> <> мы так привыкли
к <словам "христианская любовь">,
мы столько раз слышали проповеди о любви и призывы
к ней, что нам трудно бывает пробиться к вечной
новизне этих слов. Но на новизну эту
указывает сам Христос: "Заповедь новую даю вам:
<любите> друг друга" (Ин.13,34).
Но ведь о любви, о ценности и высоте
любви мир знал и до Христа, и разве
не в Ветхом Завете находим мы те две заповеди
о любви к Богу (Втор.6,5)
и о любви к ближнему (Лев.19,18),
про которые Христос сказал, что в них весь закон
и пророки (Мф.22,40)?
И в чём же тогда новизна этой заповеди,
<притом новизна> не только в момент произнесения
этих слов Спасителем, но и для всех времен,
всех людей, новизна, которая никогда не перестанет
быть новизной?
> Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить
один из основных признаков христианской любви, как
он указан в Евангелии: "Любите врагов
ваших".<В этих словах>
не что иное, как неслыханное требование любви к тем
как раз, кого мы не любим.И потому
они не перестают потрясать, пугать и, главное, судить
нас, пока мы не окончательно еще оглохли к Евангелию.
Правда, именно потому, что заповедь эта неслыханно
нова, мы большей частью подменяем ее нашим лукавым, человеческим
истолкованием ее. Вот уже веками, и по-видимому с чистой
совестью, не только отдельные христиане, но и целые
Церкви утверждают, что на самом деле христианская
любовь должна быть направленной на свое, на то,
что любить естественно и самоочевидно:
на близких и родных, на свой народ, на свою
страну, на всех тех и на всё то, что обычно
любим и без Христа и Евангелия. Мы уже
не замечаем, что в православии, например, религиозно-окрашенный
и религиозно-оправданный национализм давно уже стал
настоящей ересью, калечащей церковное сознание, безнадежно
разделившей православный Восток и делающей все наши
разглагольствования о вселенской истине православия
лицемерной ложью. Мы забыли, что про эту
только "природную" любовь в Евангелии
сказаны другие, не менее странные и страшные
слова: "Кто любит отца или мать или сына
или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня" (Мф.10,37),
и "Кто приходит ко Мне и не возненавидит
отца своего и матери и жены и детей
и братьев... тот не может быть Моим учеником"
(Лк.14,26). Если же прийти ко Христу и означает
исполнение Его заповедей, то, очевидно, христианская
любовь не только не есть простое усиление, "увенчание"
и религиозная санкция любви природной, но коренным
образом от нее отличается и даже противопоставляется
ей. Она есть действительно новая любовь, на которую
наша падшая природа и наш падший мир не способны
и которая потому невозможна в нём.
> Но как же тогда исполнить эту заповедь? Как полюбить
тех, кого не любишь? Разве не в том тайна
всякой любви, что она никогда не может стать
плодом одной только воли, самовоспитания, упражнения,
даже аскезы? Упражнением воли и самовоспитанием можно
достичь "благожелательства", терпимости, ровности
в отношениях с людьми, но не любви, о которой
преп. Исаак Сирии сказал, что она даже "бесов
милует". И что же тогда может означать
эта невозможная заповедь любви?
> Ответить на это можно только одно: да, заповедь
эта была бы действительно невозможной и, следовательно,
чудовищной, если бы христианство состояло только в заповеди
о любви. Но христианство есть не только
заповедь, а откровение и дар любви. И только
потому любовь и заповедана, что она
до заповеди открыта и дарована
нам.
> Только "Бог есть Любовь". Только
Бог любит той любовью, о которой говорится
в Евангелии. И только в Боговоплощении,
в соединении Бога и человека, т.е. в Иисусе
Христе, Сыне Божием и Сыне Человеческом, Любовь самого
Бога, лучше же сказать, сам Бог-Любовь, явлены и дарованы
людям. <Потрясающая новизна христианской любви в том>,
что в Новом Завете человек призван любить Божественной
любовью, ставшей любовью Богочеловеческой, любовью Христовой.
Не в заповеди новизна христианства, а в том,
что <исполнение заповеди стало возможным>. В соединении
со Христом мы получаем Его любовь и можем
ею любить и в ней возрастать. "Любовь
Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным
нам" (Рим.5,5), и Христом
заповедано нам пребывать в Нём и в Его любви:
"Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь
не может приносить плода сама собою, если не будет
на лозе: так и вы, если не будете во Мне...
Кто пребывает во Мне и Я в нём, тот приносит
много плода, ибо без Меня не может делать ничего...
Пребудьте в любви Моей" (Ин.15,4-5,9).