Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #3887 *зачем Евангелия начинаются с родословной Иисуса?* / 4-5/I/20 (сб-вс)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).    Будьте внимательны!

Отправлено: 04-Jan-2020 14:07

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 23 декабря 2019 г. ст.ст.,
  воскресенье перед Рождеством Христовым,
  память предков по плоти Господа Иисуса Христа.
  литургические чтения:
  Евр.11:9-10,17-23,32-40; Мф.1:1-25.
  39-й день Рождественского поста (по юлианскому календарю)

 

 

 

 

 

 

> Меня довольно часто спрашивают, зачем Евангелия начинаются с такого странного и непонятного текста, как рассказ о родословной Иисуса. Он действительно засастую играет отоицательную роль для людей, у которых впервые возникают духовные вопросы и запросы. И тогда они обращаются к Новому Завету, который начинается с Евангелия от Матфея, то есть начинают читать первую страницу. И встречаются с родословной. А там странные для них имена, а кроме того, если они читают Синодальный перевод, то мужчины рожают мужчин. Такой читатель в лучшем случае задумается или спросит у того, кто, по его мнению, понимает библейский текст и может ему объяснить. Но здесь как повезет. А многие просто-напросто закроют книгу и скажут что-то в духе Смердякова или записных советских пропагандистов-атеистов: "Здесь всё про неправду написано".

> Так почему же евангелист Матфей с такой непонятной для многих генеалогии? Надо знать, что он пишет свою версию Евангелия для поверивших в Христа соотечественников, которые привыкли читать Священное Писание, а для христиан I века таким был еще только Ветхий Завет. А там, во-первых, родословные всречаются часто, так что они привыкли к ним и их чтение не отталкивает их, но, напротив, доставляет удовольствие. Ведь многие евреи составляли собственные родословные, и некоторые помнили множество своих предков. А во-вторых, в зачатии и деторождении главным считался мужчина, а в женщине видели лишь сосуд для вынашивания ребенка. Вот почему написано, что Авраам рождает Исаака, Исаак – Иакова и т.д.

> Начинающим читателям следовало бы просто перелистнуть страницу и начать чтение с рассказа о рождении Иисуса. Возможно, позже он поймет и генеалогию, а если не поймет, то ничего страшного.

> Тем же, кто читает комментарии и стремится понять всё, что написано, открываются очень важные вещи, которых не замечают даже многие "продвинутые". Например, почему Матфей начинает с Давида и Авраама? С Давида потому, что, согласно пророчеству Писания, Мессия, то есть Помазанник, Царь, должен происходить из рода Давида, быть Его потомком и, так сказать, наследником. С Авраама же потому, что тот считался первым человеком, отвергшим поклонение идолам и поверившим в Единого Бога. Кроме того, он якобы был первым евреем и родонасальником того народа, который Бог изберет и сделает собственным уделом, народом Божьим. Поэтому все евреи считались потомками Авраама, а позже все поверившие в Бога и Христа вне зависимости от их происхождения, расы и религиозного прошлого.

> Современный читатель, вероятно, не обратит внимания на то, что в родословной есть несколько женских имен. Ему кажется это естественным, а если вопрос и возникнет, то почему их так мало. Но какие женщины упоминаются здесь? В древнем Израиле были свои героини, например, Сарра, жёны других прародителей, Мариам и другие. Здесь же в первом абзаце названы три женщины: Тамар (Фамарь), Рахав (Раав) и Рут (Руфь). Тамар – женщина, которая соблазнила своего свекра, переодевшись проституткой. Известен был закон, согласно которому в случае смерти старшего брата, не оставившего потомства, следующий по возрасту брат обязан был взять в жены вдову, но родивший ребенок считался принадлежащим не ему, а покойному брату. Если он тоже умирал бездетным, то та "двойная" вдова должна была перейти третьему и так далее. В нашем случае братья один за другим умирали, и остался совсем молоденький. Его отец Иуда (не надо пугаться, это имя было очень распространенным и почетным, а в глазах христиан его подпортил тот самый Иуда, который предал Иисуса) очень не хотел отдавать своего сына этой вдове. И тогда она пошла на хитрость. Это был грех, страшный грех – грех кровосмешения. И тем не менее Тамар не была осуждена за этот поступок, потому что считалось, что вина Иуды, нарушившего Закон, была больше.

> Вторая женщина – Рахав. Во-первых, она не была израильтянкой, а во-вторых, была проституткой в Иерихоне. Но она спасла еврейских лазутчиков, проникнувших в город с целью разведать его укрепления: когда их стали искать и закрыли городские ворота, она спрятала их под снопами льна, а ночью спустила на веревке из окна в стене (городские стены были такими толстыми, что в них были помещения, в одном из которых жила Рахав). За этот ее поступок ни она, ни ее родные не были уничтожены, когда Иерихон был взят штурмом. По преданиям она даже вышла замуж за предводителя израильтян Иешуа Бен-Нуна (Иисуса Навина), что, кажется, не соответствует действительности.

> Третья – это Рут, тоже не израильтянка. Это была замечательная женщина, она, овдовев, не оставила свою свекровь, но заботилась о ней, добывая для нее пропитание. По совету свекрови она ночью тайком забралась в амбар, где спал дальний родственник свекрови и богатый человек по имени Боаз (Вооз). В честь завершения уборки урожая он хорошо выпил, а Рут "легла у его ног". Это эвфемизм: она соблазнила сонного мужчину, и он позже на ней женился. И хотя можно было бы возразить, что Рут ни в чём не виновата, потому что послушалась свекрови, но всё-таки осадок остается. Женщина в древности всегда считалась виноватой.

> Дальше говорится о жене Урии. Это та женщина, красотой которой так пленился царь Давид, что послал на смерть ее мужа, а ее забрал себе. Пока она не родила царю ребенка, она всё еще называлась женой Урии, а не Давида и лишь потом ее стали называть по имени – Батшева (Вирсавия). И хотя, казалось бы, виновпт только царь, а не она, не пытавшаяся соблазнить его, но в той древней традиции вина падала и на нее.

> Пятая женщина – Мария, мать Иисуса. Конечно, она не входит в число иноплеменниц и женщин отчасти сомнительного поведения, но ведь мало кому было известно, что зачатие ее Сына было от Святого Духа.

> И еще одна интересная деталь: Матфей делит всех перечисленных им предков Иисуса на группы по четырнадцать человек (хотя в третьей группе их тринадцать; возможно, это ошибка самого евангелиста или же это ошибка переписчика, почему-то так и не исправленная). Нам теперь это число ничего не говорит. Но в древности была широко распространена символика чисел, в данном случае гематрия. Тогда не было особых знаков для обозначения чисел, и вместо них употреблись буквы. Вспомним, что цифры, которыми мы сейчас пользуемся, называются арабскими, потому что были заимствованы у арабов. Иногда мы пользуемся римскими цифрами, но они ничто иное как прописные латинские буквы. Следовательно, любое слово можно было "подсчитать". Число четырнадцать обозначало имя Давида. Так евангелист еще раз подчеркнул происхождение Иисуса от царя Давида. Но как Иисус мог быть Сыном Давида, если Он не был по крови его сыном? Но тогда важнее была не кровь, а что Иосиф признал Иисуса своим сыном.

> И еще: число предков от Авраама до Иосифа было значительно большим, евангелист опустил ряд имен. Одно время утверждалось, что он, дескать, опустил имена дурных царей, но это не так. Для нас остается загадкой, почему были выбраны эти имена, а другие были опущены.

> Что нам еще говорит родословная? С самых первых строк Матфей подчеркивает, что среди предков Иисуса были и иноплеменники, и грешники. А это значит, что Господь Иисус пришел, чтобы спасти всё человечество, включая грешников и язычников.

В.Н.Кузнецова. Пост в Фейсбуке (под замком), 11.XII.2019 ]

 

 

к евангельскому чтению см. тж.:
 +++ D.S.Huffman. "Генеалогия"
 +++ Две генеалогии Иисуса ("Иисус и Евангелия")
 +++ М.Борг, Дж.Кроссан: Один Иисус, две родословные

 +++ В.Н.Кузнецова: Рождение Иисуса. Иммануэль
 +++ протопресвитер Александр Шмеман:
   история человечества исполнена глубокого духовного смысла
                                                   (+ссылки)

 

к апостольскому и евангельскому чтениям см.:

 +++ митрополит Сурожский Антоний:
      обещание исполнено (+ссылки)

 

 

 

+ митрополит Сурожский Антоний: Об ожидании Христа

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 ---------------------------------------------------------------
|       Буду благодарен за материальную поддержку проекта.      |
|          Как это можно сделать, описано на странице           |
|                  www.messia.ru/pomoch.htm.                    |
 ---------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Вот, к примеру, Авраам.
 Он "поверил Богу, и Бог признал это за праведность".
 Вы, конечно, понимаете, что сыны Авраама –
  это те, кто верит.
 И Писание предвидело,
  что Бог за веру оправдает языческие народы,
 и впервые возвестило Радостную Весть уже тогда,
 когда Аврааму было сказано:
 "Через тебя все народы получат благословение Бога".
 Следовательно, вместе с Авраамом, поверившим Богу,
 получат благословение все те, кто верит.
 И наоборот: кто полагается на дела Закона,
  тем грозит проклятие,
 потому что "проклят всякий, кто не исполняет постоянно
 всего того, что написано в книге Закона".
 А что через Закон никто не получит у Бога оправдания,
 ясно из следующих слов:
  "Кто праведен благодаря вере, тот будет жить".
 Закон же не имеет никакого отношения к вере,
  ведь в нём сказано:
 "Только тот, кто исполнит все предписания Закона,
   будет жить".*  (Гал.3:6-12/**/)

* * *

*Благодаря вере Авраам повиновался Божьему зову
 и ушел в землю, которую должен был получить во владение.
 Он ушел, не зная, куда идет.
 Благодаря вере он поселился чужаком в обещанной земле,
 живя, как на чужбине, в палатках с Исааком и Иаковом –
 им было обещано то же наследие.
 Ведь он дожидался города,
  возведенного на крепком фундаменте,
 города, архитектором и строителем которого
  является сам Бог. ...
 Благодаря вере Авраам, когда его испытывал Бог,
 принес в жертву Исаака.
 Он готов был пожертвовать единственным сыном,
 тем, который был ему обещан,
 о котором было ему сказано:
  "Потомство у тебя будет от Исаака".
 Он считал, что Бог способен поднимать даже из мертвых,
 он и получил его из мертвых. ...
 У меня не хватит времени рассказать
 о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде,
 а также о Самуиле и пророках.
 Благодаря вере они
  покоряли царства, вершили справедливость,
 добивались того, что обещал им Бог, усмиряли львов,
 гасили яростный огонь, спасались от острия меча,
 обретали силу после слабости, становились могучими в бою,
 разбивали войска чужеземцев.
 Женщины получали умерших детей воскресшими.
 Иных мучили до смерти, но они отказались от свободы,
 чтобы обрести воскресение в лучшей жизни.
 Другие же испытали на себе издевательства и побои,
 даже цепи и тюремные решетки.
 Их побивали камнями, перепиливали пилами, убивали мечами.
 Они скитались бездомные, одевались в овечьи и козьи шкуры,
 вели жизнь, полную лишений, гонений, страданий.
 Те, кого весь мир был недостоин,
 блуждали в пустынях, горах, пещерах и ущельях.
 Все они благодаря вере заслужили от Бога похвалу,
 но не получили обещанного.
 И это ради нас,
 чтобы достичь совершенства они могли только вместе с нами,
 так как для нас Бог предусмотрел нечто лучшее.*
                               (Евр.11:8-10,17-19,32-40/*/)

* * *

*Иисус сказал:
 — Чему подобно Царство Бога?
   С чем Мне его сравнить?
   Представьте себе: вот горчичное зернышко,
   его взял человек и посадил у себя в огороде,
   и оно выросло высотою с дерево,
   и птицы в его ветвях свили гнёзда.
 И еще сказал Иисус:
 — С чем сравнить Мне Царство Бога?
   Представьте себе: вот горстка дрожжей,
   их взяла женщина
    и положила в целых три пуда муки́ —
   и поднялось всё тесто.
 Иисус шел через города и селения и учил людей.
 Он держал путь в Иерусалим.
 Какой-то человек спросил Его:
 — Господь, неужели будут спасены только немногие?
 Иисус им сказал:
 — Постарайтесь пройти через узкую дверь,
   потому что, поверьте,
   многие будут пытаться войти,
   но не сумеют.
   А когда встанет хозяин дома и дверь закроет,
   вы окажетесь снаружи,
   будете стучаться в дверь, говоря:
   "Господин наш, открой нам!"
   А он вам скажет в ответ:
   "Я не знаю, кто вы и откуда".
   Станете вы тогда говорить:
   "Мы с тобой вместе ели и пили.
   Ты учил у нас на площадях".
   А он вам ответит:
   "Я не знаю, кто вы и откуда.
    Уйдите от меня, все творящие зло!"
   И заплачете вы и заскрипите зубами,
   когда увидите Авраама, Исаака, Иакова
   и всех пророков в Царстве Бога,
   а вы — изгнаны вон!
   Придут с востока и с запада, с севера и с юга
   и усядутся за пиршественный стол в Царстве Бога.
   Тогда те, кто сейчас последние, станут первыми,
   а первые станут последними.* (Лк.13:18-30/#/)

* * *

*Своим ученикам Иисус сказал:
 – /.../ И Я вам говорю:
   тратьте деньги этого неправедного мира
  на то, чтобы приобретать себе друзей,
  чтобы потом, когда денег у вас не станет,
  они приняли вас в свои вечные дома.
   Кто верен в ничтожном,
   тот и в великом верен.
   Кто в ничтожном нечестен,
   тот и в великом нечестен.
   И если вам нельзя доверить земное богатство,
   кто доверит вам истинное?
   И если вам нельзя доверить чужое,
   кто вам даст ваше?
  Ни один слуга не может служить одновременно двум господам:
  одного он не будет любить, а другого будет;
  одному будет предан, а другим будет пренебрегать.
  И вы не можете служить и Богу, и деньгам!
 Всё это слышали фарисеи, падкие до денег,
 и они стали смеяться над Иисусом.
 Но Он сказал им:
 — В глазах людей вы хотите выглядеть праведниками,
  но Бог знает ваши сердца.
  То, что в цене у людей, отвратительно в глазах Божьих.*
                                        (Лк.16:1,9-15/***/)

*********************************************

/*/ из апост. чтения воскресенья перед Рождеством.
/**/
 содержит апост. чтение субботы перед Рождеством.
/***/ содержит рядовое еванг. чтение субботы.
/#/ содержит еванг. чтение субботы перед Рождеством.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3887.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru


В избранное