Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #3192 *Три смысла крещения Христова* / 19-20/I/15 (пн-вт)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).    Будьте внимательны!

Отправлено: 19-Jan-2015 22:30

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

* 6 января 2015 г. ст.ст., понедельник.

  Богоявление - Крещение Господа Иисуса Христа

  литургические чтения: Тит.2:11-14; 3:4-7; Мф.3:13-17.

 

 

  С праздником!

 

 

 

 

 

> Самоотождествление, приятие, прообразование

> Всё таинственно, всё непонятно на первый взгляд в евангельском рассказе о крещении Иисуса Иоанном Крестителем – в рассказе, который лег в основу древнейшего и величайшего праздника христианства – Крещения Господня. Но выслушаем сперва сам этот рассказ:

> Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: "Идет за мной Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым". И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна во Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: "Ты Сын мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мк. 1:4–11).

> Cпросим себя: в чём смысл этого рассказа и, следовательно, в чём содержание и радость праздника, с таким воодушевлением отмечаемого каждый год верующими? И, прежде всего, кто этот таинственный Иоанн Креститель, который появляется у всех четырех евангелистов в самом начале их повествования и чье призвание – «приготовить путь Господень, сделать его прямым» (ср.: Мф.3:3)? Образ Иоанна – это образ пустынножителя, аскета, покинувшего мiр, а значит, одного из тех странных по мирским понятиям людей, чье назначение – пробуждать легко засыпающую, суетой притупляемую человеческую совесть, потрясать ее призывом раскаяться в зле, грехе и нечистоте нашей жизни. Но, в отличие от всех других проповедников нравственного возрождения, Иоанн одновременно возвещает пришествие Того, Кого сам называет Сильнейшим его. Евреи на протяжении многих веков жили ожиданием Мессии, т.е. Помазанника Божия, Спасителя, несущего людям освобождение от зла и греха. Пришествие Мессии и грядущее спасение составляет тему всех ветхозаветных пророчеств. Все они направлены к одному решающему событию, к одному великому Дню Господню, когда придет, воцарится и восторжествует сам Бог. Что день этот наступает и Спаситель уже пришел – об этом вся проповедь Иоанна. И в подготовке к этому пришествию – смысл крещения, т.е. погружения приходящих и кающихся в воду Иордана, которое совершал Иоанн.

> В Ветхом Завете вода выступает как потоп, в котором Бог погубил зло мiра. Вода – гибель зла и начало очищения тварной природы. «Итак, – словно говорит своим крещением Иоанн, – наступает день суда над злом, очищения от него и спасения». И вот приходит к Иордану Иисус, и Иоанн, узнав в Нём Мессию, крестит Его.

> Но что же означает это крещение? Ведь Пришедший к Иоанну – Сам Судия и Спаситель. О Нём были все пророчества, Его ожидало человечество, и подготовкой, знамением Его пришествия было, как мы сказали, и само крещение Иоанново.

> На этот вопрос отвечает, и удивительным образом, праздник Крещения Господня. И первый смысл этого события, как раскрывают его молитвы и песнопения Церкви, – в самоотождествлении Христа с каждым человеком, а значит – и с каждым грешником. Безгрешный принимает на Себя наши грехи, становится жертвой за всё зло и всю неправду, воцарившиеся в мiре. Погружаясь вместе с другими пришедшими к Иоанну в воду очищения, Он становится Одним из нас, навеки соединяет Себя с нами и через отождествление Себя с грешниками может и нас, грешных, отождествить со Своею праведностью и безгрешностью.

> Второй смысл крещения Христова раскрывается в ликующем песнопении «Глас Господень на водах...». Когда Христос, Сын Божий, погружается в воду, бывшую с ветхозаветных времен символом потопа, т.е. смерти и наказания, она очищается, чтобы снова стать водою жизни, прозрачной для Божественного света и любви Божией. Таким образом, через воду, пронизывающую собою всё в мiре, происходит воссоединение Бога с космосом, оторванным от Него и от подлинной жизни грехом и злом, – воссоединение, когда ликует вся тварь, принимающая в себя Своего Творца.

> И, наконец, третий, заключительный, смысл крещения Христова в том, что оно прообразует другое Его погружение – погружение в смерть, которое призвано окончательно разрушить ее владычество над мiром. Всё это уже как бы дано, заранее явлено в таинственной встрече Христа с последним пророком, носителем всей жажды, всех чаяний человечества; в Его встрече с самим творением, с самой материей, предназначенной отныне стать носительницей Духа Божия; в Его встрече со злом, разрушение которого уже началось, и с человеком, чье подлинное призвание раскрывается постепенно. «Трепетен бысть Предтеча» {Навечерие Богоявления. Чин Великого водоосвящения. Тропарь на Слава и ныне}, – воспевает в этот день Церковь. И мы приобщаемся этой трепетной радости о пришествии к нам, для нашего спасения, возлюбленного Сына Божия – пришествии, включающем каждого из нас, всех людей, всё творение, весь космос в благоволение Божие.

[ Протопр. Александр Шмеман. Оп. в кн. "Беседы на Радио 'Свобода'", т. 2 ]

 

 

 

 + + + свящ. Александр Шмеман. Другие беседы: 1,2; 3

 + + + В.Н.Кузнецова: Кого Бог любит, тому Он поручает самое трудное

 + + + она же: Иоанн Креститель и Сын Бога (+ссылки)

 + + + свящ. Александр Мень:

      хотя у Него Самого не было немощи и грехов, Он показывает нам путь

 + + + Празднуя же воспоминание этого Божественного таинства... (+ссылки)

 + + + А.Десницкий. Крещенские паремии: истории «про воду»

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:alr_pol0@mtu-net.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

 *Великая Божья доброта осияла светом спасения всё человечество.

 Бог учит нас жить в этом мире разумно, честно и свято,

 отказавшись от безбожной жизни и суетных страстей,

 и дожидаться блаженного Дня надежды -

 явления в славе великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

 Он отдал себя за нас, чтобы выкупить из рабства злу

 и очистить народ,

 который будет принадлежать Ему одному

 и ревностно стремиться к добру. ...

 Мы когда-то были глупы, упрямы, беспутны,

 были рабами всевозможных желаний и удовольствий,

 жили, полные злобы и зависти,

 сами ненавистные и ненавидящие друг друга.

 Но когда миру была явлена

 доброта нашего Спасителя Бога и Его любовь к людям -

 не по нашим "праведным" делам, которые мы совершали,

 но по Его милости, -

 Он спас нас, очистив водой возрождения и обновив Святым Духом.

 Он щедро излил Свой Дух через Иисуса Христа, нашего Спасителя,

 чтобы мы, оправданные по Его великой доброте,

 стали наследниками вечной жизни, на которую уповаем.*

                                          (Тит.2:11-14; 3:3-7/*/)

             *********************************************

/*/ чтения праздника Крещения.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 HTML-версия в архиве –> www.messia.ru/rasylka/015/3192.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm


В избранное