вып. #3196 *Поминовение усопших: память Божия* / 26/I/15 (пн)
Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
25-Jan-2015 13:08
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
> Пост-христианский мир кажется несравненно более добрым и,
возможно, действительно добрее средневекового христианского. Признать
это ужасно трудно. Кажется иногда, что современный мир хуже языческого
Рима, где за гробом умершего императора шли и панегиристы,
и шуты первые восхваляли добродетельные деяния, а вторые
их осмеивали, показывая изнанку личности. У нас предписывают
не говорить о мертвых дурно не потому, что боятся
мести мертвых, а потому, что уверены, что ничего
дурного человек не совершил, во всяком случае, такого, что
заслуживало бы смерти. Смерть, а не Христос, всё искупает.
> Один ревнитель благочестия не имеет значения,
православный или католик, главное, что из России
очень возмущался тем, как однажды в западной школе (кажется,
итальянской) присутствовал на поминовении ученика, гомосексуалиста,
умершего от наркотиков и СПИДа. Учительница и ученики
(христиане и нехристиане) с одинаковым энтузиазмом говорили
о том, какой это был чудный парень, как он никого не обидел,
и выражали твердую уверенность, что тот пребывает на небесах.
Это не были "секулярные" поминки, в них участвовали
и верующие. Такое поминовение умершего есть всего лишь продолжение
нового способа помнить живого прежде всего, себя, но и ближнего:
помнить достоинства, а не грехи.
> Сталкиваются две антропологии, два видения
человека, причем оба христианские, или обе претендуют быть
христианскими. Одна помнит грехи, другая помнит добродетели. Последнее
кажется новаторской глупостью и дерзостью: как может человек
говорить хоть о себе, хоть о других, хоть о живых,
хоть о мертвых, что он, она, они ничем в жизни не согрешили
или так страдали, что все прегрешения давно искуплены!
В России это привело к знаменитому "пасхальному"
поминовению усопших, резко противоречащему православной традиции,
когда миллионы людей в Пасху устремляются на кладбище. И дело
не в том, что эти люди не идут в церковь
(в Москве на Пасху в храм идет двести тысяч человек,
а на кладбище едут четыре миллиона). Дело в том, что едут
на кладбище не поплакать о грехах покойников, а просто
"помянуть" хорошего человека, с грехами которого уж верно
всё как-нибудь "образуется".
> Часто вхождение в Церковь есть вхождение в память
о грехе, и искусству видеть грех обучают как обучают ходить.
Как произносить "помилуй меня", если не помнишь
своего греха и как поминать другого если не словами
"помилуй его", то есть его грех? Но всё-таки
полезно помнить, что Евангелие есть Благая Весть о том,
что всякий, уверовавший в Христа, уже спасен, что даже
молитвы об умерших христиан, которые в чистилище, есть молитвы
о святых, что и в чистилище, согласно букве и духу
Традиции, умершие молятся Богу о нас, грешных, и можно было бы
обращаться к ним с "молитесь о нас",
но как-то это не привилось пока. Это трудно
понять, но можно.
> Однако, как же быть с нехристями и с теми,
кто своими грехами, такими очевидными, не тайными, зато до ужаса
смертными, сравнялся с нехристем? Ну не успели мы окрестить
человека вон, как Окуджаву окрестили, так что он
еще успел перед смертью исповедовать себя атеистом, просто из милосердия
снизошедшего к настояниям жены. Были мы недостаточно хамы или чересчур
хамы, так что ближний всё-таки не окрестился, значит, ближнему
полный капут?
> Именно здесь, когда начинается соблазн заговорить об "анонимном
христианстве", да с цитатами про то, что не всякий,
говорящий "Господи, Господи", войдет в царство небесное,
и наоборот, войдут многие, ничего такого не говорившие,
на помощь приходит воспоминание о памяти. Только это уже
не наша, человеческая память, а Божия. Мы пытаемся
решить тайну спасения, сводя человека к его добрым делам или
к его злым делам, а спасение тайна, ибо Бог помнит
не дела человека, и даже, страшно сказать, не веру
человека, а самого человека. Бог нелицеприятен, а наши грехи
и наши добродетели это всего лишь наше лицо,
наши дела и наша вера как руки и глаза,
не более того (хотя без них как без рук
и как без глаз).
> Адвокаты сатаны и адвокаты ангелов, пессимисты и оптимисты,
горячечные фанатики и фанатики теплохладности, всё это
герои человеческой памяти, а Благая Весть есть весть о том,
что решает всё память Божия, не наша, и "память вечная"
не очень-очень длительная человеческая память, а память
Вечности, и поэтому поминовение усопших не должно быть только
просительной молитвой о прощении грешников или о прославлении
праведников, а должно быть молчаливым вхождением в Память
Божию.
> Бог помнит о нас то, что мы сами о себе не помним,
поэтому Его суды, Его пути не наши. Его память
не добрее и не суровее, она просто другая, Божия
"Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо
у Него все живы" (Евангелие от Луки,
гл. 20, ст. 38).
*Ведь вы к этому призваны, потому
что Христос страдал за вас и оставил вам пример, чтобы
вы следовали по стопам Того,
кто "не свершил греха,
и не было обмана в устах Его".
Когда Его оскорбляли, Он не отвечал оскорблениями,
когда страдал, не отвечал угрозами,
но предавал себя в руки праведного Судьи.
Он сам в Своем собственном теле вознес
наши грехи на крест,
чтобы мы умерли для грехов и жили
для праведности.
Вы были исцелены Его ранами.
Ведь вы некогда блуждали, словно овцы,
но теперь вернулись к своему Пастырю
и Попечителю. ...
Пусть будут у вас одинаковые мысли и чувства,
одинаковая любовь к братьям, сострадание
и скромность.
Не воздавайте злом за зло и оскорблением
за оскорбление,
наоборот, воздавайте благословением,
потому что вы к этому призваны,
и вам в наследие обещано благословение.* (1Пет.2:21-25;3:8-9/*/)
* * *
*Тогда к Иисусу подослали несколько
фарисеев и иродиан, чтобы те поймали Его на слове.
Они приходят и говорят:
– Учитель, мы знаем, что Ты человек прямой,
никого не боишься и никому не угождаешь, а прямо и
ясно учишь, как надо жить по-Божьи. Скажи, позволительно
платить подать цезарю или нет? Платить нам или не
платить?
Иисус, увидев их неискренность, сказал:
– Что вы Меня испытываете? Принесите Мне посмотреть
денарий.
Они принесли. Иисус спрашивает их:
– Чье здесь изображение и чье имя?
– Цезаря, отвечают они.
Тогда Иисус сказал им:
– Цезарево отдайте цезарю, а Божье
Богу.* (Мк.12:13-17/**/)