Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #2948 *Иисус у колодца. Живая вода* 31/V-03/VI/13 (пт-пн)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).    Будьте внимательны!

Отправлено: 02-Jun-2013 14:31

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

* 20 мая 2013 г. ст.ст., воскресенье 5-е по Пасхе

  (посвященное беседе Христа с самарянкой).

  литургические чтения: Деян.11:19-26,29-30; Ин.4:5-42.

 

 

к апостольскому чтению:

+++ митр. Сурожский Антоний: Это имя принадлежит и нам

 

 

 

 

 

 

> БЕСЕДА С САМАРИТЯНКОЙ (4.4-42)

> 4.4-15 ЖИВАЯ ВОДА

> 4, 5

6
Путь Его лежал через Самарию. ∙ И вот Иисус приходит в самаритянский город под названием Сихар; он расположен рядом сполем, которое дал Иаков своему сыну Иосифу. ∙ Там был источник Иакова. Иисус, утомленный дорогой, присел отдохнуть у источника. Было около полудня.
> 7

Пришла самаритянская женщина набрать воды.
 – Дай мне напиться, – говорит ей Иисус.

> 8
(Его ученики ушли в город купить еды.)
> 9
 – Как? Ты, еврей, просишь у меня, самаритянки, напиться? – говорит Ему в ответ женщина. (Дело в том, что евреи не пользуются общей посудой с самаритянами.)
> 10
 – Если бы ты знала, – ответил Иисус, – чем одаряет Бог и кто говорит тебе: «Дай Мне напиться», – ты бы сама попросила Его и Он тебе дал бы живой воды.
> 11
Господин мой, – говорит Ему женщина, – у Тебя нет ведра, а колодец глубокий. Откуда Тебе взять проточную воду?
> 12
Этот колодец дал нам наш отец Иаков, из него пил он сам, и его сыновья, и скот. Разве Ты больше, чем Иаков?
> 13

Иисус ответил:
 – Тот, кто пьет эту воду, снова захочет пить.

> 14
Но кто пьет воду, которую Я ему дам, вовеки не будет знать жажды. Вода, которую Я ему дам, станет в нем тем источником, что устремляется в вечную жизнь.
> 15
 – Господин мой, – говорит Ему женщина, – дай мне такой воды, тогда я больше не буду знать жажды и мне не надо будет ходить сюда за водой!

>  4.9 Дело в том, что евреи не пользуются общей посудой с самаритянами – в некоторых рукописях эти слова отсутствуют.

4.4 Мф 10.5; Лк 9.52; 17.11 4.5 Быт 33.19; 48.22; Нав 24.32 4.6 Ин 4.12 4.9 1 Ездр 4.3; 9.1-10.44; Лк 9.52-53
4.10 Ин 4.26; 7.37-38; Откр 21.6; 22.17    4.12 Ин 8.53    4.14 Ин 6.35; 7.38

 

Ст. 4 – Путь Его лежал через Самарию – дословно: «Он должен был пройти через Самарию». Самый короткий путь из Иудеи в Галилею лежал через Самарию и занимал около трех дней. То, что Иисус должен был пройти через Самарию, означало или то, что Он по какой-то причине торопился и поэтому не выбрал более длинный окружной путь, занимавший в два раза больше времени, или потому что такова была воля Отца (см. 3.14). Самария – Здесь это область, а не город.

Ст. 5 – И вот Иисус приходит в самаритянский город под названием Сихар; он расположен рядом с полем, которое дал Иаков своему сыну Иосифу – В большинстве рукописей город назван Сихаром, но в некоторых древних переводах стоит Сихем (евр. "Шехем»), который был расположен рядом с колодцем Иакова. Хотя принято считать, что Сихар – это современный Аскар, находящийся рядом с Сихемом, но в Аскаре есть собственный источник и женщине не пришлось бы идти за водой издалека. Рядом с полем, которое дал Иаков своему сыну Иосифу – См. Быт 33.19, где сказано, что Иаков купил это поле, и 48.22, где он завещал его Иосифу.

Ст. 6 – Там был источник Иакова – Он находится у подножия горы Геризим (см. 4.20). На самом деле это был колодец, но он традиционно назывался источником, потому что находился на его месте. Колодец Иакова сохранился до наших дней, он очень глубокий (более тридцати метров) и до сих пор снабжает людей водой. Иисус, утомленный дорогой – Евангелист подчеркивает, что воплощенный Господь может испытывать и усталость, и жажду. Присел отдохнуть у источника (дословно: «на источник») – Так как колодец был накрыт каменной плитой, Иисус, вероятно, сел на нее или на парапет, окружавший его, хотя в некоторых рукописях говорится, что Он сел на землю. Было около полудня – дословно: «Был шестой час». Евангелист считает время от рассвета, как это было принято у римлян.

Ст. 7-8 – Пришла самаритянская женщина набрать воды – Обычно женщины ходили за водой рано утром или вечером, когда спадала жара. Вероятно, самаритянка оказалась здесь в неурочное время, потому что такова была воля Бога. Дай Мне напиться, – говорит ей Иисус – Иисус не только может испытывать усталость и жажду, но и нуждаться в помощи других людей. Так как колодец глубокий, из него нельзя достать воду без ведра и веревки. Его ученики Ушли в город купить еды – Этим объясняется то, что Иисус оказался в одиночестве и должен был просить об услуге самаритянку.

Эта сцена чем-то напоминает традиционные встречи у колодца в патриархальные времена (см. Быт 24.11; 29.1-2; Исх 2.15).

Ст. 9 – Как? Ты, еврей, просишь у меня, самаритянки, напиться? – говорит Ему в ответ женщина – Самаритяне и евреи, люди с общими этническими корнями, в течение нескольких веков испытывали друг к другу неприязнь и отвращение. Их давняя историческая вражда имела политические и религиозные корни, После падения Северного царства (722 г. до н. э.) и во время выселения в Вавилон они были оставлены на своей земле, а затем смешались с иноземными колонистами из Вавилона и Мидии. Самаритяне не признавали иерусалимский Храм. Вражда между ними и евреями особенно усилилась после того, как они попытались помешать возвратившимся из Вавилона еврейским переселенцам восстанавливать Иерусалим и Храм. Во II веке до н. э. самаритяне оказывали помощь сирийцам в их войнах с евреями. В 128 г. до н. э. по приказу еврейского первосвященника был сожжен самаритянский храм на горе Геризим, который самаритяне считали местом истинного поклонения Богу. Евреи считали самаритян, особенно самаритянских женщин, ритуально нечистыми с самого рождения.

> Евангелист не сообщает нам, каким образом самаритянка догадалась, что перед ней еврей. Она была удивлена, что еврей обращается к ней, нарушая тем самым все традиционные социальные правила и условности. Она иронически замечает, что, когда человек хочет пить, то он не побрезгает водой и из рук ритуально нечистой, с точки зрения евреев, самаритянки. В ее словах чувствуется не только легкая насмешка, но и женское любопытство. Вероятно, она воспринимает происходящее как традиционную сцену встречи мужчины и женщины у источника и пытается пококетничать. Дело в том, что евреи не пользуются общей посудой с самаритянами – Возможно иное понимание: «Дело в том, что евреи не имеют ничего общего (или «не общаются») с самаритянами». В некоторых рукописях эта фраза опущена.

Ст. 10 – Если бы ты знала, – ответил Иисус, – чем одаряет Бог и кто говорит тебе: «Дай Мне напиться», – ты бы сама попросила Его и Он тебе дал бы живой воды – Внезапно история принимает новый оборот. Самаритянка видит перед собой усталого и жаждущего спутника, готового из-за этого нарушить свой собственный Закон. Но это заблуждение, В Своем ответе Иисус сообщает самаритянке, что Его столь непривычное для нее поведение обусловлено вовсе не жаждой, но тем, что Он выше всех условностей, которые разделяют народы, потому что перед ней Сын Божий, источник живой воды. Если бы ты знала, чем одаряет Бог – дословно: «Если бы ты знала дар Бога». Хотя под даром Бога в те времена евреи понимали Тору, Иисус, вероятно, так называет воду жизни или дар Духа. Если она поймет это, то сама станет просить Его. Живой воды – В греческом непереводимая игра слов, потому что живой водой обычно называлась проточная, текучая вода в отличие от стоячей воды цистерн или прудов. Но одновременно это и вода, дарующая жизнь.

> В Писании вода имела много символических значений. Так называлась Божья Мудрость, дарующая жизнь (ср. Притч 13.15; 18.4; Ис 55.1; Сир 24.21). Это также Дух, который дает Иисус (см. Деян 2.38; 10.45; 11,17; Евр 6.4). Это не вечная жизнь, но она направляет к вечной жизни (см. ст. 14).

Ст. 11 – Господин мой, – говорит Ему женщина, – у Тебя нет ведра, а колодец глубокий. Откуда Тебе взять проточную воду? – Хотя женщина по-прежнему не понимает Иисуса, но ее тон меняется: она уже обращается к нему почтительно: Господин мой. Здесь источник назван колодцем (см. коммент. на ст. 6). Вероятно, на дне его был источник, шатавший его. Женщина пришла за водой со своим ведром и веревкой.

> Перед нами типичный пример непонимания людьми слов Иисуса: Он говорит о воде вечной жизни, то есть о Своем учении и Духе, который Он дает людям, а самаритянка понимает воду на материальном, земном уровне и видит в Его словах обещание дать ей проточной воды. Подобное двухуровневое понимание – частый прием у евангелиста Иоанна (ср. 3.3-4; 4.33-34; 6.33-34; 7.34-35; 8.22 и др.).

Ст. 12 – Этот колодец дал нам наш отец Иаков, из него пил он сам, и его сыновья, и скот. Разве Ты больше, чем Иаков? – Хотя женщина начинает догадываться, что перед ней не простой человек, она всё еще не сдается и призывает на помощь национальную гордость. У нее древнее происхождение, она, как и другие ее соплеменники, происходит от Иосифа, сына Иакова. Так утверждали самаритяне, хотя евреи вряд ли бы с этим согласились. Наш отец – Так назывались праотцы: Авраам, Исаак, Иаков и его двенадцать сыновей. Библия ничего не говорит о происхождении колодца, возможно, это какая-то местная легенда. Даже Иакову не понадобилась лучшая вода, которая здесь в таком изобилии, что он пил не только сам, но и поил свой скот. Вероятно, она сама потому и ходит на этот колодец, хотя поблизости могли быть другие источники воды, потому что он самый древний и самый лучший. Даже если Иисус утверждает, что Его вода лучше, Он ведь не может быть больше, чем Иаков, и Его вода не может превосходить воду ее прародителя.

> Мы встречаем здесь характерный для Иоанна прием: люди невольно, сами не зная об этом, изрекают истину: конечно, Иисус больше Иакова. Это так называемая Иоаннова ирония <(ср. 2.20; 7.42; 8.53)>.

Ст. 13 – Иисус ответил: – Тот, кто пьет эту воду, снова захочет пить – Вот в чём заключается разница между обычной водой и живой водой, которую дает Иисус: она дает не временное утоление, но вечное.

Ст. 14 – Но кто пьет воду, которую Я ему дам, вовеки не будет знать жажды – Так описаны мессианские времена у пророка Исайи: «Не будут они знать ни голода, ни жажды» (ср. Откр 7.16). Ср. Сир 24.21, где Мудрость Божья говорит о себе: «Те, что едят меня, не могут насытиться, те, что пьют меня, еще больше жаждут». На первый взгляд, слова Мудрости кажутся полной противоположностью тому, что говорит Иисус. Но на самом деле мысль здесь одна, хотя и выражена по-иному: те, что будут пить воду Мудрости, будут хотеть только ее. Ср. также 6.35: «Я – хлеб жизни. Тот, кто приходит ко Мне, не будет голодным; тот, кто верит в Меня, никогда не испытает жажды». Вода, которую Я ему дам, станет в нем тем источником, что устремляется в вечную жизнь – Слова Иисуса не следует понимать в том смысле, что верующий не будет уже больше припадать к источнику откровения. Тот, кто примет в себя Христа, будет иметь внутри себя неиссякаемый источник. См. 7.37-38. Живая вода Иисуса не есть сама вечная жизнь, но она направляет верующего к вечной жизни.

Ст. 15 – Господин мой, – говорит Ему женщина, – дай мне такой воды, тогда я больше не буду знать жажды и мне не надо будет ходить сюда за водой! – Хотя самаритянка по-прежнему проявляет непонимание и, несмотря на объяснение Иисуса, что Он говорит о воде вечной жизни, теперь воспринимает воду как какую-то магическую субстанцию, она хотя бы исполняет первое повеление Иисуса (см. ст. 10): она просит у Него воды.

 

> 4.16-26 ИСТИННЫЙ УЧИТЕЛЬ

> 16

 – Ступай, позови своего мужа и возвращайся сюда, – говорит Он ей.

> 17
18
 – У меня нет мужа, – ответила женщина. – Ты правильно сказала, что у тебя нет мужа, – говорит ей Иисус. – ∙ Ты пять раз была замужем, а тот человек, с которым ты теперь живешь, тебе не муж. Ты сказала правду.
> 19
20

 – Господин мой, – говорит Ему женщина, – я вижу, Ты – пророк. ∙ Наши отцы поклонялись Богу на этой горе, а вы говорите, что место, где надо Ему поклоняться – только в Иерусалиме.

> 21

22
23


24

Иисус говорит ей:
 – Верь мне, женщина: час наступает, когда будете поклоняться Отцу не на этой горе и не в Иерусалиме. ∙ Вы не знаете, чему поклоняетесь, а мы знаем, чему поклоняемся, ведь спасение – от евреев. ∙ Но час наступает – он уже наступил! – когда тех, кто Отцу поклоняется, наставит Дух Истины, как истинно чтить Отца. Ведь Отец Себе ищет таких – тех, что так Ему поклоняются. ∙ Бог – это Дух, и Ему надлежит поклоняться, как наставляет Дух Истины.

> 25

 – Я знаю, что должен прийти Мессия (то есть Помазанник), – говорит Ему женщина. – Когда Он придет, Он нам всё объяснит.

> 26

 – Это Я, тот, кто с тобой говорит, – отвечает Иисус.

4.25 Я знаю – в некоторых рукописях: «Мы знаем».

4.19 Мф 21.46; Ин 7.40; 9.17    4.20 Втор 11.29; 12.5-14; Нав 8.33; Пс 122(121).1-5
4.22 Ис 2.3; Рим 9.3-4    4.24 2Кор 3.17; Флп 3.3    4.25 Ин 1.41; 14.26 4.26 Мк 14.61-62; Ин 9.37

 

Ст. 16 – Ступай, позови своего мужа и возвращайся сюда, – говорит Он ей – Непонятно, почему Иисус вдруг резко меняет тему разговора. Но, вероятно, это лишь поверхностное впечатление, а изменения темы не произошло. На Востоке носить воду входило в обязанности женщины, и самаритянка просит у Иисуса этой чудодейственной воды, чтобы жизнь ее стала легче. С другой стороны, Он, конечно, знает ее личные обстоятельства, и Его сверхъестественное знание должно помочь ей понять, кто находится перед ней.

Ст. 17-18 – У меня нет мужа – ответила женщина – Самаритянка лжет. Может быть, причина этой лжи невероятно проста: ей хочется получить эту воду, не возвращаясь по жаре в Сихар{}. Но, возможно, ей стыдно сознаться в том, что ее личную жизнь нельзя назвать высоконравственной, или же она продолжает надеяться на благоприятный исход «романтической встречи у колодца». Ты правильно сказала) что у тебя нет мужа, – говорит ей Иисус – Но Иисус подтверждает ее слова. Ты пять раз была замужем, а тот человек, с которым ты теперь живешь, тебе не муж. Ты сказала правду – Иисус проявляет ту же сверхъестественную проницательность, что и во время беседы с Нафанаилом (1.47). Иисус иронически подтверждает ее ложь, что в настоящее время она не замужем, потому что это незаконный брак, а сожительство. Неизвестно, становилась ли она пять раз вдовой или ее мужья разводились с ней. У евреев разрешалось два, а в некоторых случаях три брака, так что ее жизнь была, с еврейской точки зрения, в высшей степени безнравственной.

> С давних пор существовали разнообразные попытки аллегорически истолковать число пять, но они ни на чем не основаны, так что современные библеисты отказались от подобной мысли.

Ст. 19 – Господин мой, – говорит Ему женщина, – я вижу, Ты – пророк – Теперь сама женщина резко меняет тему. Она делает это или потому, что не хочет, чтобы разговор перешел на тему, касающуюся ее образа жизни, или понимает, что перед ней стоит необычный человек, и поэтому она сама пытается в меру своих способностей перевести разговор на более высокий духовный уровень. Наступил решающий момент в этой беседе: захочет ли женщина выйти из тьмы к свету, что обязательно включит и перемену в ее образе жизни? И она пытается это сделать. Ты – пророк – Известно, что самаритяне признавали в качестве авторитетных Писаний только Пятикнижие. Следовательно, называя Иисуса пророком, самаритянка должна была подумать о пророке, появление которого было обещано Моисеем (см. коммент. на 1.21).

Ст. 20 – Наши отцы поклонялись Богу на этой горе, а вы говорите, что место, где надо Ему поклоняться – только в Иерусалиме – Ей кажется, что, раз ей повезло встретить пророка, он разрешит важнейшую религиозную проблему, волновавшую самаритян. Известно, что они стали поклоняться Богу, возведя свой храм на горе Геризим. Хотя Второзаконие утверждает, что поклонение единственному Богу должн совершаться в единственном месте (Втор 12.1-14), это место там не названо. Самаритяне были уверены, что на горе Геризим, потому что, согласно Втор 11.26-32, Бог именно там повелел Моисею произнести благословение. Кроме того, Иисусу Навину было велено поставить святилище на этой же горе (Втор 27.4). Евреи же утверждали, что единственным законным местом поклонения является Иерусалим. Кто же прав? Этот вопрос не был чисто теоретическим, как может показаться. Люди были убеждены, что только жертва искупает грех, но жертвоприношение должно быть совершено по правилам и принесено в правильном месте. Поэтому возможно, что если она осознала свою греховность, то у нее тут возникла мысль о жертве. На этой горе – то есть на горе Геризим; беседа происходит вблизи от нее.

Ст. 21 – Иисус говорит ей: – Верь мне, женщина: час наступает, когда будете поклоняться Отцу не на этой горе и не в Иерусалиме – Обычно Иисус, желая сказать что-то очень важное, говорил: «Говорю тебе истинную правду», но здесь единственный раз в Евангелии эта формула изменена на «верь мне». Женщина – Мы видим, что Иисус всегда так обращался к женщинам (см. 2.4). Час наступает – Обычно в Евангелии час – это время смерти и прославления Иисуса. Здесь это скорее эсхатологический час, время окончательных перемен и наступления прямого правления Бога, хотя он не может наступить без «часа» Иисуса. Будете поклоняться Отцу – Единственное число меняется на множественное, потому что речь идет обо всём самаритянском народе. И у евреев, и у самаритян один общий для всех Отец. Истинное поклонение не в храме на горе Геризим (он разрушен), и не в иерусалимском Храме, разрушение которого было недавно предсказано Иисусом (2.19).

Ст. 22 – Вы не знаете, чему поклоняетесь, а мы знаем, чему поклоняемся, ведь спасение – от евреев – Было бы грубой ошибкой думать, что Иисус принимает в этом споре сторону евреев. Он лишь констатирует тот непреложный факт, что исторически откровение Божье было дано именно евреям, что Его Слово было обращено к народу Израиля, что Бог избрал его для Себя, сделав его народом Божьим. См. Рим 9.4-5: «Они израильтяне: их сделал Бог Своими сынами, им явил Свою Славу, с ними заключал договоры, им дал Закон, у них и богослужения, у них и обещания от Бога, у них и праотцы, и среди них родился Христос, который превыше всех». Кроме того, некоторые библеисты полагают, что Иисус указал на ограниченный характер самаритянской религии, принимающей только Пятикнижие и отвергающей великие богооткровенные тексты пророков. О самаритянах ходили слухи, что они суеверны, склонны к магии и их вера основана на страхе и невежестве, а позже Самария стала прибежищем гностических учений. Другие же считают, что здесь спор ведется не между евреями и самаритянами времен исторического Иисуса, но между христианами, с одной стороны, и евреями и самаритянами, не принявшими Иисуса. Спасение – от евреев – Ср. Пс 76(75).1: «Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его». Спасение основывается на обещаниях Божьих, которые Бог провозгласил устами великих пророков. Воплощение совершилось в среде еврейского народа, Христос исполняет все обещания, данные Богом в еврейских Писаниях. Недаром Он включает себя в «мы». Это указание на то, что народ Божий занимает исключительное положение в истории спасения.

Ст. 23 – Но час наступает – Иисус не становится ни на ту, ни на другую сторону, потому что поклонение и на горе Геризим, и на горе Сион одинаково несовершенны и не достигают цели. Ср. Откр 21.22: «Я не увидел в городе храма, ведь храм его – это сам Господь Бог Вседержитель и Ягненок». Там же говорится, что Бог будет жить среди людей. Только такое поклонение совершенно, оно настанет в будущем. Но это не означает, что в настоящем оно недоступно. Час наступает – Это час эсхатологического свершения, связанного с прославлением Иисуса через смерть и воскресение, когда в поклонении Богу не будут играть никакой существенной роли ни место, ни ритуалы, ни вся материальная обстановка культа. Важны не они, а способ поклонения. Такое поклонение – это новая жизнь с Богом. Ср. Гал 5.6; 6.15. Час наступает – он уже наступил! – Это странное и, казалось бы, противоречивое словосочетание (оно встретится еще раз, в 5.25) – способ описать события, которые, на первый взгляд, относятся к будущему, что верно, но, с другой стороны, в служении Иисуса и прежде всего в Его личности они уже присутствуют здесь и сейчас. Когда тех, кто Отцу поклоняются, наставит Дух Истины, как истинно чтить Отца – дословно; «когда истинные поклоняющиеся будут поклоняться Отцу в Духе и истине». Что же такое поклонение «в Духе и истине»? По мнению многих библеистов, это так называемый гендиадис {Гендиадис – риторическая фигура, когда понятие, обычно выражаемое при помощи прилагательного и существительного, передается двумя существительными, соединенными союзом «и».}: «в Духе Истины» или «через Дух Истины». Иисус здесь не противопоставляет «внешнее» богослужение «внутреннему», духовному, совершаемому в глубине человеческого сердца. Ведь речь идет не о человеческом духе, но о Духе Божьем. «В 2.21 Иисус сам занял место Храма, так что здесь Дух, данный Иисусом, вдыхает жизнь в поклонение, которое заменяет собой поклонение в Храме. Обратите внимание, что здесь стоит вопрос о поклонении в Духе Отцу. Бог может почитаться как Отец только теми, кто обладает Духом, делающим их детьми Бога (см. Рим 8.15-16), Духом, через который Бог зачинает их свыше (Ин 3.3). Этот Дух поднимает людей с земного уровня, уровня плоти, и делает их способными поклоняться Богу как должно».{} Ср. Рим 8.26-27: «Дух тоже приходит к нам на помощь: ведь мы слабы и не знаем, о чём нам следует молиться. Но сам Дух просит за нас воздыханиями, которые нельзя выразить словами. И Тот, кому известны даже самые сокровенные наши помыслы, знает, чего хочет Дух, потому что Дух просит за святой народ Божий так, как того хочет сам Бог». В Евангелии будет говориться о том, что благодаря Сыну Его ученики будут жить в Нём, как Он в Отце, и сам Отец поселится в тех, кого Он дал Сыну. Ведь Отец Себе ищет таких – тех, что так Ему поклоняются – Как и другие новозаветные авторы, Иоанн подчеркивает, что в деле спасения людей Бог проявляет инициативу. Не люди ищут Бога, а это делает сам Бог. Он ищет их, послав Своего Сына в мир, чтобы даровать им истинную жизнь. Об этом другими словами будет сказано в заключительной части Евангелия, где изложена цель Евангелия (20.31).

Ст. 24 – Бог – это Дух, и Ему надлежит поклоняться, как наставляет Дух Истины – То, что Бог назван Духом, не есть указание на бесплотную, в человеческом смысле этого слова, природу Бога. Библия вообще никогда не интересуется природой Бога, потому что Бог принципиально непостижим. В Писаниях о Боге задается вопрос не «кто Он?», а «что Он делает?» Так, «Бог – это любовь» означает, что Он любит, а «Бог – это свет» – что Он просвещает, дарует людям свет откровения (ср. 1Ин 1.5; 4.8). Так и здесь, вероятнее всего, «Бог – это Дух» значит, что Бог дарует людям Свой Дух, благодаря которому они могут надлежащим образом Его почитать. Но можно также увидеть перекличку этих слов в 3.8, где говорится о том, что Дух, подобно ветру, невидим и непознаваем, но люди видят результаты Его действий, Его преображающую и дарующую жизнь силу. Так что в определенном смысле слова Бога можно познать через Его «голос», Его Слово, которое Он послал в этот шар (ср. 1.23; 5.25,28,37-38; 10.3,4,5,16; 11.43; 12.28,30; 18.37).

Ст. 25 – Я знаю, что должен, прийти Мессия (то есть Помазанник), – говорит Ему женщина. – Когда Он придет, Он нам всё объяснит – Самаритянка уже близка к пониманию чего-то важного; она осознала, что поклонение «в Духе Истины» каким-то образом связано с приходом Мессии. Самаритяне тоже ждали Мессию, которого они называли Тахебом (см. 4.19). Он был, вероятно, тем пророком, приход которого обещал Моисей, и его главной функцией было учить и давать законы. Возможно, подтекст ее слов: «Но Тахеб больше Тебя».

Ст. 26 – Это Я, тот, кто с тобой говорит – Во всех Евангелиях Иисус чрезвычайно сдержан и практически никогда не называет себя Мессией. Здесь одно из редчайших исключений, и очень важно то, что Иисус открывает себя перед женщиной, причем перед самаритянкой, которой брезгали евреи, перед женщиной отнюдь не безупречного поведения. Действительно, Врач приходит к тем, кто в Нем нуждается (Мк 2.17). И эта женщина, как потом Марфа и Мария Магдалина, станет Его ученицей и свидетельницей.

> Здесь мы впервые встречаемся с торжественной формулой, звучащей по-гречески «эго эйми» («Я есмь», «Это Я»), характерной для этого Евангелия: (см. 6.35; 8.12,24,28,58; 11.25) и указывающей на теофанию, то есть Богоявление. Но здесь эта формула вряд ли употребляется в полноте своего смысла. В Своем ответе самаритянке Иисус ничего не говорит о разнице в понимании мессианства у евреев и самаритян. Пока что такого ответа достаточно.

В.Н. Кузнецова.
 ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. Комментарий. // М.: ОПУОПАМ, 2010 ]

 

 

 

 

к евангельскому чтению:

 + + + протоиерей Сергий Булгаков: у колодца Иакова (+ссылки!)

 + + + свящ. Александр Мень – еще одна проповедь

        www.messia.ru/rasylka/008/2202.htm#0 (+ссылки)

 + + + митр. Антоний (Блум): Христос и самарянка

        www.messia.ru/rasylka/007/1840.htm#0 (+ссылки!)

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:alr_pol0@mtu-net.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

 *Ученики просили Иисуса: "Равви, поешь!"

  Он ответил: "У Меня есть пища, о которой вы не знаете".

  Ученики стали говорить между собой:

  "Может быть, кто-нибудь принес Ему поесть?"

  Иисус говорит им:

  "Моя пища – исполнить волю Того, кто послал Меня,

   и завершить Его дело.

  Разве вы не говорите: 'Еще четыре месяца – и наступит жатва'?

  Но вот, говорю Я вам,

  поднимите глаза, посмотрите на нивы,

   как они побелели, созрев для жатвы!

  Жнец получает и плату свою, / и урожай собирает для вечной жизни,

  так что радуются одинаково / и тот, кто сеял, и тот, кто жнет.

  Вот так подтвердилась пословица: / "Сеет один – жнет другой".

  Это Я послал вас жать ниву, / на которой трудились не вы –

  там трудились другие, / а вы разделяете с ними / плоды их трудов".*

                                    (Ин.4:31-38 – из воскресного чтения)

              *********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/2948.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm


В избранное