Иисус, проходя мимо, увидел человека, который был слеп от
рождения.
> 2
Рабби, почему он родился слепым?
спросили Его ученики. Кто согрешил: он сам или
его родители?
> 3
4
5
Не согрешил ни он, ни родители,
ответил Иисус. Слепота его для того, чтобы благодаря
ей стали явными дела Божьи. ∙ Пока длится день, мы должны
исполнять дела Того, кто послал Меня. Скоро ночь, когда никто
не сможет трудиться. ∙ Пока Я в мире, Я
свет миру.
> 6
7
Сказав это, Иисус плюнул на землю, смешал слюну с землей,
помазал ему глаза этой грязью ∙ и сказал:
Ступай к Силоамскому пруду (Силоам значит
«посланный») и умойся.
Тот пошел, умылся и стал зрячим.
> 8
Его соседи и другие люди, которые видели его просившим
милостыню, стали говорить:
Как? Это тот самый человек, который сидел и просил
милостыню?
> 9
Да, это он, отвечали одни.
Нет, он просто похож на него, возражали
другие.
Это правда я, сказал сам человек.
> 10
А как ты стал видеть? спросили
они.
> 11
Человек, которого зовут Иисус, смешал слюну
с землей, помазал мне этим глаза и сказал: «Пойди в Силоам
и умойся», ответил он. Я пошел,
умылся и стал видеть.
> 12
Где Он? спросили они.
Не знаю, говорит он.
> 9.1человека
в некоторых рукописях: «сидящего человека».
> 9.4мы должны в некоторых рукописях:
«Я должен»; Того, кто послал Меня «Того, кто послал
нас».
> 9.6помазал ему глаза этой грязью -в ряде рукописей:
«положил ему на глаза эту грязь».
> 9.8просившим милостыню во многих
поздних рукописях: «слепым».
> Ст. 2
Рабби, почему он родился слепым? спросили Его ученики
Люди всегда верили, что болезнь это наказание за грех,
причем считалось, что слепотой наказывался очень серьезный грех.
Как говорится в Талмуде, нет смерти без греха и нет
наказания без вины. В первой части Евангелия ученики играют
столь малозначительную роль, что об их существовании даже забывается.
Так, например, не известно, двенадцать ли это или какие-то другие
ученики, присоединившиеся к Иисусу в Иудее и Иерусалиме.
Они разделяют это распространенное убеждение о непосредственной
связи греха с болезнью. Кто согрешил: он сам или его родители?
Так как человек родился слепым, казалось бы, вопрос излишен, потому
что он сам не мог совершить греха. Но в раввинистической литературе
утверждается, что человек может согрешить во чреве матери. Например,
если беременная женщина поклоняется языческому божеству, зародыш тоже
в этом якобы участвует. Борьба близнецов в чреве Ревекки
(Быт 25.22) объяснялась их желанием убить друг друга, а также
тем, что, когда беременная Ревекка проходила мимо синагог, Иаков порывался
выбраться из чрева, чтобы поклониться Богу, а когда она шла мимо
языческих храмов, безбожный Исав якобы стремился наружу, чтобы почтить
идола. Дети также могли расплачиваться физическими недостатками за
грехи родителей.
> Ст. 3
Не согрешил ни он, ни родители, ответил Иисус
Он не уподобляется друзьям Иова и отрицает наличие прямой
причинной связи между грехом и болезнью, хотя, конечно же, болезнь
и смерть связаны с грехом, потому что смерть вошла в мир
после греха Адама. Во многих библейских книгах ставится тема невинного
страдания. Так, Иов предстает абсолютным праведником, хотя он поражен
страшной болезнью проказой; целый ряд псалмов говорит
о невинном страдальце. Но особенно важно помнить 53-ю главу пророка
Исайи, которая была понята Церковью как пророчество о страданиях
самого Иисуса.
> Слепота
его для того, чтобы благодаря ей стали явными дела Божьи
В раввинистической литературе довольно частовстречается утверждение,
что Бог иногда наказывает людей «наказаниями любви», и если человек
переносит их кротко и терпеливо, то потом он получает в награду
долголетие, процветание и прощение всех грехов. Но Иисуса
здесь не занимают теоретические вопросы о причине невинных страданий,
и она остается для нас неизвестной. Он говорит лишь об этом
конкретном случае и о том, какая связь существует между
страданием слепорожденного человека и Его собственным служением.
Их встреча состоялась для того, чтобы Иисус исцелил страдальца и тем
прославил Своего Отца. Ср. 11.4; Исх 9.16; Рим 9.17. Чтобы
благодаря ей стали явными... возможно понимание: «так что
благодаря ей станут явными...». Ведь в греческом языке этого времени
целевой союз «хина» приобретает также значение следствия.
<...>
> Ст. 5
Пока Я в мире то есть пока Иисус живет этой
земной жизнью. Я свет миру «Здесь еще
яснее, чем в 8.12, видно, что «свет» это не метафизическое
определение личности Иисуса, но описание Его воздействия на вселенную:
Он свет, который судит и спасает. Только благодаря
Ему в мире есть день, когда люди могут ходить безопасно (12.35),
Его отсутствие это тьма»{}.
Ср. Мф 5.14; Ис 49.6.
<.....>
> Ст. 11 Человек,
которого зовут Иисус, смешал слюну с землей, помазал мне этим
глаза и сказал: «Пойди в Силоам и умойся»,
ответил он. Я пошел, умылся и стал видеть
Духовное прозрение совершается в несколько этапов, бывший слепой
знает имя Того, кто вернул ему зрение, но больше ничего о Нём
не знает.
<...>
> 9.13-34 ДОПРОС ФАРИСЕЕВ
> 13
14
15
Человека этого, который был раньше слепым, приводят к фарисеям.
∙ А день, в который Иисус это сделал, исцелив
его от слепоты, был суббота. ∙ Фарисеи тоже стали
спрашивать его, как он стал зрячим.
Он наложил мне на глаза слюну, смешанную с землей,
я умылся и теперь вижу, ответил он.
> 16
Этот человек не может быть от Бога, потому
что Он не соблюдает субботу, заявили тогда
некоторые из фарисеев.
Но разве грешный человек может совершать такие
чудеса? возражали другие.
> 17
И между ними разгорелся спор. ∙ Слепого снова спрашивают:
Ты говоришь, что Он тебя сделал зрячим. Кто Он,
по-твоему?
Пророк, ответил тот.
> 18
19
Еврейские власти все равно не верили, что человек был слепым
и стал зрячим. Поэтомуони позвали родителей прозревшего
∙ и спросили их:
Это ваш сын? Вы говорите, что он родился слепым.
Как же он теперь видит?
> 20
21
Мы знаем, что это наш сын и что он родился
слепым, ответили родители. ∙ А как
он теперь видит и кто сделал его зрячим, этого мы
не знаем. Спросите его самого. Он взрослый, сам о себе
скажет.
> 22
23
Родители ответили так потому, что боялись еврейских властей,
ведь те уже приняли решение отлучать от синагоги всякого, кто
признаетИисуса Помазанником. ∙ Поэтому родители и сказали:
«Он уже взрослый, спросите его самого».
> 24
И вот во второй раз позвали человека, который был слепым,
и сказали ему:
Поклянись, что скажешь правду! Нам известно, что
тот человек грешник.
> 25
Грешник Он или нет, я не знаю,
ответил он. Знаю одно: я был слепым, а теперь
вижу.
> 26
Что Он с тобой сделал? снова
спросили они. Как сделал тебя зрячим?
> 27
Я вам уже говорил, а вы не слушали,
ответил он. Зачем вы хотите услышать это еще раз?
Может, тоже хотите стать Его учениками?
> 28
29
Это ты Его ученик! закричали они
на него. А мы ученики Моисея! ∙ Мы знаем,
что с Моисеем говорил Бог. А об этом человеке
мы не знаем, откуда Он.
> 30
31
32
33
Вот это и удивительно! сказал
в ответ человек. Вы не знаете, откуда Он, а Он
сделал меня зрячим. ∙ Но мы знаем, что Бог слушает не грешников,
а только тех, кто чтит Его и исполняет Его волю. ∙ Испокон
веку не слыхано, чтобы кто-нибудь сделал зрячим слепорожденного!
∙ Если бы Он был не от Бога, Он ничего не смог
бы сделать!
> 34
Ты весь родился в грехах, а еще учишь
нас! закричали они на него и выгнали вон.
> Ст. 16 Этот
человек не может быть от Бога, потому что Он не соблюдает субботу,
заявили тогда некоторые из фарисеев Фарисеи пока что
не отрицают самого факта чудесного исцеления, и их смущает
лишь вопрос, может ли быть от Бога человек, нарушивший субботу (ср.
5.16-18). Ср. Втор 13.1-6. В синоптических Евангелиях
Иисуса обвиняют в том, что Он творит великие дела с помощью
Вельзевула (Мф 12.22-30; Мк 3.20-27; Лк 11.14-20). Сам Иисус
тоже неоднократно говорит, что чудеса иногда совершают лжепророки
с целью увести людей от Бога (см. Мф 24.24; Мк 13.22). Но разве
грешный человек может совершать такие чудеса? возражали
другие. И между ними разгорелся спор То же доказательство
приводит исцеленный в 9.31. Не все фарисеи были жесткими законниками.
См. Деян 23.9. Чудеса буквально: «знаки» ().
> Ст. 17 Слепого
снова спрашивают: Ты говоришь, что Он тебя сделал зрячим.
Кто Он, по-твоему? Пророк, ответил тот
Допрос продолжается, но он побуждает исцеленного глубже задуматься
о личности своего Спасителя. Его вера становится крепче, и он
уже исповедует Иисуса пророком, как это некогда сделала самаритянка
(4.19). Вряд ли он вкладывает в это слово всю полноту смысла,
как в 6.14 и 7.40, но он понимает, что встретился с незаурядным
человеком, вызывающим удивление и восторг. Кстати, от пророков
не всегда ожидались чудеса. Их творили только Илья и Елисей.
> Ст. 18-19 Еврейские
власти все равно не верили, что человек был слепым и стал зрячим
Поскольку они не Могут допустить, что нарушитель субботы может совершить
такое чудо, им легче подвергнуть его сомнению. Это един-венное место
в Евангелиях, где оспаривается реальность нников Иисуса.
<...> Еврейскиевласти
буквально: «евреи» (см. коммент
на 1.19),хотя выше говорилось о фарисеях. Во времена
Иисуса фарисеи не относились к религиозной верхушке общества.
> Ст. 20-21 Мы
знаем, что это наш сын и что он родился слепым, ответили
родители. А как он теперь видит и кто сделал
его зрячим, этого мы не знаем. Спросите его самого. Он взрослый,
сам о себе скажет Родители ссылаются на то, что
точный ответ может дать лишь их сын, которому уже должно быть не менее
тридцати это возраст, когда человек отвечал за себя
перед законом.
> Ст. 22-23 Родители
ответили так потому, что боялись еврейских властей, ведь те уже приняли
решение отлучать от синагоги всякого, кто признает Иисуса Помазанником.
Поэтому родители и сказали: «Он уже взрослый, спросите его самого»
Сдержанность и уклончивость их ответа объясняется страхом. Было
три вида отлучения: на неделю, на месяц и торжественное
проклятие с исключением из народа Израиля. Конечно же, здесь
анахронизм. Во времена Иисуса никого не отлучали от синагоги
за веру в Него. Даже такой человек, как апостол Павел, хотя
и был несколько раз бит палками за отступничество, все же
не был отлучен. У Луки Иисус предсказывает, что Его последователей
будут изгонять из синагог (6.22). Иоанн свидетельствует о более
позднем времени, когда это предсказание сбылось, и переносит
напряженную атмосферу конца I века с ее спорами между
теми, кто отверг, и теми, кто принял Иисуса, и взаимными
обвинениями во времена Его земной жизни.
> Ст. 24 И вот
во второй раз позвали человека, который был слепым, и сказали
ему Не добившись нужного ответа от родителей, фарисеи
снова допрашивают исцеленного человека. Они во что бы то ни стало
хотят добиться от него признания в том, что он солгал. Поклянись,
что скажешь правду! дословно: «Воздай славу Богу»;
это была клятвенная формула, которая произносилась, когда от
человека требовали верного свидетельства или признания вины (ср. Нав
7.19). Нам известно, что тот человек грешник
потому что Он нарушает субботу.
> Ст. 25 Грешник
Он или нет, я не знаю, ответил он. Знаю одно:
я был слепым, а теперь вижу Бывший слепой
признает, что фарисеи лучше него знают, кто является нарушителем Закона,
а кто нет. Но он убежден, что грешнику Бог не помогает творить
добро. Ответы человека всё еще очень сдержанны, но он настаивает на
своем: ему лучше знать, был он слеп или нет.
> Ст. 26-27 Что
Он с тобой сделал? снова спросили они.
Как сделал тебя зрячим? Я вам уже говорил, а вы
не слушали, ответил он. Зачем вы хотите услышать
это еще раз? Может, тоже хотите стать Его учениками?
Наконец на это выкручивание рук он отвечает словами, полными иронии.
> Ст. 28 Это
ты Его ученик! закричали они на него. А мы
ученики Моисея! С точки зрения фарисеев, Иисус
и Моисей представляют собой непримиримые противоположности. Люди
должны сделать выбор, на какую сторону им встать. Хотя сам Иисус
говорил, что Моисей в Пятикнижии писал о Нём (см. 5.45),
тем не менее время Закона Моисея ушло безвозвратно. См. также
Мф 5.21-22,27-28,33-34,38-39,43-44; ср. Гал 3.19-25. Ученики
Моисея Этот термин иногда прилагается к знатокам
Писания в раввинистической литературе; ср. Мф 23.2.
> Ст. 29 Мы
знаем, что с Моисеем говорил Бог см. Исх 33.11;Числ 12.2-8. А об этом человеке мы не знаем, откуда Он
Эти слова говорят не о том, что фарисеи обладают недостаточной
информацией, но о том, что они отказываются признать то,
что Иисус от Бога. Ср. также 7.27,41.
> Ст. 30 Вот
это и удивительно! сказал в ответ человек.
Вы не знаете, откуда Он, а Он сделал меня зрячим
Тон ответов становится всё более ироническим и отчасти напоминает
то, как Иисус отвечал Никодиму в 3.10.
> Ст. 31 Но
мы знаем, что Бог слушает не грешников, а только тех, кто чтит
Его и исполняет Его волю Это очень распространенная
в Библии мысль; ср. Ис 1.15; Пс 66(65).18; Притч 15.29;
Иов 27.9. Следовательно, несмотря на видимое нарушение субботнего
покоя, Иисус не только негрешник, но даже праведник. Такого рода
аргументы применялись в спорах между евреями, не принявшими Христа,
и христианами, так что в речи бывшего слепого появляется
местоимение «мы».
> Ст. 32 Испокон
веку не слыхано, чтобы кто-нибудь сделал зрячим слепорожденного!
Действительно, ни в Писании, ни в другой литературе того
времени не говорится о прозрении человека, родившегося слепым.
> Ст. 33 Если
бы Он был не от Бога, Он ничего не смог бы сделать!
Ср. 3.2. Это логическое завершение диалога.
> Ст. 34 Ты
весь родился в грехах, а еще учишь нас! закричали
они на него и выгнали вон Фарисеи убеждены,
что человек родился слепым из-за грехов (ср. 9.2). Их слова полны
презрения ко всем, кто не столь совершенен, как они. Выгнали вон
За свою веру человек был отлучен от синагоги, чего еще не
могло быть во времена Иисуса.
> 9.35-41 ДУХОВНАЯ СЛЕПОТА
> 35
Иисус узнал о том, что его выгнали и, найдя его, спросил:
Ты веришь в Сына человеческого?
> 36
Господин мой, скажи мне, кто Он, и я в Него
поверю, ответил он.
> 37
Ты Его видел, сказал Иисус.
Он тот, кто с тобой говорит.
> 38
Верю, Господь! ответил он и пал
ниц перед Ним.
> 39
Иисус сказал:
Я пришел в этот мир для суда, чтобы те, что
не видят, видели, а зрячие чтобы стали слепыми.
> 40
Фарисеи, стоявшие рядом с Иисусом, услышали это и сказали
Ему:
Но нас-то Ты не считаешь слепыми?
> 41
Будь вы действительно слепы, на вас не было
бы греха, ответил Иисус. Но вы говорите,
что видите. Значит, ваш грех на вас остается.
> 9.35 Сына человеческого
в большинстве позднейших рукописей: «Сына Божьего». > 9.38-39 Верю, Господь, ответил
он и пал перед Ним ниц. Иисус сказал в некоторых
рукописях эти слова отсутствуют.
> Ст. 35 Иисус
узнал о том, что его выгнали и, найдя его, спросил
Как и в 5.14, Иисус еще раз встречается с исцеленным. Сейчас
это особенно важно, потому что человек отлучен от синагоги. Это сознательная
встреча, у которой есть цель: Иисус хочет сделать его Своим учеником.
Ты веришь в Сына человеческого? В греческом
наличие местоимения в именительном падеже предполагает, что на нём
ставится особое ударение: «Ты, именно ты, невзирая на то, что тебя
выгнали, веришь в Сына человеческого?» Сын человеческий
См. экскурс,
##. Эти слова предполагают, что в 4-м Евангелии титул Сына
человеческого равнозначен титулу Мессии. В ряде рукописей это
словосочетание заменено на более привычное и употребительное
в литургии и катехизации «Сын Божий».
> Ст. 36 Господин
мой, скажи мне, кто Он, и я в Него поверю,
ответил он Вопрос «кто Он?» имеет два варианта
истолкования: а) «я не знаю, что значит Сын человеческий. Скажи
мне, и тогда я в Него поверю»; б) «я знаю о Сыне
человеческом, но скажи, кто Он, и я в Него поверю».
> Ст. 37 Ты
Его видел, сказал Иисус. Он тот, кто
с тобой говорит Иисус отвечает так, как Он ответил
самаритянке (4.26). Он говорит о Себе в третьем лице, тем
самым подчеркивая дистанцию и придавая Своим словам особую торжественность.
> Ст. 38 Верю,
Господь, ответил он и пал ниц перед Ним
Возможно, эти слова являются ранней литургической вставкой, будучи
краткой крещальной формулой, потому что они отсутствуют в некоторых
ранних рукописях. Кроме того, в этом коротком стихе есть слова,
не характерные для евангелиста Иоанна. Господь
Если в ст. 36 греческое слово «кюриос» было употреблено
как вежливое обращение «Господин», здесь оно, несомненно, имеет особое,
христианское значение. Пал ниц то есть простерся
перед Иисусом; он ведет себя так, как люди во время Богоявлений (ср.
Исх 3.6).
[ В.Н.
Кузнецова.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА.
Комментарий. // М.: ОПУОПАМ, 2010 ]
*Дух Святой
источник не только истины в Церкви, но и свободы.
«Где Дух Господень, там свобода»,
и истина для христианина неотделима от свободы;
свобода не может выражаться без стремления к истине
и истина не может быть воспринята без свободы.
Он же и их хранитель. /.../
«Дух дышит, где хочет»,
и канонические границы той или другой церкви для Него
явно не преграда.
Грехи нас всех уравнивают, они воистину «экуменичны».
Истинные добродетели тоже.
Если нам, православным, больше дано, чем другим,
то с нас больше и спросится, по Евангелию.*
(свящ. Филипп Парфенов)