
> И вот к Иоанну приходит Иисус.
Евангелист ничего не рассказывает об Иисусе:
ни как Он выглядел, ни как был одет и даже почему Он появился
на Иордане. О нём сказано лишь то, что он пришел из Назарета, маленького
городка в полуязыческой Галилеи. Это и не нужно,
ведь Евангелия были написаны для людей, услышавших устную проповедь
(ке́ригму) и поверивших в Иисуса. Знать, как Он выглядел,
конечно, интересно, это удовлетворило бы наше любопытство, но только
отвлекло бы внимание от главного. Позже этим займутся апокрифы.
>
Итак, Божий Помазанник приходит как человек с самым обычным и распространенным
в то время именем (Ешуа́гу, сокращенно: Ешу́)
и живет не в Иерусалиме, религиозном центре мира, а в глухой
провинции. Слова Иоанна исполнились, но читатель может почувствовать себя
даже разочарованным: вместо грозного явления с бурей
и громами, с трубой архангела, вместо того, у ног которого
прострется Иоанн, к нему приходит незаметный в толпе других паломников
человек. Никаких величественных теофаний, никакой бури и землетрясения. Вместо
того, чтобы омывать Духом, Он сам приходит к тому, кто недостоин
развязать ремень Его сандалий приходит, чтобы Иоанн омыл Его.
Человеческие ожидания никогда не исполняются буквально Бог всегда
неожиданен.
* * *
> Не может не возникнуть
вопрос, почему Иисус пошел для омовения. Ведь все новозаветные авторы единодушны
в том, что Иисус безгрешен. Были различные попытки объяснить это. Есть очень
простая, в апокрифическом Евангелии евреев: Иисус пошел к Иоанну по настоянию
семьи. Хотя Иисус сначала возражал, задав вопрос, какой грех Он совершил,
Он всё же проявил себя послушным сыном и пошел. Сохранился также крошечный
отрывок из другого апокрифа, где сам Иисус говорит: "Святой Дух,
Моя Мать, взял Меня за волос головы Моей и отнесла на Иордан".
По мнению многих комментаторов, Иисус видел в омовении Иоанна начало
собирания "святого остатка" перед наступлением Владычества Бога
и пришел, чтобы присоединиться к нему. Так, из 4-го Евангелия
можно сделать вывод, что Иисус был какое-то время учеником Иоанна. Или же
Он отождествляет себя с грешниками, и тогда Его омовение становится
началом Его крестного пути. Или Он видит в омовении волю Отца и смиренно
исполняет Свой религиозный долг. Юстин Мученик сообщает, что по мнению многих,
Мессия должен быть помазан Ильей и только после этого Он осозна́ет
себя Мессией и обретет силу (ср. Ин 1.32-33). В таком
случае Он приходит на Иордан, чтобы Иоанн, отождествляемый с Ильей,
явил Его миру. Существует еще много различных
предположений, но вышеперечисленные самые разумные.
> Но если
мы не совсем понимаем причину прихода Иисуса к Иоанну, совершенно понятно,
что́ там произошло.
> Но об этом в следующий
раз.
[ В.Н.Кузнецова. Посты
в Фейсбуке
(под замком), 8 и 10.I.2020 ]
* * *
Во Иордане когда принимал
Ты омовение, Господи, / открылось поклонение Троице, / ибо голос Родителя
свидетельствовал о Тебе, / возлюбленным Сыном Тебя называя, / и Дух в
образе горлицы / подтверждал Его слов непреложность. / Явился Ты, Христе Боже,
/ и мир просветил слава Тебе!
Ныне явился
Ты всей земле, / и Свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, / познавших
Тебя и воспевающих: / "Пришёл Ты и явил Себя, / Свет недоступный!"
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить
на вопросы... #
---------------------------------------------------------------
| Буду благодарен за материальную поддержку
проекта. | |
Как это можно сделать, описано на странице
| | www.messia.ru/pomoch.htm.
|
—--------------------------------------------------------------
*Великая
Божья доброта осияла светом спасения всё человечество. Бог
учит нас жить в этом мире разумно, честно и свято, отказавшись
от безбожной жизни и суетных страстей, и
дожидаться блаженного Дня надежды – явления
в славе великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Он
отдал себя за нас, чтобы выкупить из рабства злу и
очистить народ, который
будет принадлежать Ему одному и
ревностно стремиться к добру. ... Мы
когда-то были глупы, упрямы, беспутны, были
рабами всевозможных желаний и удовольствий, жили,
полные злобы и зависти, сами
ненавистные и ненавидящие друг друга. Но
когда миру была явлена доброта
нашего Спасителя Бога и Его любовь к людям – не
по нашим "праведным" делам, которые мы совершали, но
по Его милости, – Он
спас нас, очистив водой возрождения и обновив Святым Духом.
Он щедро излил Свой Дух
через Иисуса Христа, нашего Спасителя, чтобы
мы, оправданные по Его великой доброте, стали
наследниками вечной жизни, на которую уповаем.* (Тит.2:11-14;
3:3-7/*/)