Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Фармкомпании могут отказаться обеспечивать льготников лекарствами

Фармкомпании могут отказаться обеспечивать льготников лекарствами

У всех событий, которые происходят в последние месяцы вокруг реформы по
замене льгот денежными компенсациями, есть одно удивительное, общее для всех
свойство - все <околомонетизационные> факты представителями разных партий трактуются
и воспринимаются совершенно по-разному. Одно из таких событий, или,
если хотите, явлений, - невыполнение бюджетом своих обязательств по возврату
денег фармацевтическим компаниям - дистрибьюторам льготных медикаментов.

До сих пор практически ни одна компания не получила обратно даже части
денег, потраченных на обеспечение регионов <бесплатными> лекарствами. По нашей
информации, из нескольких десятков компаний, взявшихся за поставку медикаментов
по программе <Льгота-2005>, деньги получили только две - это компании <РОСТА>
и <Биотэк>. Однако и им расходы были компенсированы лишь частично.
О том, с чем столкнулись компании-поставщики, <Новой> рассказал президент
фармацевтической группы <РОСТА> Олег КОНЕВ: <Мы подписали договоры с большим
количеством Фондов медицинского страхования в 26 субъектах по Сибирскому и Дальневосточному
округам. От шести регионов мы уже получили денежные средства.
Но мы отгрузили препаратов на 1 млрд рублей, а получили 70 млн рублей>.
То, что бюджет не компенсирует частным поставщикам медикаментов их затраты,
прежде всего сказывается на лекарственном обеспечении людей, ради которых
реформа и затевалась.
Цепочка здесь вырисовывается предельно простая. Аптека подает заявку на
определенные медикаменты, компания-дистрибьютор ее выполняет, закупая лекарства
у производителей. Но дистрибьютор при этом либо вообще не платит производителю,
либо использует ресурсы компании, чтобы рассчитаться за <бесплатные> лекарства.
Торговля лекарствами в кредит идет уже с конца декабря, нетрудно догадаться,
что за каждый препарат, полученный льготником в аптеке, поставщик до сих пор
должен производителю.
Но понятно, что вечно работать в долг, пусть даже с надеждой на то, что
бюджет рано или поздно что-то выплатит, никто не хочет и не будет. Пока прошло
только три месяца, ситуация еще не критическая, российские производители - народ
терпеливый. Но почти половина лекарств, включенных в льготный список,
делается за рубежом, а иностранные компании вряд ли поймут, почему им не платят
деньги.
<Любая компания сама оценивает свои возможности. Три иностранные фирмы,
просчитав финансовые риски, недавно заявили, что не будут поставлять медикаменты
в рамках программы <Льгота-2005>, - рассказал <Новой> Игорь РУДИНСКИЙ, генеральный
директор компании <СИА Интернейшнл>, которая является уполномоченным
дистрибьютором в Южном и Уральском федеральных округах. Лекарства этих производителей
теперь можно будет приобрести только за живые деньги, а значит, ни
один льготник не получит теперь бесплатно импортное лекарство.
Однако выход западных фирм из программы <Льгота-2005> - это еще полбеды.
Вполне вероятно, что через пару месяцев и российские производители откажутся
отпускать лекарства в кредит. Это подтвердил президент <РОСТА> Олег Конев: <Есть
опасность, что дистрибьюторы и производители пересмотрят отношение к поставкам
лекарственных средств, завозимых на основании заявок, которые делают регионы>.
Как заявил генеральный директор фармацевтической компании <МАКИЗ-ФАРМА>
Михаил НЕКРАСОВ, поставку льготных лекарств дистрибьюторы часто осуществляют
<в ущерб коммерческим поставкам>. То есть, если в ближайшее время ничего не изменится,
компании, подписывавшиеся на участие в программе <Льгота-2005>,
могут оказаться на грани банкротства.
Тем не менее участники рынка надежду не теряют. <Думаю, что после 1-го
квартала Минздравсоцразвития уже определится в окончательном отборе предприятий-производителей,
участвующих в программе, так как 3 месяца - достаточный срок>, - говорит Михаил
Некрасов. В этих словах гендиректора <МАКИЗ-ФАРМЫ>, собственно, и заключается
суть проблемы, почему государство не может рассчитаться с частными фирмами, взявшимися
фактически за реализацию реформы по замене льгот.
Такая <оказия> случилась из-за весьма странного несоответствия законов.
Как известно, бюджетные деньги между поставщиками должны были распределять
страховые компании, которые были выбраны по неизвестным критериям без проведения
конкурса. Однако по закону, который никакая монетизация не отменяет, бюджетные
деньги могут осваиваться частными компаниями только после открытого конкурса.
В связи с этим глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев обратился
с письмом к Михаилу Зурабову. В письме он указал на недопустимость преференции
отдельных участников системы лекарственного обеспечения и рекомендовал в
ближайшее время провести открытый конкурс среди страховых компаний.
Правда, есть еще один аспект, почему государство задерживает выплату денег
поставщикам лекарств. Монетизация изначально предполагала полное изменение
системы лекарственного обеспечения. Были введены новые рецептурные бланки, определены
новые схемы передачи бланков, оформления заявок, регистрации заявок
и т. д. Каждое <бесплатное> лекарство, выданное бюджетнику, должно регистрироваться
в нескольких инстанциях - начиная от аптеки и заканчивая Министерством
финансов.
Однако далеко не у всех инстанций есть ресурсы, необходимые для этой кропотливой
бумажной работы. Прежде всего у аптек нет компьютеров, чтобы автоматически
регистрировать все заявки и передавать их поставщикам. У поставщиков нет кадров,
чтобы обрабатывать тонны бумаг. А Фонды обязательного медицинского страхования,
которые на данный момент принимают решения о компенсации расходов поставщикам,
не могут вернуть деньги, пока не получат правильно оформленную документацию.
Кипы выданных рецептов гуляют между ФОМСами, поставщиками, аптеками и
производителями, и только малую часть из них признают правильно оформленными.
В итоге имеем то, что имеем. Пока еще большая часть производителей продолжает
отпускать медикаменты в кредит, дистрибьюторы взваливают на себя эти
кредиты и ждут государственных гарантий, и потребитель пока еще получает лекарства.
Однако от государства - ни слуха ни духа, и вполне вероятно, что к
лету фармкомпании станут одна за другой выходить из программы <Льгота-2005>.
В данном случае даже одна компания - это много, потому что некоторые регионы
целиком зависят от этой фирмы: как только кому-то надоест брать кредиты и верить
обещаниям реформаторов, без медикаментов останется целый регион.
Реформа по замене льгот денежными компенсациями придумана так, что если
люди окончательно лишатся льготных лекарств, то обвинить в этом можно будет
именно частные компании. И никто не вспомнит, что лекарств нет, потому что компания
была вынуждена прекратить поставки. Не исключено, что еще и судить
кого-нибудь будут. Только, конечно, не <отцов реформы>.

Екатерина ИВАНОВА
Источник: <Новая газета>

Выпуск листа на новом месте: 662

Ответить   Thu, 31 Mar 2005 09:18:33 +0400 (#343148)