> «Христос вознесся на небо»164,
говорит и учит Церковь. Сказка, легенда? Нет, духовная реальность.
Всё в Христе, вся жизнь Его была направлена к этому небесному
измерению, всё учение Его было о том, что человек может
и должен возвыситься, вознестись, воцариться над всем видимым
и невидимым. И об этом была радость учеников, когда
с горы Елеонской, с горы Вознесения вернулись они в Иерусалим.
Мы никогда не узнаем, так сказать, «научно»,
«эмпирически», что они видели, что ощутили,
чему были свидетелями. Ибо есть, вне всякого сомнения, в нашей
жизни то, что на человеческом языке называется «несказанным».
Это всё то, что не сведешь к таблице умножения и «прибавочной
стоимости», всё, что приходит не снизу, а сверху, зовет
вверх, на высоту. И об этом поет человек, об этом
слагает он сказки и легенды, об этом молится, этому радуется.
И только это делает жизнь нашу человеческой жизнью, а мiр
тем мiром, в котором можно не только бороться за существование,
не только трудиться, испытывать страх и умирать, но и жить.
> И зайдя в светлый, небесный
день праздника в храм, мы без всяких объяснений сами
окажемся вовлечены в это вознесение и так ясно ощутим вдруг,
что можно, можно возноситься, что небо у нас
в душе и к этому небу зовет нас всё лучшее,
что в нас есть. Взыде Бог в воскликновении, Господь
во гласе трубне (Пс.46:6)165, «Вознеслся еси во славе,
Христе Боже наш, радость сотворивый учеником …никакоже отлучаяся,
но пребывая неотступно и вопия любящим Тя: Аз есмь
с вами и никтоже на вы»166. Таким образом,
всё в конечном итоге зависит от того, что мы в самих
себе и в своей жизни возлюбим, чему отдадим душу
безысходной скуке муравейника или радостной возможности взойти
туда, где явлен небесный и вечный замысел о нашей земной
и временной жизни. В праздник Вознесения мы радуемся
высокому замыслу о человеке, нам раскрывается образ мiра,
не ограниченный одной материей. Но, может быть, и это
важнее всего! и в нас войдет вдохновение света,
добра, красоты вдохновение, которое одно только способно
победить зло в мiре.
* * *
> Согласно Евангелию, Господь пришел с учениками
в Вифанию и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял
их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они же
поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою
радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя
Бога (Лк.24:50–53). Всего несколько слов! Но попробуем раскрыть,
хотя бы слабым намеком, почему эта «великая радость» осталась
с нами, живет и всё так же, как тогда, наполняет
сердце.
> Вставим эти слова в контекст
всей христианской веры веры в то, что в Иисусе
Христе явлено мiру совершенное человечество. Явлен Человек, вся жизнь
Которого в том, чтобы до конца воплотился в Нём Бог.
Явлен Бог, ставший Человеком, и Человек, принимающий Бога как содержание
и исполнение своей жизни. И вот в конце всего, как последняя
радость, последнее исполнение восхождение этого Человека
на небо. Не Бог уходит от Него, нет! Он,
Человек, возносится, Он, т.е. вся Его жизнь исполняется вечности,
раскрывается как вечная, неумирающая, вечно живая реальность.
О, это вовсе не древнее дохристианское учение о бессмертии
души, о загробном мiре. Ибо возносится не душа, а Человек,
и это значит вся Его жизнь, весь Его мiр.
И это значит также, что всё в мiре возносимо, что
настоящая судьба его и цель восхождение ввысь, к исполнению
и торжеству вечной жизни.
> Своим учением о воскресении и вознесении
христианство радикально противопоставляет себя всем древним и в конце
концов малоутешительным верованиям о «потустороннем мiре». Ибо если
всё дело в бессмертии души, то не нужно воскресения,
оно бессмысленно; если всё дело в загробном, или потустороннем,
мiре, то не нужно вознесения, оно также бессмысленно. Но христианство
учит о воскресении о том, что любовь и жизнь
сильнее смерти, т.е. распада, что они восстанавливают всё распадающееся
от недостатка любви и жизни. И оно же учит о Вознесении,
т.е. о вертикальной направленности самого мiра и самой жизни,
об их исполнении в небесном, Божественном и вечном
образе.
* * *
> <...> если существует «развенчанный»
религиозный символ, то это, конечно же, символ неба. Бедное
небо! Сколько доставалось и достается ему в антирелигиозной
литературе! Кто только не издевался над ним, кто только
не пытался доказать, что с развенчанием неба как жилища
Бога христианству конец, ибо очевидной становится его связь с первобытными
религиями, не ведавшими, что никакого неба, в сущности,
нет. <....>
> Но вот, когда спустя сорок дней
после Пасхи наступает праздник Вознесения и слышатся его с детства
знакомые песнопения, снова понимаешь вдруг (и не разумом,
конечно, не бедным нашим разумом, который неизбежно останавливается
на пороге всего, что ему неподведомственно,
красоты, любви, тайны, а всем существом), что и сам образ
неба, и этот удивительный рассказ о небесном восхождении
не отзвуки какой-то древней мифологии, а самое потрясающее
из всего сказанного о человеке на человеческом языке
и в человеческих понятиях.
> Ибо всё, решительно всё в этом
мiре с его законами влечет человека не вверх, а скорее
уж вниз. В самом деле, сидеть легче, чем стоять, лежать
приятнее, чем сидеть, простое наблюдение, но его
можно распространить и на всю нашу жизнь. Всё легче
объяснить снизу, свести к низменному.
> Но откуда тогда это ничем
не объяснимое, ни из чего не выводимое вечное
стремление человека вверх? Откуда взялся этот символ неба, откуда
вырвался этот неутолимый вздох по небесному?
<.....>
> <.....> Пока есть оно, «желание
чудное» неба, никакое сведение человека к низменному и материальному
не победит.
> <...> «Штурм небес»
так определил кто-то сущность и пафос антирелигии, эту поразительную,
патологическую ненависть к небу.
> И потому праздник Вознесения Господня
в наши дни, в дни этого «штурма небес» приобретает особое
значение. Христос вознесся на небо. А Христос, по вере
нашей, это идеальный Человек, Тот, Кем призван стать каждый
из нас. И этим вознесением Его на небо нам открыто,
что вверх, а не вниз призван стремиться человек, что
сама земля в нём пронизывается и светится небесной красотой,
одухотворяется и преображается. Надо ли еще пояснять, что
не о пространственном, не о физическом небе говорим
мы здесь, ибо на вопрос «Где небо?» святой Иоанн Златоуст
столетия назад ответил: «Что мне до неба, когда я сам
становлюсь небом!»169 Надо ли напоминать, что о Восшедшем
на небо в главном песнопении праздника сказано, что Он не отлучился
от нас, но пребывает неотлучно170? Вот радость
Вознесения: чтобы Бог был во всём, чтобы Небо, эта духовная
высота, правда и красота, стало правдой и радостью земли,
чтобы утолена была исконная жажда, присущая человеку и призывающая
его не вниз, а вверх.
> В мiре идет повальное отрицание
Неба, когда всё объясняется снизу, когда от нас хотят, чтобы
мы поверили в приземленный образ человека как единственно
возможный и поклонились ему. И вот на это мы отвечаем
словами кондака Вознесения: «Исполнив весь замысел о нас, соединив
всё земное с небесным, Ты вознесся на небо, Христе
Боже наш, никак не отлучаясь, но пребывая неотступно
и взывая к любящим Тебя: Я с вами, и никому
вас не одолеть»171.
> Вот почему с нами та «великая
радость», которую испытали ученики, вернувшись из Вифании. Вот почему
Вознесение для нас духовная самоочевидность, которой
мы живем и о которой радуемся. И никто никогда
не заставит нас, познавших эту радость от встречи с небом,
от дарования неба, удовлетвориться только землей и земным.
* * *
> В самом слове “Вознесение” трепещет
радость, это как бы вызов так называемым “законам природы”,
всегда влекущим вниз. А тут наоборот легкость, полет,
бесконечное возношение.
> В чём великая радость этого праздника,
который продолжается до наших дней и таким удивительным
светом вспыхивает в этот день? Ведь как будто ушел, оставил
нас Христос, это как будто день разлуки. Но нет разлуки,
ибо Христос сказал: “Я с вами до скончания века”, и вся
радость христианской веры от сознания Его присутствия.
Праздник Вознесения это праздник неба, открытого человеку,
неба как нового и вечного дома, обители, неба как нашей
подлинной родины. Грех отделил землю от неба и нас сделал
земными, низменными, к земле обращенными и землей одной
живущими. Грех это предательство неба в душе.
Господь разрушил эти узы и своим примером показал нам путь
к истинной нашей родине.
164
Ср.: «Господь вознесеся на небеса, да послет Утешителя
мiру…» (Вознесение Господне. Великая вечерня. Стихира 1-я на Господи,
воззвах).
165 Вознесение Господне. Утреня. Прокимен.
166 Текст, скомбинированный из тропаря
и кондака Вознесения Господня.
169 Ср.: «Что мне до неба, когда
я созерцаю Владыку неба, когда сам становлюсь небом?»
(Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Послание
к Евреям. XVI, 3 // Творения в русском переводе в 12
т. Т. 12. Кн. 1. СПб: Изд-во С.-Петербургской Духовной Академии,
1906. С. 146).
170 Cм. след. примечание.
171
По-церковнослав.: «Еже о нас исполнив смотрение, и яже
на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе
Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный и вопия
любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы»
(кондак Вознесения Господня).