> Всё таинственно, всё непонятно на первый
взгляд в евангельском рассказе о крещении Иисуса
Иоанном Крестителем в рассказе, который
лег в основу древнейшего и величайшего праздника
христианства Крещения Господня. Но выслушаем
сперва сам этот рассказ:
> Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя
крещение покаяния для прощения грехов. И выходили
к нему вся страна Иудейская и иерусалимляне,
и крестились от него все в реке Иордане,
исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего
волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел
акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря:
"Идет за мной Сильнейший меня, у Которого
я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви
Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить
вас Духом Святым". И было в те дни, пришел
Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна
во Иордане. И когда выходил из воды, тотчас
увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя,
сходящего на Него. И глас был с небес:
"Ты Сын мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение"
(Мк. 1:4–11).
> Cпросим себя: в чём смысл этого рассказа и,
следовательно, в чём содержание и радость праздника,
с таким воодушевлением отмечаемого каждый год верующими?
И, прежде всего, кто этот таинственный Иоанн Креститель,
который появляется у всех четырех евангелистов в самом
начале их повествования и чье призвание
«приготовить путь Господень, сделать его прямым» (ср.: Мф.3:3)?
Образ Иоанна это образ пустынножителя, аскета,
покинувшего мiр, а значит, одного из тех странных
по мирским понятиям людей, чье назначение
пробуждать легко засыпающую, суетой притупляемую человеческую
совесть, потрясать ее призывом раскаяться в зле,
грехе и нечистоте нашей жизни. Но, в отличие
от всех других проповедников нравственного возрождения,
Иоанн одновременно возвещает пришествие Того, Кого сам называет
Сильнейшим его. Евреи на протяжении многих веков
жили ожиданием Мессии, т.е. Помазанника Божия, Спасителя,
несущего людям освобождение от зла и греха.
Пришествие Мессии и грядущее спасение составляет
тему всех ветхозаветных пророчеств. Все они направлены
к одному решающему событию, к одному великому
Дню Господню, когда придет, воцарится и восторжествует
сам Бог. Что день этот наступает и Спаситель
уже пришел об этом вся проповедь
Иоанна. И в подготовке к этому пришествию
смысл крещения, т.е. погружения приходящих и кающихся
в воду Иордана, которое совершал Иоанн.
> В Ветхом Завете вода выступает как потоп,
в котором Бог погубил зло мiра. Вода
гибель зла и начало очищения тварной природы. «Итак,
словно говорит своим крещением Иоанн,
наступает день суда над злом, очищения от него
и спасения». И вот приходит к Иордану Иисус,
и Иоанн, узнав в Нём Мессию, крестит Его.
> Но что же означает это крещение?
Ведь Пришедший к Иоанну Сам Судия
и Спаситель. О Нём были все пророчества,
Его ожидало человечество, и подготовкой, знамением
Его пришествия было, как мы сказали, и само
крещение Иоанново.
> На этот вопрос отвечает, и удивительным
образом, праздник Крещения Господня. И первый смысл
этого события, как раскрывают его молитвы и песнопения
Церкви, в самоотождествлении Христа с каждым
человеком, а значит и с каждым
грешником. Безгрешный принимает на Себя наши грехи,
становится жертвой за всё зло и всю неправду,
воцарившиеся в мiре. Погружаясь вместе с другими
пришедшими к Иоанну в воду очищения, Он становится
Одним из нас, навеки соединяет Себя с нами и через
отождествление Себя с грешниками может и нас,
грешных, отождествить со Своею праведностью и безгрешностью.
> Второй смысл крещения Христова раскрывается в ликующем
песнопении «Глас Господень на водах...». Когда
Христос, Сын Божий, погружается в воду, бывшую
с ветхозаветных времен символом потопа, т.е. смерти
и наказания, она очищается, чтобы снова стать
водою жизни, прозрачной для Божественного света и любви
Божией. Таким образом, через воду, пронизывающую собою
всё в мiре, происходит воссоединение Бога с космосом,
оторванным от Него и от подлинной жизни
грехом и злом, воссоединение, когда ликует
вся тварь, принимающая в себя Своего Творца.
> И, наконец, третий, заключительный,
смысл крещения Христова в том, что оно прообразует
другое Его погружение погружение в смерть,
которое призвано окончательно разрушить ее владычество
над мiром. Всё это уже как бы дано, заранее
явлено в таинственной встрече Христа с последним
пророком, носителем всей жажды, всех чаяний
человечества; в Его встрече с самим творением,
с самой материей, предназначенной отныне стать носительницей
Духа Божия; в Его встрече со злом, разрушение
которого уже началось, и с человеком, чье
подлинное призвание раскрывается постепенно. «Трепетен
бысть Предтеча» {Навечерие Богоявления.
Чин Великого водоосвящения. Тропарь на Слава и ныне},
воспевает в этот день Церковь. И мы приобщаемся
этой трепетной радости о пришествии к нам, для нашего
спасения, возлюбленного Сына Божия пришествии,
включающем каждого из нас, всех людей, всё творение,
весь космос в благоволение Божие.
[ Протопр. Александр Шмеман. Оп.
в кн. "Беседы на Радио 'Свобода'",
т. 2 ]
+ +
+ свящ. Александр Шмеман. Другие беседы: 1,2;
3