> Мария была чиста – но и Ева
была чиста. Обе были святы, и именно поэтому обе были не менее,
а более свободны, чем грешные люди. Эта свобода делала их не менее,
а более людьми, их испытание было не замутнено первородным грехом,
но от этого не делалось легче: Ева не выдержала, Мария –
выдержала. Так обнаруживается, что главное совершается в той таинственной
глубине души, над которой не властны никакие обстоятельства, где сливаются
вместе воля, ум, чувства. Иисуса позднее назовут (1Кор.15,45) «последним
Адамом», родоначальником преображённого человечества; Марию – новой
Евой.
> Рождество
> Мария не посмела
заговорить с Иосифом о том, что с ней произошло, а больше
всего на свете ей нужно было поделиться с кем-то. Она поспешила
к Елисавете, ведь ту упомянул ангел, – пошла вверх, в горы,
где в городке Бет-Захария неподалеку от Вифлеема носила будущего Предтечу
её родственница. Елисавета, еще до того, как Мария заговорила,
почувствовала, как её охватывает пророческая сила. Она вслух сказала, что чувствует:
к ней пришла Матерь её Господа. Это были странные до безумия
слова: веровавшие в Единого Бога иудеи не могли даже помыслить о том,
что у Господа может быть мать. Обрадовалась и Мария, найдя в Елисавете
понимание и сочувствие тому неизвестному, что ей предстояло пережить.
Но приходит Елисавете время рожать, и Мария возвращается домой к Иосифу,
в Назарет. Она остаётся наедине со своей Тайной.
> Ребёнку в её чреве
было три месяца. Узнав об этом, Иосиф решил, что Мария изменила
ему, согрешив с каким-то мужчиной. По доброте он не захотел, как того
требовал обычай, выставлять на публичный позор свою невесту (они были
только помолвлены, названы мужем и женой, а свадьбу тогда справляли
лишь через год после обряда помолвки) и решил тихо с ней расстаться.
Но во сне Иосиф услышал голос, в достоверности которого не сомневался
и тогда, когда проснулся: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся
в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и ... Он спасет
людей Своих от грехов их» (Мф 1,20-21).
> С той минуты
Иосиф делал всё, чтобы помочь Марии. Ни единого слова Иосифа не сохранила
Библия, он согласился с Богом безмолвно и решительно, отодвинув
свою гордость, сомнения и непонимание в сторону, как отодвигал
неудачно обтёсанный камень, чтобы тот не попал в кладку дома. В сущности,
Иосиф стал первым христианином.
> Роды неудачно пришлись на время
переписи населения, которую устроили римляне. Иудеи ругались, они считали
перепись делом греховным – один Бог знает, сколько на свете людей,
а уж язычники на такое знание права не имеют, да и налогами
всех потом обложат. Бранились, но императорский эдикт выполнять приходилось. Иосиф
с женой отправились в Вифлеем, где некогда жили предки Иосифа, где до сих пор
он числился жителем. Город был переполнен такими же приехавшими к переписи
людьми, в гостинице не нашлось мест, с трудом удалось найти пристанище
в яслях – загоне для скота рядом с гостиницей.
>
Поклонение и бегство
> Облегчение и радость, что роды
закончились благополучно, обернулись новыми тревогами. Всю жизнь Мария помнила
и рассказывала, как на пороге яслей в ночной тьме вдруг появились
огромные люди. Страх оказался напрасным: то были не грабители, а местные
пастухи, которые бросили своё стадо и поспешили в Вифлеем, потому
что увидели ангела и, как они выразились, «многочисленное воинство небесное».
Ангел сказал им, что в Вифлееме на радость всем людям родился Спаситель,
Мессия, Господь, который сейчас лежит в пеленках в загоне для скота.
> Через восемь дней над новорожденным совершили все положенные обряды,
как над обычным ребёнком, и дали ему обычное, в общем-то,
имя: Иисус (точнее, «Иешу́а», что по-еврейски означает «Ягве́ спасает» <...>).
Меньше всего Мария с Иосифом собирались с кем-то делиться своей тайной.
> Малыш через несколько недель окреп и, по обычаю, вся семья
отправилась в Иерусалим <..>, чтобы принести
Богу жертву в Храме Соломоновом. Денег в кошельке было так мало
после всех приключений, что и жертва была самая дешёвая – два птенца.
> В огромном здании, блестевшем золотом, все глядели на величественных
священников, никто не вглядывался в похожих друг на друга «амхаа́рецов»,
«земляных людей», как пренебрежительно называли крестьян. Но к Марии подошёл
старец Симеон – даже священники знали и почитали этого жителя
столицы за праведность и благочестие; люди поговаривали, что Симеон
уверен в скором приходе Спасителя настолько, что думает увидеть Мессию ещё
при жизни.
> Старец попросил подержать Ребёнка и, охваченный радостью,
молился, благодаря Бога за то, что увидел Спасителя всех народов,
Который прославит Израиль. Симеон почувствовал, что Бог «отпустил» его –
то есть освободил от неуверенности, которая где-то в глубине его сердца
таилась, освободил от напряжённого ожидания, освободил, соединив с Собою.
И вновь Мария с Иосифом не стали кричать о происшедшем и вернулись,
откуда пришли; молчал и Симеон.
> Через несколько месяцев, однако,
в Вифлееме появились люди, далёкие от веры в Спасителя, люди, в поле
зрения которых Иисус попал случайно. То были трое магов, волхвов –
астрологов – из какой-то далёкой восточной страны. Верили они
только в то, что движение звёзд открывает великие тайны, и, по своим
сложным расчётам, решили, что им следует идти в Иудею поклониться новорожденному
наследнику иудейского царства. Что они поверили в свои расчеты, была
не беда; беда была, что они поверили в них не до конца
и, придя в Палестину, явились сперва ко двору царя Ирода Великого –
разве не при царском дворе рождаются цари?
> Лучше бы волхвы
оставались дома! Ирод до сумасшествия боялся соперников, он убил собственных
троих детей, заподозрив в них соперников. Слова волхвов, учёные рассуждения
придворных богословов о том, что, согласно Священному Писанию, в Вифлееме,
несмотря на его ничтожность, родится некий Вождь, могли казаться вздором,
но рисковать он не собирался.
> Волхвы, поняв, что ошиблись,
пошли дальше, а он ждал возвращения волхвов, чтобы выяснить, какой именно
ребёнок кажется им будущим царём. Те не вернулись. Уже не звёзды, а самое
загадочное в мире – откровение от Бога, приходящее во сне,
но похожее на сон не больше, чем настоящий солдат на оловянного, –
заставило магов нарушить обещание и бежать на родину, минуя Ирода. И откровение
же побудило Иосифа, взяв семью, бежать в Египет.
> Ирод, не подозревая,
что в человеческую историю вмешался Бог, поступил так, как всегда поступают
те, кому власть дороже человека: приказал убить всех детей младше двух лет
в Вифлееме и окрестных деревнях.
> Попытка волхвов насильно разузнать
тайны неба обернулась гибелью невинных; Бог не мог защитить младенцев, не нарушая
свободы тирана.
> Ирод умер всего через несколько месяцев от артериосклероза,
не подозревая, что пытался убить Бога, да не сумел. Царство его разделили
между выжившими тремя детьми Ирода. Одному из них –
Ироду Антипе – досталась Галилея, где находился Назарет. Туда вскоре
вернулся из Египта Иосиф с семьёй.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить
на вопросы... #
---------------------------------------------------------------
| Буду благодарен за материальную поддержку
проекта. | |
Как это можно сделать, описано на странице
| | www.messia.ru/pomoch.htm.
|
---------------------------------------------------------------
*Многократно
и многообразно говоривший в прошлом с нашими отцами через пророков,
Бог в эти последние дни говорил с нами через Сына. Ему
Он отдал в наследие мир, с Его помощью сотворил всю вселенную.
Сын есть сияние славы Бога и отпечаток самой Его сущности.
Он управляет вселенной Своим могучим словом. Совершив очищение
грехов, Он сел по правую руку Божественного величия в небесах,
став настолько же выше ангелов, насколько имя, унаследованное Им,
выше их имен. Потому что кому из ангелов сказал когда-либо
Бог: "Ты — Мой Сын, сегодня
Я стал Отцом Тебе"?! И еще: "Я буду
Ему Отцом, а Он будет Мне Сыном".
И опять же, когда Он приводит Своего Первенца Сына в мир,
Он говорит: "Пусть Ему поклонятся все ангелы
Божьи!" Об ангелах Бог говорит: "Он Себе
назначает в вестники ветер и в слуги
— пламя огня". О Сыне же Он говорит: "Престол
Твой, о Боже, на веки веков. Жезлом
справедливости правишь Ты в Царстве Своем.
Ты праведность любишь, порок ненавидишь. И поэтому
Бог Твой, о Боже, возвысил Тебя над сподвижниками,
елеем восторга помазав Тебя". И еще
Он говорит: "Это Ты, о Господь,
изначально заложил основанья земли, небеса
— это тоже дела Твоих рук. Погибнут они
— но Ты остаешься. Они,
как плащ, обветшают, Ты свернешь их, подобно
одежде, переменишь, как плащ, их — они переменятся.
Но Ты всегда тот же, и годам
Твоим нет конца!"* (Евр.1:1-12/*/)
*
* *
*...пока мы
были детьми, мы были в рабстве у стихий мира. Но когда
исполнилось назначенное время, Бог послал Своего Сына, рожденного женщиной
и подвластного Закону, чтобы выкупить на свободу подвластных
Закону и усыновить нас. И в подтверждение того, что вы – сыны,
Бог послал в наши сердца Дух Своего Сына, Дух, взывающий:
"Абба! Отец!" Значит, ты больше не раб, ты – сын.
А если сын, то и наследник, им тебя сделал Бог.* (Гал.4:3-7/**/)
*
* *
*В то время вышел указ, в котором
император Август повелевал провести перепись по всей земле. Это была
первая перепись, она проводилась, когда Сирией правил Квириний. Все пошли
на перепись, каждый в свой город. Иосиф тоже отправился — из Галилеи,
из города Назарета, в Иудею, в город Давида под названием
Вифлеем, потому что он был из рода Давида, его потомок. Он пошел
на перепись с Мариам, своей нареченной, которая была беременна. И когда
они были в Вифлееме, ей пришло время родить. Она родила сына-первенца,
спеленала его и положила в ясли для скота, потому что в гостинице
места им не нашлось. Неподалеку от тех мест были пастухи,
они жили в поле и сторожили ночью на пастбище стадо. Перед ними
предстал ангел Господень, и сияние славы Господней озарило их. Их охватил
великий страх. Но ангел сказал им: — Не бойтесь! Я несу вам
радостную весть — великую радость для всего народа. Сегодня в городе
Давида родился ваш Спаситель — Помазанник, Господь! Вот вам знак: вы найдете
ребенка, который лежит спеленутый в яслях. И вдруг рядом с ангелом
предстало небесное воинство, восхвалявшее Бога: —
Слава Богу в вышних небесах! Мир на земле
людям, которых Он возлюбил! Когда
ангелы вернулись на небо, пастухи стали говорить друг другу: "Пойдемте
в Вифлеем, посмотрим на то, что там случилось и о чём поведал
нам Господь". Они поспешно отправились в путь и нашли
Мариам с Иосифом и ребенка, лежащего в яслях. Увидев его, они рассказали
то, что им было сказано об этом ребенке. Рассказ пастухов
удивил всех, кто его слышал. Но Мариам всё запоминала и размышляла
об этом. А пастухи вернулись назад, прославляя и восхваляя
Бога за всё, что им довелось увидеть и услышать: всё было
так, как сказал им ангел. Через восемь дней, когда наступило
время обрезать ребенка, Ему дали имя Иисус — имя, которым назвал Его ангел
еще до зачатия.* (Лк.2:1-21/***/)
*********************************************
/*/
апост. чтение навечерия Рождества. /**/
включает апост. чтение Рождества. /***/
вкл. еванг. чтение навечерия Рождества.