Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
14-Jan-2020 14:48
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
*
1 января 2020 г. ст.ст., вторник. Обре́зание
Господне.
литургические
чтения: Кол.2:8-12; Лк.2:20-21,40-52. /в этот же
день в этом году читаются тж чтения вс перед Богоявлением 2Тим.4:5-8;
Мк.1:1-8./
к апост.
чтению: +++ Уильям Баркли: Обре́зание
сердца (комм. к Кол.2:11-12) +++ свт.
Василий Великий о
крещении (к Кол.2:11)
к еванг.
чтению: +++ В.Н.Кузнецова: тайная
эпифания (+ссылки)
*
* *
> Поскольку речь зашла о Молитве Господней
и разные люди высказывают разные мнения по поводу ее перевода,
я решила опубликовать комментарий, чтобы спорящие поняли о чём спорить.
> Прежде всего надо посмотреть контекст. Иисус
предостерегает Своих слушателей, чтобы они не уподоблялись язычникам, которые
уверены, что чем больше слов в молитвах, тем их скорее услышат
их боги. В Риме даже существовало такое речение: "утомить богов".
Иисус дает в качестве образца молитву, для которой характерна, во-первых,
краткость, а во-вторых, в ней Бога просят о самом важном –
о скорейшем установлении Его владычества во всём мире. Эта молитва
существует в двух вариантах: в Евангелии от Матфея она длиннее,
а у Луки немного короче. Обычно предполагается, что версия Луки ближе
к оригиналу, но в отношении лексики ближе текст Матфея, сохранившего
арамеизмы. Возможно, сам Иисус произнес молитву дважды, с некоторыми
изменениями. Молитва дана как образец, а не как текст, который
надо зазубрить и не дай Боже что-либо в ней изменить, опустить
или добавить. Господь, несомненно, заимствовал некоторые слова из арамейской
молитвы "Каддиш", произносимой во время синагогальной службы. Она
звучит так: "Да возвеличится и освятится великое имя Его в мире,
который Он сотворил согласно Своей воле. Да установит Он Свое Царство
при вашей жизни и в ваши дни и во дни всего дома Израилева
быстро и в ближайшее время". У Молитвы Господней четкая структура:
после обращения следуют три прошения "о Твоем" и три прошения
"о нашем".
> Молитва начинается с обращения: "Отец
наш, (который) на небесах". Бог, будучи Творцом и Подателем
жизни во многих религиях называется Отцом. Особенно
это характерно для христиан, которые станут называть Его Отцом Господа
нашего Иисуса Христа. У Луки обращение короче – "Отец".
Вероятно, за этим словом стоит арамейское "Абба́". Никто,
кроме Иисуса, не обращался так к Богу. Это теплое, семейное
слово, так дети в семье называли отца. Иисус учил и Своих учеников
так обращаться к Богу. Матфей же, вероятно, из благочестивых побуждений
добавил "который на небесах", тем самым подчеркнув дистанцию
между Богом и человеком и сделав это обращение ближе к современным
ему молитвенным формулам. Ср. еврейское "Авину ше-бе-шамаим".
> Первое прошение: "Пусть прославится
Твое имя" – дословно: "Пусть будет освящено Твое имя".
"Имя" здесь обозначает самого Бога, потому что имя считалось тождественным
его носителю. Страдательный залог глагола указывает на то, что действующим
лицом является Бог, вот почему это предложение можно было бы перевести
так: "Сделай Свое имя святым" или "Освяти Свое имя". Что значит
"освящать имя"? Толкуя Молитву Господню, Иоанн Златоуст объясняет
слово "освящать" как "прославлять". См. слова пророка
Иезекииля: "И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов".
Ср. также Ин 12.28. Итак, первое прошение обращено к Богу, чтобы Он сделал
Свое имя святым во всём мире. А это станет возможным лишь после наступления
Его Царства, когда все призна́ют Бога своим Царем и будут
восхвалять его подобно ангелам в Откровении 4.8. Тогда Его имя будет
освящено.
> Второе прошение: "Пусть придет Твое
Царство". С приходом Иисуса царская власть Бога начинает восстанавливаться
на земле, но еще не во всей полноте. Ученики Иисуса должны
просить небесного Отца, чтобы Его спасение и суд скорее явились в созданной
Им вселенной и чтобы Его слава была явлена перед лицом всех людей.
> Третье прошение: "Пусть исполнится и на земле
воля Твоя, как на небе". Под "небом"
понимается то измерение вселенной, где Бог полностью осуществляет Свое правление.
Но на земле большинство людей отпало от Бога, отказавшись признать Его власть
и волю. Это не столько просьба о том, чтобы непокорные вернулись
под Его власть, сколько прошение об осуществлении замыслов Божьих,
чтобы изначальная гармония мироздания была восстановлена окончательно.
> Некоторые толкователи указывают на то,
что слова "и на земле, как на небе" могут быть отнесены
ко всем трем прошениям, завершая и обрамляя их. Ведь прославление Имени,
наступление Царства и исполнение воли – это три разных способа
сказать одно и то же.
> Четвертое прошение: "Дай нам сегодня
насущный наш хлеб". Понимание этого стиха во многом зависит
от того, как понимается греческое слово "epiousios", традиционно
переводимое как "насущный". Дело в том, что оно –
так называемое "hapax legomenon", то есть единственный раз
употребленное. Оно не встречается в греческой
литературе того периода, и о его значении мы можем только
догадываться. Вот основные предположения: а) ежедневный; б) необходимый
для существования; в) духовный; сверхъестественный;
г) завтрашний, будущий. Хотя большинство христиан привыкло видеть в четвертом
прошении просьбу о земном благополучии, речь,
вероятнее всего, идет о небесном хлебе Царства, хлебе новой Пасхи, которую
верные Христу будут есть за пиршественным столом в Божьем присутствии.
Такое понимание слова "насущный" подтверждает Иероним: по его свидетельству
в Евангелии назореев в этом стихе молитвы стояло арамейское слово "mahar",
которое переводится как "завтрашний". Кроме того, в египетской
пустыне были найдены деловые документы, где это
слово имеет то же значение. Знаменитый библеист Иоахим Иеремиас пишет так:
"Эсхатологическая направленность всех остальных просьб "Отче наш"
говорит о том, что просьбу о хлебе Иисус действительно понимал
как просьбу о хлебе времен спасения, хлебе жизни. Было бы, однако, грубой
ошибкой понимать понимать просьбу о хлебе в спиритуалистическом смысле.
Для Иисуса земной хлеб и хлеб жизни никоим образом не противостоят
друг другу, поскольку в Царстве всё земное освящается..." Просьба
о "завтрашнем хлебе" "не отделяет повседневность от небесного
мира, а просит о том, чтобы в мирской
повседневности действовали силы и дары грядущего мира... В порабощенном
Сатаной мире, когда Бог так далек, ученики должны просить, чтобы уже сегодня
они были причастны к будущей славе. Они могут взять в обе
руки хлеб и умолять: здесь и теперь, уже сегодня дай нам хлеб
жизни, ниспошли его в нашу бедную жизнь".
> Пятое прошение: "И прости нам наши
долги". В арамейском языке слово "долг" имеет также переносное
значение "грех, проступок" (ср. версию Луки, где употреблено слово
"грехи"). "Потому что и мы простили тем, кто нам
должен". В Евангелиях очень часто встречается мысль о том, что грешный
человек в неоплатном долгу перед Богом, но Бог готов простить все грехи
при одном условии: что и прощенный грешник проявит сострадание к своим
ближним, которые виновны перед ним. А ведь их вина неизмеримо меньше
той, которую прощает Бог. Но если наше прощение должно предшествовать
Божьему, то мы вообще не имеем права обращаться с такой мольбой
к Богу, потому что очень мало кто из
людей способен сказать, что он уже простил своих ближних. Ученые указывают,
что арамейский глагол, вероятно, означает не только прошедшее время,
но и готовность, намерение, внутренний настрой на прощение. Тогда
перевод будет следующим: "потому что и мы готовы простить".
> Шестое прошение: "Не подвергай
нас испытанию, но защити нас от Злодея". Вероятно,
Иисус использовал молитву, которую евреи читали утром и вечером: "Не введи
меня во власть греха, ни во власть долга, ни во власть искушения,
ни во власть постыдного" (то есть "не допусти, чтобы
я оказался во власти греха...")
> Здесь нет речи о наших
маленьких повседневных слабостях и искушениях, тем более что слово
"искушение" в Новом Завете чаще всего имеет значение "испытание".
Ведь Бог никого не испытывает злом (Иак 1.13). Здесь оно обозначает
то самое великое эсхатологическое испытание, которое ждет человечество в конце
времен, перед наступлением Царства и Суда. Это о нём так подробно
повествует Апокалипсис. И просьба не о том, чтобы Бог избавил нас
от этого испытания вообще, а чтобы дал силы устоять, не стать
отступниками, не потерять веру перед лицом испытаний. Ведь ученики должны
во всём подражать своему Господу, который хотя и молился о том,
чтобы чаша страданий была пронесена мимо, но не отказался исполнить
волю Отца, поставив ее выше Своей собственной. Во 2-м Письме
фессалоникийцам и в Апокалипсисе говорится, что в последние дни
Сатане будет дана власть и многие, кто не был предан Христу всем
своим существом, отпадут. Ученики должны просить Отца,
чтобы они не оказались в числе трусливых и маловерных.
> Последние слова прошения указывают на то,
что испытание неизбежно. "Злодей" – греческое субстантивированное
прилагательное poneros означает "дурной, порочный, негодяй, злодей".
Так называли Сатану. Но в этом контексте слово может означать "зло",
и тогда возможен перевод "избавь нас от зла".
[ В.Н.Кузнецова. Пост
в Фейсбуке
(под замком), 18.XII.2019. (курсив – редактора рассылки) ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить
на вопросы... #
---------------------------------------------------------------
| Буду благодарен за материальную поддержку
проекта. | |
Как это можно сделать, описано на странице
| | www.messia.ru/pomoch.htm.
|
—--------------------------------------------------------------
*Смотри́те,
чтобы никто не завлек вас в сети пустым и лживым философствованием,
идущим от людских преданий и стихий мира, а не от Христа. Потому
что в Нём воплотилась и обитает вся полнота Божества. И вы
обрели полноту жизни в единении с Ним — Главой Начал и Властей.
От Него вы приняли обрезание, но не то обрезание, которое
совершается человеческими руками. Ваша плотская греховная сущность сорвана
с вас, как одежда. Вот духовное обрезание, и его совершает Христос!
Крещением вы погребли себя с Ним, крещением же воскрешены вместе
с Ним — благодаря вере в силу Бога, поднявшего Его из мертвых.
И вас, некогда мертвых из-за своих грехов и того, что вы, будучи
необрезаны, не принадлежали к Божьему народу, — вас
Бог вместе с Ним вернул к жизни. Он простил нам все преступления.
Он перечеркнул список наших долгов, предъявленных к оплате предписаниями
Закона, и уничтожил этот список, пригвоздив его ко кресту. И
этим Он обезоружил Начала и Власти и, выставив их всем на посмешище,
провел как пленных в Своем триумфальном шествии. Так пусть никто
не осуждает вас за то, что вы едите и что вы пьете, и не спрашивает,
соблюдаете ли вы праздничные дни, новолуния и субботы. Это лишь
тень того, что должно было прийти, реальность же — во Христе!*
(Кол.2:8-17/**/)
*
* *
*Братья мои, когда на вашу
долю выпадают различные испытания, считайте это великой радостью. Ведь
вы знаете, что испытания, которым подвергается ваша вера, вырабатывают
у вас стойкость. А стойкость должна привести к достижению цели, к
тому, чтобы вы стали зрелыми и совершенными и чтобы не было у вас никаких
недостатков. А если кому-то из вас недостает мудрости, пусть
попросит у Бога, который всем дает щедро, без попреков – и ему будет
дано. Но пусть просит с верой и без сомнений. Ведь тот, кто
сомневается, подобен морской волне, которую ветер гонит и швыряет из
стороны в сторону. Пусть такой человек, двоедушный, нетвердый
во всех своих поступках, не надеется что-то получить от Господа. Пусть
неимущий брат гордится, когда Бог его возвышает, а богач гордится, когда
Бог его унижает, потому что богатство его так же мимолетно,
как полевой цветок. Солнце взошло, опалило зноем – и
увял стебелек, цвет опал, и погибла
прелесть цветка. Так и богач увянет в самый разгар своих дел. Счастлив
человек, который стойко переносит испытания, потому что он, выдержав
их, получит венок жизни, обещанный Богом тем, кто Его любит. И
пусть никто не говорит, подвергшись испытанию: "Это Бог меня искушает". Бога
нельзя искусить злом, и Он никого не искушает, но каждый человек искушает
себя сам: его увлекают и манят собственные желания. А желание,
зачав, рождает грех. Грех же, созрев, производит на свет смерть.*
(Иак.1:2-15/++/)
*
* *
*Пастухи вернулись назад, прославляя
и восхваляя Бога за всё, что им довелось увидеть и услышать: всё
было так, как сказал им ангел. Через восемь дней, когда наступило время
обрезать ребенка, Ему дали имя Иисус — имя, которым
назвал Его ангел еще до зачатия. ... Ребенок рос, набирался силы и мудрости.
На Нём было Божье благословение. Каждый год родители Иисуса
отправлялись в Иерусалим на праздник Пасхи. Когда Ему исполнилось
двенадцать лет, они пошли на праздник, как обычно. После праздника
они отправились домой, а мальчик Иисус остался в Иерусалиме. Родители
об этом не знали, полагая, что Он в толпе путников; они прошли
день пути, а потом стали искать Его среди родственников и знакомых.
Не найдя Его, они вернулись в Иерусалим и стали искать Его
там. Через три дня они нашли Его в Храме. Он сидел посреди
учителей, слушая их и задавая вопросы. Все, кто слышал Его, изумлялись
Его уму и ответам. Родители, увидев Его, были поражены. Мать сказала
Ему: "Сынок, почему Ты так с нами поступил? Видишь,
как мы с Твоим отцом исстрадались, пока Тебя искали".
Он ответил: "Зачем вы Меня искали? Разве вы не
знали, что Я должен быть в доме Моего Отца?" Но они не поняли того,
что Он им сказал. Иисус пошел с ними; Он вернулся в Назарет
и во всём их слушался. А мать Его хранила всё это в памяти. Иисус
рос, и вместе с годами возрастали Его мудрость и любовь,
которую
Он снискал у Бога и людей.* (Лк.2:20-21,40-52/*/)
* * *
*Пришли к Нему саддукеи, которые
говорят, что нет воскресения мертвых. И вот о чём они Его спросили.
– Учитель, — сказали они, — Моисей написал в Законе,
что "если умрет у кого-нибудь брат", который был женат, "но детей
не имел, пусть возьмет брат его жену, чтобы дать брату потомство".
Было семь братьев. Первый брат женился, но умер, не оставив потомства.
Второй брат взял его жену, но умер, не оставив потомства, третий
тоже. И никто из семерых не оставил потомства. Наконец умерла сама
женщина. А после воскресения, когда встанут мертвые, чьей она будет
женой? Мужьями ей были все семеро! – Как вы заблуждаетесь! —
ответил им Иисус. — И, конечно, потому, что не знаете ни Писаний,
ни Божьей силы. Когда мертвые воскресают, они уже не женятся и не выходят
замуж. Они подобны ангелам на небесах. А что касается воскресения
мертвых, разве вы не читали в книге Моисея о том, как Бог
из горящего терна сказал ему: "Я — Бог Авраама, Бог Исаака
и Бог Иакова"? Но Бог — Он Бог не мертвых,
а живых. Вы очень заблуждаетесь. Один из учителей Закона
... подошел к Нему и спросил: — Какая заповедь первейшая?
— Первейшая заповедь, — ответил Иисус, —
"Слушай, Израиль! Господь наш Бог — единственный Господь.
Люби Господа Бога всем сердцем, всей душой, всеми помыслами
и всеми своими силами". А вот вторая: "Люби ближнего, как
самого себя". Нет заповеди больше, чем эти. —
Хорошо сказано, Учитель, — ответил учитель Закона. —
Правду Ты говоришь, что "Он один и нет никого, кроме Него"
и что "любить Его всем сердцем, всеми помыслами и
всеми своими силами" и "любить ближнего, как самого
себя" важнее всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, как
умно тот ответил, сказал ему: — Ты недалек от Царства Бога.* (Мк.12:18-34/+/)
*********************************************
/*/
евангельское чтение праздника Обрезания. /**/
включает апостольское чтение праздника. /+/
включает часть рядового еванг. чтения вт (в этом
году опускается) и ср. /++/
содержит стихи из апост. чтения среды.