2 Вас изгонят
из синагог;
даже будет такое время,
когда всякий, кто вас убивает,
будут думать, что этим он служит Богу. 3 Поступать они будут так потому,
что не знали ни Отца, ни Меня. 4 Но Я вам это сказал,
чтобы вы, когда наступит их время,
помнили: Я вам сказал.
Я вначале не говорил вам об этом,
потому что был с вами. 5 А теперь ухожу к Тому, кто
послал Меня.
Но ни один из вас не задает Мне вопроса:
"Куда Ты уходишь?" 6 потому что слова Мои
переполнили грустью вам сердце. 7 Но Я правду вам говорю:
Мой уход вам на благо.
Если Я не уйду,
не придет тогда к вам Заступник;
а уйду Я пошлю его к вам. 8 Он, придя, мир уличит
в том, что тот неправильно судит
о грехе, справедливости и о Суде: 9 о грехе потому что
не верят в Меня; 10 о справедливости, потому что
Я ухожу к Отцу
и вы больше Меня не увидите; 11 о Суде потому что
уже осужден
Властитель этого мира.
> <...> Вознесение таинственный праздник;
это праздник, когда мы радуемся о разлуке. Христос, беседуя
со Своими учениками в последний вечер перед Своей смертью на кресте,
им говорил: Лучше вам, чтобы Я отошел; потому что когда Я отойду
от вас, Я пошлю вам Духа, Утешителя, Который наставит вас на всякую
правду... Радость разлуки... Радость о Христе, о том, что теперь
Он возносится к Отцу и восседает одесную славы Божией. Радость о нас,
потому что Христос, воскресший плотью, плотью же возносится, и теперь,
как говорит святой Иоанн Златоустый, если мы хотим познать величие
человеке и его возможную славу, нам надо возвести взор ко престолу
Божию, и там мы увидим, сидящего одесную Бога и Отца, Человека
Иисуса Христа, воплощенного Сына Божия. Воскресением и Вознесением
Господними человечество как бы вошло внутрь самой тайны Святой Троицы.
Человек Иисус Христос Бог наш.
> И вот, мы ликуем об этой победе Господней,
об этом прославлении человека, и вместе с этим, как и ученики в ранние
дни, как и ученики в течение всех столетий, мы остаемся
на земле сиротами. Когда Христос был среди нас, как сегодняшнее Евангелие
нам говорит, Он был светом; мы оказываемся в полутьме или
в потемках нашей личной жизни и в потемках судьбы человечества на земле. Но Христос опять-таки нам обещал, что Он не оставит нас сиротами, что Он пошлет вам Святого Духа, Утешителя, Который возьмет
от того, что принадлежит Ему, Христу, и научит нас всякой правде.
Утешитель: Тот, Который приходит, и опытно нас удостоверяет в том,
что воскресший и вознесшийся Христос действительно Господь и Бог
наш; что действительно Он восседает одесную Бога и Отца, но, что одновременно,
по Своему дивному обещанию, Он среди нас до скончания века, ощутимо
для одних, невидимо, непознаваемо для других. Он в истории мира
действует, спасает, преображает, ведет всё к последнему торжеству,
к последней победе. А победа Божия это наше спасение; слава
Божия это явление человека во всей славе его.
> Но для того, чтобы Дух Божий к нам
пришел Утешителем, надо нам быть в горе и в сиротстве
от отшествия Господня. Потому мы так редко, так несильно, неглубоко
ощущаем это дивное присутствие Духа, что мы неглубоко ощущаем
отсутствие Христово. Апостол Павел говорит: "Жизнь для меня Христос, а смерть приобретение; потому что, живя на земле, я вдали
от Господа..." Так должны были бы и мы чувствовать, ликовать
о том, что придет время и нашей разлуки от земли и входа
нашего в вечность, где все наши любимые, и где любимый,
поклоняемый, дивный Спаситель Христос. И в таком случае
уже теперь присутствие Святого Духа было бы для нас таким утешением
такой радостью, такой надеждой, такой победой вечности, которая грядет
победоносно и дивно к нам. Аминь!