8
Смотрите, чтобы кто не увлек вас философией и пустым
обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира,
а не по Христу;
9 ибо
в Нём обитает вся полнота Божества телесно, 10 и вы
преисполнены в Нём, Который есть глава всякого начала и власти;
11 в Нём
вы и обрезаны были обрезанием нерукотворенным в совлечении
тела плоти, обрезанием Христовым, 12 погребённые
с Ним в крещении, в котором вы и воздвигнуты
были с Ним чрез веру в действие Бога, воздвигшего
Его из мёртвых; 13 и вас,
мёртвых в согрешениях и в необрезании плоти вашей,
Он оживил вас вместе с Ним, простив нам все согрешения.
14 Он стёр
осуждавшую нас рукопись с постановлениями, рукопись, которая была
против нас, и Он устранил её, пригвоздив её ко кресту.
15 Обезоружив
начала и власти, Он выставил их напоказ, восторжествовав
над ними на кресте.
8 Смотрите,
чтобы никто не завлек вас в сети пустым и лживым
философствованием, идущим от людских преданий и стихий мира,
а не от Христа.
9 Потому
что в Нём воплотилась и обитает вся полнота Божества.
(10) И вы обрели
полноту жизни в единении с Ним Главой
Начал и Властей. (11) От Него
вы приняли обрезание, но не то обрезание, которое
совершается человеческими руками. Ваша плотская греховная
сущность сорвана с вас, как одежда. Вот духовное обрезание,
и его совершает Христос! (12) Крещением
вы погребли себя с Ним, крещением же воскрешены вместе
с Ним благодаря вере в силу
Бога, поднявшего Его из мертвых.
13 И вас,
некогда мертвых из-за своих грехов и того, что вы, будучи
необрезаны, не принадлежали к Божьему народу,
вас Бог вместе с Ним вернул к жизни. Он простил
нам все преступления. (14) Он перечеркнул
список наших долгов, предъявленных к оплате предписаниями
Закона, и уничтожил этот список, пригвоздив его к кресту.
(15) И этим Он обезоружил
Начала и Власти и, выставив их всем на посмешище, провел
как пленных в Своем триумфальном шествии.
(8) Против философов
говорит Павел, против всякого их рассуждения о стихиях
и о видимых творениях, ибо они считают, что сила
Бога из природных вещей, говоря, что из ничего
не может быть произведено ничего, и что душа не имеет
начала и смертна, и что дева не может зачать, и что
глупо верить, будто Бог рожден от человека, умирает и воскресает./1/
(9) Итак, в древности
к каждому из святых приходило Слово и освящало приемлющих
его искренно; но когда рождались эти святые, не говорилось,
что Слово соделалось человеком, и когда страдали, также
не говорилось, что Слово пострадало. Когда же от Марии
пришел однажды, к концу веков... для уничтожения греха
(Евр 9:26), потому что, так благоволив, Отец послал
Сына Своего, который родился от <женщины>, подчиненной
закону (Гал 4:4), тогда говорится,
что Слово, восприяв на Себя плоть, сделалось человеком
и в этой плоти (как сказал Петр: Христос пострадал
за нас плотию (1Пет 4:1))
пострадало за нас, чтобы явно стало и все мы уверовали,
что, всегда будучи Богом, освящая тех, к кому приходило, и всё
устрояя по воле Отца, напоследок ради нас соделалось Слово человеком,
и, как говорит апостол, Божество обитало во плоти телесно (Кол 2:9).
А это значит, что Слово, будучи Богом, имело собственное
тело и, употребив его как орудие, ради нас соделалось человеком./2/
Поскольку отчужденной от Бога нашей жизни самой
собою невозможно было возвратиться в горнее и небесное место,
то поэтому, как говорит апостол, незнавшего греха Он сделал
для нас жертвою за грех (2Кор 5:21)
и освобождает нас от проклятия, усвоив наше проклятие. {См. Гал.3:13.}
А восприняв на Себя нашу вражду с Богом, происшедшую
через грех, и убив ее в Себе (Еф 2:16),
по слову апостола (вражда же была грех), и соделавшись
тем, что и мы, Он Собою опять соединил с Богом человеческий
род. Ибо этого нового человека, созданного по Богу
(Еф 4:24), в котором обитала полнота Божества
телесно (Кол 2:9), через чистоту
в Нём нашего естества соделав родственным и близким Отцу,
Он вместе с тем привлек к той же благодати и всё причастное
Своему телу и сродное с Ним естество./3/
(11-13) Через
крещение происходит совлечение и обрезание грехов... Крестящиеся
исповедуют, что через крещение они кровью Христовой приобщаются
к смерти Его. Приобщившись же к смерти, они, следовательно,
насладятся и воскресения. Смысл воскресения является двойным.
Один духовный, другой же телесный. Ведь
всякая плоть человеческая воскреснет через Христово воскресение
из мертвых, но те, кто не крестился во Христа, а умер
в своем неверии, будут участвовать в общем воскресении, однако
не насладятся искупления и обетования. Те же, кто во Христа
крестился, уже и прежде общего воскресения обогатились даром
иного воскресения. Ибо они уже воскресли от смерти греховной.
Поэтому апостол и добавил: в Нём вы совоскресли (Кол 2:12),
а не «совоскреснете». Ибо каким же образом будут жить
воскресшие от смерти греховной, как снова умирающие?/4/
перевод п/ред. еп. Кассиана
(Безобразова)
перевод В.Н. Кузнецовой
/1/ неизв.
автор; /2/ свт. Афанасий Александрийский, Против
ариан, 3.26.31; /3/ свт. Григорий Нисский, Против
Евномия, 12.1; /4/ еп. Севериан Габальский, Фрагменты.
Из кн. "Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов
I VIII веков", Новый Завет, т. IX.