Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

За 2015-12-12

[pc] Синдром предков услышан в эмбриологии

Теги статьи: психологическая литература, перинатальная психология

Коваленко Наталья Петровна

В современной психологии и психотерапии давно изучен так называемый
<<синдром предков>>, а также существует термин <<психогенеалогия>>, который
создала в 1980 году Анн Анселин Шутценбергер - французский психолог,
психотерапевт и почетный профессор Университета Ниццы, где более двадцати
лет она руководила лабораторией социальной и клинической психологии. В своих
книгах она описывает, что такое семейные связи и трансгенерационная
передача.

<<Синдром предков>> - эта одна из первых её книг, изданных в России,
посвященных работе семейного терапевта с семейной историей,
трансгенерационными связями, синдромом годовщины и семейными тайнами. Анн
Анселин считает, что большинство проблем и сценариев привнесено в наши жизни
семьей (предками и родителями), так как семейная система транслирует всё,
что накопила. Порой <<семейные истории>> как неписаные правила, по которым
живут семьи, они находятся внутри коллективного бессознательного (семейного,
генетически обусловленного подсознания) и через поколения могут
транслироваться потомкам. Более того, паттерны семейных отношений,
склонность к определенной деятельности и поведению могут передаваться из
поколения в поколение и сильно влиять на жизнь членов семьи. Отдельно
следует упомянуть позицию Анн Анселин по поводу травматичных и трагических
случаев в истории семьи, связанных с рождением и смертью и отношением к
этому членов семьи. Родство, чувство родства и семейного единства зависит от
лояльности её членов, от помыслов, мотивации каждого члена семьи. Отсюда
вытекают понятия <<баланса семейных счетов>> (накопления дисбаланса и
трагизма) и <<семейной справедливости>>. Когда справедливость не
соблюдается, это проявляется в недоверии, эксплуатации одних членов семьи
другими (иногда - в бегстве, реванше, мести), даже в болезни или в
повторяющихся несчастных случаях.

Имея большой практический опыт и обширный статистический материал Анн
Анселин смогла описать <<синдром годовщины>> - повторение трагических (или
счастливых) событий в нескольких поколениях. Тем более что в западной
культуре не исчезли традиции ведения генеологических древ и записей историй
многопоколенных семей. Истории судеб некоторых членов семьи действительно
часто имеют подобные повторяющиеся сценарии. В книге Анн Анселин приводятся
интересные факты: американские врачи описали достоверный случай нарушений
ритма сердца в час, почти точно совпадавший с годовщиной смерти отца
пациентки. Статья опубликована в журнале <<HeartRhythm>>. Ранее этой женщине
установили искусственный водитель ритма сердца, который срабатывал только в
случае появления аритмии. Электрокардиостимулятор был установлен после
перенесенного ранее инфаркта миокарда. В памяти аппарата сохранилось точное
время возникновения опасной для жизни аритмии. Выяснилось, что это произошло
спустя 7 дней после годовщины смерти отца женщины, в час его смерти.

Наверное, каждый из нас слышал городскую легенду о людях, падающих замертво,
узнав о смерти близких, или о вдовах и вдовцах, умирающих в годовщину смерти
супруга или супруги. <<Синдром годовщины может быть связан с бессознательным
чувством времени, которое есть у каждого человека. Вы можете не думать о
том, сколько времени прошло с момента смерти близкого человека, однако
какая-то часть вашего сознания все равно думает об этом. Биологической
основой <<синдрома годовщины>> может являться именно нарушение ритма
сердца>>, - говорит автор статьи в <<HeartRhythm>> Michael Sweeney.

Всё это дополняет видение и понимание семейной системы и законов её
существования и должно использоваться не только в современной психотерапии,
но и в семейной медицине, репродуктологии, андрологии и др. Ведь рождение и
смерть - это такие даты в жизни человека, к которым привязаны и судьбы
других членов семьи, и резонанс от этих событий распространяется на всю
семейную систему. Как рождение, так и смерть есть грани, в которых
развивается человеческая жизнь и они естественны и целесообразны с точки
зрения общего закона жизни. Но, как показывает практика, и рождение ребенка
для некоторых семей сейчас является трагедией, не говоря уже о смерти. Эти
события прежде происходили в лоне семьи, и семья полностью брала
ответственность за их организацию и подготовку. Как к рождению необходимо
было готовиться молодым родителям, так и к смерти старым людям. Для этого
существовали хорошо продуманные каноны поведения и действий. В разных
культурах они имеют различия, но относятся именно к семейной культуре
(Коваленко Н.П. Семьеведение, 2014) .

Состояние семьи и репродуктивный потенциал её членов - это совершенно
связанные темы и в пространстве Российской ассоциации перинатальной
психологии медицины уже 15 лет накапливается материал, подтверждающий
наблюдения А.А.Шутценбергер о связи репродуктивного потенциала с
потенциалом, накопленным предыдущими поколениями, разработан диагностический
аппарат, позволяющий зафиксировать некоторые межпоколенные связи. Это
помогает нам в сегодняшней работе правильно организовать терапевтический
процесс, направленный на восстановление репродуктивной активности при
диагнозе <<бесплодие>>, укрепить репродуктивную систему перед родами, если в
роду имелись выкидыши и мертворождение. Результаты обнадеживают: 75 %
пациенток благополучно рожают детей естественным путем.

Отрадно, что в журнале Status Praesens (Т.В. Галина, ТА.Добрецова; под
редакцией Радзинского В.Е., 2015) авторы - доктора медицинских наук,
проявляют внимание к <<синдрому предков>>. Они пишут: <<Долго считалось, что
эпигенетические перестройки генома действуют в пределах только одного
организма, гематогенез начинается с <<чистого листа>>, а эмбрион наследует
свободный от фенотипических признаков родителей генетический материал.
Однако оказалось, что даже однояйцевые близнецы, имеющие идентичный набор
хромосом, различаются между собой...Причина в том, что у каждого близнеца
свои <<правила пунктуации>> в геноме... Сегодня уже не вызывает сомнений,
что некоторые виды информации могут передаваться от поколения в поколение
другим путем, чем привычный синтез и репликации ДНК... Будет записано всё:
чем болел, в каких условиях жил, как рождался, чем питался, что умел.
Происходит своеобразное <<чипирование>> генома - и теперь это уже эпигеном.
Он-то и будет <<дирижировать>> ансамблем феногенетического разнообразия у
потомства. <<Трансгенерационные связи>> - так ученые характеризуют эти
явления. Другими словами, <<синдром предков>>.

Подтверждение учеными-медиками существования <<синдрома предков>> может
изменить очень многие врачебные стратегии отечественной медицины. Тем более,
что генетика не стоит на месте и находит все больше и больше маркеров для
определения наследственных признаков. Также в журнале <<Status Praesens>> в
статье авторов, упомянутых выше, есть абзац: <<Со времен открытия законов
Менделя представление о любом геноме подчинялось ряду правил: потомок строго
наследует признаки родителей. В зависимости от того доминантен признак или
рецессивен, происходит экспрессия признака...Недавно был открыт новый
механизм регуляции генов, так называемый генетический импринтинг, один из
механизмов эпигенетики: активность генов зависит от того, от какого
организма они получены - материнского или отцовского. В основе импринтинга
(бессознательного впечатывания в память) лежит эпигенетическая модификация
участков хромосом одного из родителей, играющая роль <<выключателя>>...
Например, развитие плаценты происходит под четким руководством генов отца, а
ранее развитие эмбриональных структур регулируют гены матери>>.

Такие научные наблюдения могут быть весьма полезны и могут повлиять на
большой спектр не только медицинских технологий, но и вызвать резонанс в
социальной жизни, в которой статусы матери и отца девальвируются. Особенно
роль отца претерпевает сейчас глубокий кризис. Мужчина как основа семьи,
отец как центр семейной системы - эти идеи сейчас не всегда популярны. Но
роль отца при строительстве семейной системы и при рождении детей так же
велика как и материнская, это доказывает и вышесказанное. Приход ребенка в
семью - это не только результат клеточного взаимодействия матери и отца
(яйцеклетка и сперматозоид), это ещё и слияние информационных программ
матери и отца, где накоплен или благоприятный для будущего потомства опыт
или неблагоприятный, приносящий патологические тенденции. Отец - равноценный
податель генетических признаков, как и мать, имеет равнозначное право на
ребенка. Тем более, что наша культура пока ещё придерживается патриархатного
типа существования. Ребенок носит отчество и фамилию отца, значит,
принадлежит роду отца, его фамилии. В связи с этим ответственность отцов за
потомство должна быть восстановлена, ведь статистика в современных школах
показывает, что 70 % -80% детей воспитываются в семьях без отцов и эта
тенденция растёт.

Репродуктивное здоровье напрямую связано с семейной культурой, в которой
репродуктивная культура, родильные умения могут передаваться из поколения в
поколение - как результат существования крепкой семьи. Но, к сожалению,
современное общество накопило огромный пласт антисемейных тенденций, которые
проявляются в культуре, образовании и медицине. Однако наука разъясняет
законы природы и ставит всё на свои места.

В ресурсной психотерапии (Коваленко-Маджуга Н.П.) создан большой арсенал
методик, позволяющих корректировать и компенсировать некоторые
патологизирующие программы предков и родителей, особенно это касается
программ деторождения и родительского поведения. Ресурсная перинатальная
психотерапия позволяет не только обеспечить благоприятное рождение ребенка,
но и нейтрализовать синдром предков, если он выявлен. Тогда новорожденный не
получит опасные для его будущего программы или будет иметь ресурсы для их
компенсации. Для этого требуется кропотливая работа с молодыми родителями,
которые должны взять на себя ответственность за будущих детей.
(www.mipu.org.ru)

Литература:
1.Беременная ХХ1 века: трудно как никогда. Информационный
бюллетень/Т.В.Галина, Т.А.Добрецова; под ред В.Е Радзинского.-М.: Редакция
Журнала Status Praesens, 2015.
2.А.А. Щутценбергер. Синдром предков. - М.: Психотерапия, 2000.
3.Коваленко-Маджуга Н.П. Перинатальная психология. - СПб.: Петрополис, 2009.
4.Генетика поведения: количественный анализ психологических и
психофизических признаков в онтогенезе/под ред. Малых С.Б., Москва:
Socio-Logos, 1995.
5.Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы,
клиническая практика.- М.: Когнито-центр, 2005.

   2015-12-12 21:24:27 (#3345861)

[pc] Ученые утверждают, что точка говорит об неискренности.

Вот какие исследования ученых попались мне сегодня.
А что вы, друзья, думаете по этому поводу? Так ли на самом деле мы не
искренны, в том случае, если в конце собственной мысли ставим точку?
Лично я так не думаю. Ну, во-первых, ни джоз, ни НВДА, ни какой другой ридер
не говорит мне, есть ли точка в конце фразы или нет. Простите, мне глубоко
это "по барабану", или другому инструменту. ;)
А во-вторых, эту самую точку я ставила и буду ставить по одной только
причине, что этому учили в школе, и просто считаю, что текст должен быть
написан максимально грамотно. А искренность или неискренность узнаётся
другими способами, не так ли?

Ученые выяснили: если текстовое сообщение в социальных сетях или SMS
заканчивается точкой, получатель воспринимает его как неискреннее или
лживое. С полным текстом исследования можно ознакомиться в журнале Computers
in Human Behavior.

В эксперименте принимали участие 126 человек. Им показывали переписку между
двумя пользователями следующего содержания: первый собеседник сообщал, что у
него есть лишние билеты на некое мероприятие, и приглашал второго пойти
вместе с ним. Второй человек отвечал согласием, которое могло быть выражено
разными словами, такими как <<да>>, <<хорошо>>, <<окей>>. В некоторых
случаях сообщение заканчивалось точкой, а в некоторых знаки препинания
отсутствовали.

Участники опыта заявили, что, по их мнению, если второй собеседник ставил в
конце сообщения точку, это свидетельствовало о его неискренности -- на самом
деле он не очень хотел идти на мероприятие. А вот сообщения без знаков
препинания были оценены как честные и искренние. Авторы исследования
утверждают, что такой результат работы их не удивил: обычно человек
определяет степень искренности собеседника по интонации или мимике, но при
переписке эти ключевые сигналы отсутствуют, а значит, человек опирается на
имеющуюся информацию, в данном случае на знаки препинания.

   2015-12-12 21:10:29 (#3345856)

[pc] Террористами не рождаются

Всем привет!

Террористами не рождаются

Теги статьи: психологическая наука, терроризм

Что творится в головах террористов, как шахиды преодолевают страх смерти и
зачем детей приучают к убийствам, разбирался отдел науки <<Газеты.Ru>>.

На сегодняшний день нет ни одной научной теории, которая бы полностью
охватывала все аспекты психологии терроризма и выявляла мотивы людей,
вступающих в экстремистские организации. С одной стороны, это объясняется
тем, что от психологов и социологов скрыты внутригрупповые процессы,
происходящие в террористических и экстремистских сообществах. С другой
стороны, некоторые специалисты считают, что между террористами и
обыкновенными людьми часто гораздо меньше, чем хотелось бы думать,
объективных психологических различий.

Психологи выделяют несколько основных мотивов, которыми руководствуются
террористы:
1. Меркантильные мотивы. <<Аль-Каида>> (организация, запрещенная на
территории РФ. -- <<Газета.Ru>>) использовала детей и женщин в качестве
смертников, и многие террористы воспринимали это с отвращением. Деньги, а не
идеология стали ключевым мотивом присоединения к <<Аль-Каиде>>, отмечают
Майкл Вайс и Хасан Хасан, авторы нашумевшей книги <<Исламское государство:
Армия террора>>. Для большинства экстремистов занятие террором -- один из
способов заработать. А в некоторых регионах -- единственный.
2. Идеологические мотивы более устойчивы и постоянны. Террор, подкрепленный
идеологией, становится <<миссией>>, <<долгом>>, повышает социальный статус
террориста в той общности, к которой он принадлежит.
3. Мотивы преобразования и изменения мира. В основе данных мотивов лежит
убежденность в несовершенстве и несправедливости мира. Террор
рассматривается как инструмент установления справедливости и порядка.
4. Мотив власти над людьми -- самый древний и глубинный мотив. Через террор
боевик позиционирует свою власть и личность, собственное превосходство над
окружающими. Своеобразное <<насилие>> характерно и для высших приматов,
которые таким образом регулируют иерархию взаимоотношений в группе.
5. Мотивы эмоциональной привязанности выступают в разнообразных формах. Чаще
всего встречается мотив мести за нанесенный вред, за смерть родственников и
близких. Также терроризмом начинают заниматься <<за компанию>> или потому,
что кто-то из родственников или друзей состоял в террористических
организациях.
6. Мотив самореализации. За неимением доступа к образованию, науке и
искусству для многих людей, как это ни парадоксально, террористическая
деятельность становится единственно возможной, в которой они могут
реализоваться и <<развиваться>>.

Марина Киселёва

   2015-12-12 20:53:21 (#3345852)