Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

[pc] Купи друга.

Дети
Эту историю, странную, загадочную, запутанную, увлекательную и
неприятную одновременно, я услышала не из первых уст и потому не знаю
наверняка, правдива ли она. Но если такого никогда на самом деле не
было, ее следовало бы выдумать. Потому что проблема, которую решают
сомнительные герои этой истории, существует в самой что ни на есть
реальности.
Это был самый обычный клиент -- полноватый, лысоватый мужчина с
восточными чертами лица. В чертах мальчика, который с ним пришел,
востока было меньше, и я предположила, что его мама -- русская. Говорил
отец. Довольно стандартно жаловался, что сын ни с кем не дружит, не
умеет общаться, всех окружающих его сверстников называет придурками.
Мальчик не хватает звезд с неба в плане учебы, но родители расстарались
и устроили его в седьмой класс в хорошую гимназию -- там умные, хорошие
дети из приличных семей. Увы, та же картина. <<Избаловали мы его, --
картинно взмахнул руками отец. -- Один сын, две старших сестры есть,
бабушки, дедушки -- все ему угождали. И вот...>>
Я поговорила с подростком. Никаких собственных интересов, кроме
компьютера, он обозначить не сумел, про одноклассников охотно подтвердил
слова отца: придурки, ага.
-- А кто с кем не общается: ты с ними или они с тобой?
-- И так, и так.
-- А ты пытался их чем-то заинтересовать? Просто выслушать?
-- А зачем мне?
-- Но ты вообще-то хотел бы иметь друга?
-- Вообще-то да, но чтобы он меня слушал.
Я им посоветовала сходить на социально-психологический тренинг для
подростков, где на самом поверхностном уровне учат общаться и видеть
другого человека, а также искать у парня хоть какие-то интересы, чтобы
можно было поместить его в какую-нибудь группу с совместным делом. Ну и
конечно, поменьше скакать вокруг него дома.
Когда они уходили, я отчетливо понимала, что ничего из того, о чем мы
договорились, семья делать не будет.
А спустя примерно год я повстречала этого мужчину, и он с удовольствием
рассказал мне, что их проблема благополучно разрешилась, у сына
появилось двое друзей, с которыми он встречается и с удовольствием
проводит время каждую неделю. А потом он рассказал о <<проекте ``Гэмфри''>>.
-- Наверное, к вам не одни мы с таким обращаемся, -- сказал он. -- Поэтому
вам знать надо, что такое бывает.
Несмотря на озвученные альтруистические мотивы, мне показалось, что
мужчине и самому важно увидеть мою реакцию на его рассказ. В чем-то он
все еще сомневается.
Рекомендованный мной тренинг их не вдохновил с самого начала. Ни на
какие кружки или секции мальчик не соглашался: там те же <<придурки>>,
только еще самолетики клеят или мяч гоняют. Отец стал искать, где еще
учат общаться со сверстниками, и через третьи руки нашел странную
услугу, в которую, по его признанию, сначала и сам не очень-то поверил.
Друга или даже нескольких друзей для его мальчика ему предложили просто
купить. Качество гарантируется репутацией фирмы -- дети будут умные,
воспитанные, чистенькие, аккуратные, хорошо учащиеся, из приличных, но,
увы, бедных семей, нуждающихся в дополнительном заработке. Кроме того (и
это было главным для моего знакомого), купленные друзья готовы будут во
всем подыграть клиенту-ребенку, с интересами и особенностями которого их
познакомят заранее, а также по возможности учесть особые пожелания
родителей (например, больше гулять на воздухе, посещать музеи и т. д.).
Поверить в такое было действительно трудно, но достойные доверия с точки
зрения отца люди рассказали ему, что фирма под условным и нигде не
афишируемым названием <<проект ``Гэмфри''>> существует уже много лет, с
конца перестройки. Именно тогда появились первые дети и подростки,
которые никогда в жизни не спускались в метро и не играли во дворе, не
умели ни к кому приспосабливаться и учитывать чужие интересы, потому что
все приспосабливались к ним. Но их внезапно разбогатевшие родители были
обычными людьми -- сами они еще недавно ездили-таки на метро и играли во
дворах, и по крайней мере некоторые из них видели особенности своих
детей, осознавали их как проблему и хотели ее решить.
Придумал и создал <<проект ``Гэмфри''>> некий педагог и психолог. Первых
детей он набрал и обучил сам -- среди своих приличных, но обнищавших в
перестройку знакомых. Типичный пример такой семьи: библиотекарша,
мама-одиночка, сын мил, хорошо воспитан, хорошо учится, но даже
прокормить его получается с трудом, не говоря уже о том, чтобы купить
лишние брюки или игровую приставку.
-- У вас будут не только какие-то деньги, но еще и шанс <<попасть в

светило бы: кружки, образование, поездки куда-то, путешествия, --
объяснял семьям основатель проекта.
-- Мы будем у них как бы слуги? -- спросил его один из первых участников.
-- Нет, вы будете как бы компаньоны, -- ответил основатель. -- Старая,
почтенная, архетипическая роль.
Чему он учил детей?
Это твоя работа, как у взрослых. За нее ты будешь получать деньги, но
твой <<друг>> ни в коем случае не должен узнать об этом. Для любого
человека самая интересная тема для разговора -- это он сам. Для твоего
<<друга>> это особенно актуально, так он воспитан. Учил некоторым
психологическим методикам, да. И еще простое детское, всем понятное
слово <<подыгрывать>>. Полное психологическое сопровождение в процессе
работы, разумеется.
Как происходило <<внедрение>>?
Родители клиента заполняли длиннейшую анкету, в которой описывали все
малейшие пристрастия, непристрастия, особенности и болевые точки своего
ребенка (иногда психокоррекция семейных отношений начиналась прямо с
этого места). Ребенок-компаньон и руководитель внимательно эту анкету
изучали, обсуждали и решали, с чего начать. Дальше возможного <<друга>>
представляли ребенку-клиенту, как правило, в процессе какого-то
действия, например: <<Мы едем на пикник, с нами поедет сын моей школьной
подруги, она сама заболела, а он твоего возраста>>. На пикнике
подготовленный ребенок работает, вовсю стараясь понравиться <<хозяевам>>.
Если все получилось, то на вопрос: возьмем следующий раз Васю на дачу? --
следует активное согласие: да, да, конечно, возьмем, он классный, он
любит то же, что и я, и всегда меня слушает!
Если <<дружба>> сложилась, то дальнейшие шаги могли быть самыми
разнообразными. Периодические встречи. Совместные поездки на каникулы.
Совместные занятия в секциях, кружках, с репетиторами (для
ребенка-компаньона все это оплачивалось <<хозяевами>>). Помощь в учебе.
Были даже переводы <<друзей>> в ту престижную школу, где учился ребенок
<<хозяев>>.
Могла ли такая <<дружба>> стать настоящей? Да, разумеется, и становилась
неоднократно. Единственное условие <<от фирмы>> -- никогда не раскрывать
перед другом начальных этапов их общения.
Более того, за годы функционирования проекта случилось несколько свадеб.
Кто и что там знает, мне неведомо.
Бывали ли неудачи? Разумеется. Не сошлись. Не сумел понравиться.
Отказался работать. Несколько раз обиженный или униженный <<клиентом>>
ребенок просто орал ему в лицо: я с тобой вообще только за деньги!
Сотрудничество тут же прекращалось, наученный психологом отец
подтверждал сыну: <<Он больше не придет. Да, я обещал ему купить телефон,
у тебя есть, у него нет, это неловко. Возможно, это моя ошибка. Но и ты
тут тоже неправ, давай разберемся в чем>>.
Неустойка на случай, если будут перейдены какие-то границы с той или
другой стороны, оговаривалась заранее. Но по мере совершенствования
методик и набора опыта детьми осечек было все меньше.
Большую часть денег забирал себе руководитель (психологическое
сопровождение, помним!), детям и их семьям доставались в основном
подарки и многочисленные бонусы. Первые подготовленные компаньоны были
просто нарасхват, и дело стало расширяться. Появились еще дети,
психологи, педагоги. Понятно, что никто, нигде и никогда не давал
никакой рекламы, слухи распространялись сами, но всегда можно было все
отрицать -- психологическая консультация семьям, не более того. Дети
разного достатка пытаются дружить, родители им помогают -- это же
естественно, не так ли?
Головной центр проекта находится, естественно, в Москве, где крутятся
основные деньги. В Питере -- филиал, возникший после расширения. Вроде
уже есть и еще где-то.
Психокоррекция? Безусловно. В Питере есть четырнадцатилетний мальчик, у
которого имеется своя методика <<оттаскивания>> клиента от компьютера. Он
сначала стремительно и полностью присоединяется, а потом однажды
говорит: ты такой классный, мне так хотелось с тобой дружить, что я
пошел <<под тебя>>, но вообще-то я больше люблю не компьютеры, а горные
лыжи (испанский язык, физические опыты -- в зависимости от клиента
мальчик предоставляет родителям варианты). Так что давай хотя бы иногда...
На этого мальчика, говорят, очередь стоит.
Другая история. Маленькая девочка вообще с чужими не общалась, в садике
билась в истерике, в поликлинику не отвести, гувернанток в комнату не
впускала или за волосы таскала. Ей предложили побыть <<королевой>> и
наняли четырех маленьких <<фрейлин>>. Почитали книжки, показали картинки
про королев и их окружение. Всем пошили платьица. Сначала они просто
молча сидели с куклами, потом она должна была им говорить, что делать,
потом -- руководить <<двором>>, они давали приемы, ставили спектакли,
ездили в сады, в парки, катались на лодочке под зонтиками, все ими,
конечно, восхищались, думали -- фильм снимают. Через два года --
нормальный ребенок, пошла в обычную школу, одна <<фрейлина>> так при ней
подружкой и осталась.
Но. Но... Но!
Что вы думаете обо всем этом, уважаемые читатели?
И напоследок загадка: почему проект называется <<Гэмфри>>? Я сама
догадалась почти сразу. Гуглить бесполезно, но практически все читатели
старше сорока ответ знают. Надо только вспомнить и сообразить.

Ответить   "Temmir88@gmail.com" Wed, 10 Feb 2016 03:35:00 +0300 (#3368497)

 

Ответы:

Привет сообществу!

Цитата из статьи:

Сразу по прочтении в голову ударила мысль "ну почему не я до этого
додумалась?" :(...
Да, уже выросли среди нас дети, которые одни никогда не бывали на улице.
Можно сказать, что почти состарились родители,
которым непонятно, а как это ребёнок не хочет гулять на улице, потому что
ему там неинтересно, как
это фразу "иди погуляй" их ребёнок воспринимает, как наказание. Почитала
комменты в Инете под этой статьёй:
здравомыслящие люди высказываются в том ключе, что идея скорее хорошая, чем
наоборот: у ребёнка шанс
не только получить недоступный бонус, но и социальный лифт.
Согласна я с ними, но также хочу сказать, что для ребёнка это шанс не со
стороны, а изнутри познать
совершенно иную среду обитания, чем его собственная, причём шанс приобщиться
к этому в нужное время.
Я имела ввиду, конечно, бедного ребёнка, но и богатому тоже познать иной мир
не повредит. Люди
вспоминают фильм "Игрушка", наверное, Совки скажут, "ай-ай-ай, дружбу
покупать", но здесь речь идёт
о коммерческом общении.
Вообще явление, что дети не хотят общаться со сверстниками, знаете, не нова:
на моей памяти,
например, дети моих школьных учителей. Тогда детей ещё не делили, и вот
приходит такой умненький
мальчик в школу, а там полный класс гопов, выходит во двор -те же яйца,
только в профиль. Она очень
переживала за то, что он, якобы, общаться не умеет, а он ей пытался
объяснить, что ему с этим быдлолм
говорить совершенно не о чем. Тогда мы над этим мальчиком смеялись, но как я
его щас понимаю! У
мальчика, кстати, всё хорошо: поднялся и живёт за границей.
Кстати, в некотором роде опыт коммерческого общения мне не чужд: училась с
нами в школе дочка
учительницы, ну и сами понимаете, дети её игнорировали. Пацаны-то девку ваще
мутузили со страшной
силоьй за каждую двойку и закончилось это трагически, мы же к ней не
испытывали враждебных чувств,
просто при ней лишнего уже не сболтнёшь. Так вот, заболела эта девочка,
попала в больницу после очередного
избиения пацанами, а может так совпало, но ходить она не могла несколько
лет. Нет, не так, чтобы
была здоровёхонька и слегла, проблемы со здоровьем там были, но в школу-то
она на своих ногах
пришла, а потом на несколько лет реально слегла. Мы к ней тогда ходили
дружить по очереди. Дальше
объяснять? Голодные интернатовские девки являются к домашней девочке в
гости. Чё будет? Идею поняли?
Девочка та была совершенно нормальная, я бы с ней и так общалась, просто мы
как-то не пересекались, а тут, понимаете, приятный
бонус.

Ответить   carrying_rain Thu, 11 Feb 2016 18:31:52 +0500 (#3369268)

 

Здравствуйте, carrying_rain.

Вы писали 11 февраля 2016 г., 16:31:52:

Подобной мысли не возникло, но идея, на мой взгляд хорошая.

приобщиться

мир

Тут тоже соглашусь. Ребенок, проживающий в определенной среде знает
одну только эту среду.
Вспомнилась тут одна история. Одна из коллег привела на работу свою
дочь дошкольницу. Она стала невольной слушательницей о какой-то
истории про людей, живущих в общежитии.
Девочка воспитывалась в обеспеченной семье, никогда не жила в общаге.
И вот она вдруг говорит, что очень хочет жить в общежитии. Там, мол,
клёво.
Спрашиваем у нее, знает ли она, что такое общежитие?
Отвечает, что, конечно, знает, ведь сам Ельцин и его дети живут в
общежитии.
Поясню немного, почему Ельцин: потому, что это дело было во времена
его правления.
Девочка пояснила нам, что общежитие в ее понимании - это огромный дом,
где много этажей и много комнат и все комнаты занимает только одна
семья.

Ответить   Thu, 11 Feb 2016 20:50:58 +0300 (#3369435)

 

Здравствуйте, Друзья!

С разрешения Сандры отправляю ее ответ на обозначеннуую тему.

прочитала в рассылке тему "купи друга", и она теперь мне покоя не дает.
вроде бы идея и хорошая, но во мне есть какое-то "но".
видимо, его создает негативный опыт. я тоже была немного выше по
социальной лестнице наших интернатовских в частности своих
одноклассников ну или сказать точнее их большинства - чуть по лучше
доход, более благополучная семья...
я без задней мысли тогда их подкармливала продуктами, что мне мама
давала с собой. самой мало доставалось, но я думала тогда, что лучше
разделить мой запас на всех и нам всем будет чуточку легче пережить
голодный интернатовский вечер.
девочки общались со мной, но назвать это дружбой даже за материальные
блага я не могу. дружба слишком громкое слово для этого - они просто
общались.
вывод: наши дети не умели дружить за что-то материальное - дружить
по-настоящему.
а те дети, участвующие в проекте, умеют, и это для меня как-то страшно.
они могут применить эти навыки в других сферах своей жизни - есть в этом
проекте какое-то поощрение корысти что ли...
это меня и смущает.

PS. Детям свойственно дружить ради чего-то или ради кого-то. Со мной,
к примеру, всегда все в классе дружили. Почему? Да потому, ччто при
невыносимом поведении, всегда исправно готовила домашку и всегда
давала списать во время переменки.
Звонок на урок, и туут прилетает тетрадка к хозяйке ;)
А когда не давала "слизать" контрольную, туут же ссорились и дружба
врозь.

Ответить   Fri, 12 Feb 2016 20:24:27 +0300 (#3369936)