> 5) Говорят, что на перевоплощение
указывает смутное ощущение, возникающее иногда у людей, будто
место или ситуация, в которых они оказались, были уже знакомы
им прежде (см.: И.Рамачарака. Основы миросозерцания
индийских йогов. СПб., 1913, с. 186). Но это явление психологи
объясняют особым ассоциативным процессом, при котором одна напоминающая
о прошлом деталь способна вызвать комплекс воспоминаний, создающих
иллюзию, будто мы уже однажды были в этой обстановке. С другой стороны,
это явление "объясняется тем, что человеческий дух, отражающийся
сейчас на земном сознании человека, живет вне времени и пространства
и потому может как вспоминать бывшее, так и предвидеть будущее,
ибо всё земное, как бывшее, так и будущее, есть в то же
время и единый мир настоящего, т.е. вечного. И поэтому очень
часто в жизни у человека обостряется "память будущего", т. е. он во сне или даже наяву, сознательно или чаще всего бессознательно запоминает
будущее и потом, конечно, легко "вспоминает" его"
(арх. Иоанн Шаховской. О перевоплощении. Диалог. Париж, с. 17).
> 6) Указывают на то, что гипнотические
эксперименты могут обнаруживать в человеке как бы вторую,
а иногда и третью, четвертую личность (см.: А.Порошин.
Новый человек. Приложение. СПб., 1914). Однако этот факт может
быть объяснен телепатией, которую защитник идеи перевоплощения Рамачарака
определяет как "получение каким-нибудь лицом, сознательно или бессознательно,
колебаний или волн мысли, посылаемых, сознательно или бессознательно,
умами других людей" (Рамачарака. Ук. соч.,
с. 70).
> 7) Современные буддисты ссылаются
на физический закон сохранения как на доказательство перевоплощения
(см.: Е.С.Baptist. A Catechism of Buddhist Doctrine. Colombo,
1963, p. 23). Но, во-первых, если принять эту аналогию,
переход человеческого духа из одной формы бытия в другую совсем не обязательно
должен означать новое воплощение на земле. А во-вторых, указанный
закон действует в уже сотворенном мире; сам же творческий акт
стоит за пределом тварных законов, он сверхрационален и неподведомствен
научному знанию. Поэтому какую бы из христианских теорий происхождения
души мы ни приняли, сам момент создания неразрушимого человеческого
"я" выпадает из общего естественного процесса, и аналогии из физического
мира к нему неприложимы.
> Таким образом, мы видим, что аргументы,
приводимые апологетами реинкарнации, далеко не носят обязательного
характера и предполагают уже наличие веры в переселение душ.
Нам остается лишь показать, как эта вера соотносится с христианским
Откровением.